Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс реализации стратегии предприятия




РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

Приоритетными не только в практике, но и в теории становятся вопросы выполнения стратегии, а не ее формирования.

Традиционными средствами теории управления реализация стратегии может быть описана как процесс осуществления стратегических целей, которые формализуются в планах, бюджетах, сбалансированной системе показателей и т. п., или как процесс реализации функций менеджмента – планирования, организации, мотивации и контроля. С точки зрения процессного подхода, реализация стратегии представляет собой совокупность бизнес-процессов, которые должны быть спроектированы или перепроектированы, теоретически обоснованы концепциями инжиниринга и реинжиниринга. При этом реализация стратегии в зависимости от значимости перемен изменяет и другие элементы системы управления:

· структуры – состав внутренних подразделений предприятия, их цели, задачи и полномочия; взаимосвязи между ними;

· ключевые компетенции, составляющие основу для формирования конкурентных преимуществ и успеха деятельности предприятия;

· персонал – кадровый потенциал предприятия, уровень квалификации, знаний, способностей и т. д.;

· «мягкие элементы» – ценности, традиции, принципы, верования и подходы, разделяемые менеджерами, сотрудниками и рабочими, в соответствии с которыми строится система мотивации их деятельности и осуществляется функционирование предприятия; установленные на предприятии стиль управления, корпоративная культура, образцы мышления и поведения менеджеров и работников фирмы.

Наиболее полно изменения в элементах системы управления анализируются в модели «7S» McKinsey.

Реализация стратегии в большей или меньшей степени затрагивает все вышеперечисленные области и аспекты деятельности организации. Иногда стратегия, образно говоря, меняет всех и вся. Другими словами, планируя и претворяя в жизнь стратегию, следует учитывать, что сложность реализации определяется тем, что в ее выполнении принимает участие весь коллектив предприятия. Разрабатывают стратегию специалисты по стратегическому планированию, принимает стратегические решения высший менеджмент компании. Кроме того, они также могут распределить роли структурных подразделений в выполнении стратегии, обеспечить анализ и оценку достигнутых результатов. Другие работы, напрямую обеспечивающие реализацию стратегии, выполняют начальники структурных подразделений и непосредственные исполнители. Разумеется, чем инновационней стратегия, тем больше вероятность возникновения конфликтов между разработчиками и исполнителями стратегии. И если стратегия по каким-либо причинам не реализуется, то виновными чаще всего делают разработчиков.

Наблюдаемое противоречие интересов, приводящее к срыву планов и заданий и, как следствие, провалу всего плана стратегических преобразований, заставляет руководство компаний и теоретиков стратегического менеджмента идентифицировать и проводить изменения компании, продумывать и предлагать процедуры реализации стратегии, разрабатывать рекомендации по претворению стратегии в жизнь.

Проведение изменений в компании приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии. Бывают ситуации, когда фактически не требуется проведения изменений, бывают же ситуации, когда выполнение стратегии предполагает проведение очень глубоких преобразований. В зависимости от состояния задающих необходимость и степень изменения основных факторов (состояние отрасли, фирмы, продукта и рынка) выделяют пять достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типов изменений [5, с. 113–114].

Перестройка компании предполагает ее фундаментальное изменение, затрагивающее все ее элементы, включая миссию, цели, структуры, производство и другие процессы, компетенции, персонал, стили и методы работы, организационную культуру. Данный тип изменения может проводиться тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняются ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации возникают самые большие трудности с выполнением стратегии. Самого серьезного внимания заслуживает работа по созданию новой организационной культуры. Очень большие изменения происходят и в технологической области, а также в сфере трудовых ресурсов.

Радикальное преобразование компании проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной фирмой. Слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.

Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается обеспечить его продажи. Здесь изменения затрагивают производственный процесс, а также маркетинг, особенно в той его части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту.

Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту фирмы. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность компании в целом.

Неизменяемое функционирование компании происходит тогда, когда она постоянно реализует одну и ту же стратегию, например, стратегию ограниченного роста. В этом случае на стадии выполнения стратегии не требуется проводить никаких организационных изменений. Увеличивается только размерность показателей по объему производства, реализации продукции, прибыли и др. Здесь фирма может получать хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе очень важно чутко следить за возможными изменениями во внешней среде, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

 

Обычно выделяются следующие этапы процесса реализации стратегии:

· формализация стратегии (бизнес-план, бюджетирование, ССП, КПЭ – перевод стратегии на язык показателей);

· определение исполнителей, доведение до них показателей, формулировка задач, наделение полномочиями и ответственностью;

· инструктаж и при необходимости обучение сотрудников;

· эффективная мотивация сотрудников и преодоление сопротивления переменам;

· уточнение и проектирование бизнес-процессов;

· контроль, оценка и корректировка хода реализации стратегии.

Охарактеризуем этот процесс как непрерывную, циклически повторяемую последовательность выполнения функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.