КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Консольные насосы типа К и КМ
Центробежные насосы и их классификация
1. По числу колес: а) одноколесные - одним колесом создают напор не более 40-50м. б) многоколесные (многоступенчатые) - для больших напоров, количество колес бывает до 10, иногда 12. Дальнейшее увеличение количества ступеней нецелесообразно вследствие больших потерь напора. 2. По создаваемому напору: а) низконапорные (до 20м); б) средненапорные (от 20 до 60м); в) высоконапорные (свыше 60 м). 3. По способу подвода жидкости к колесу: а) с односторонним подводом (всасыванием) жидкости к колесу; б) с двухсторонним подводом жидкости к колесу; колесо такого насоса представляет собой как бы сложенные тыльными сторонами 2 обыкновенных колеса; в этом случае жидкость входит в колесо с 2-х сторон и производительность насоса увеличивается. 4. По расположению вала насоса: а) горизонтальные (наиболее распространенные); б) вертикальные, которые применяются чаще всего для откачивания воды из глубоких колодцев, скважин, куда они опускаются. 5. По способу разъема корпуса: а) с горизонтальным разъемом корпуса; б) с вертикальным разъемом корпуса - эти насосы называются секционными, т.к. корпус состоит из нескольких секций (по числу колес). 6. По способу отвода жидкости из рабочего колеса в камеру: а) спиральные, в которых жидкость из рабочего колеса поступает непосредственно в нагнетательный трубопровод; б) турбинные, в которых жидкость из рабочего колеса поступает в спиральный корпус через направляющий аппарат, представляющий неподвижное колесо с лопатками. 7. По способу соединения с двигателем: а) приводные, соединяемые с двигателем ремённой передачей; б) соединяемые непосредственно с двигателем - обычно с электродвигателями или паровой турбиной.
8. По назначению: а) водопроводные. б) канализационные; в) производственно-технические - для перекачивания нефти, кислот, горячей и шахтной воды; г) землесосы, применяемые для намыва плотин и при дноуглубительных работах. д) шламовые, применяемые в цементной и нефтяной промышленности, цветной металлургии. 9. По степени быстроходности рабочего колеса: а) тихоходные; б) нормальные; в) быстроходные. Достоинства центробежных насосов: · компактность и простота конструкции; · простота соединений с электродвигателем и другими силовыми установками, что повышает КПД установки; · простота пуска и регулирования; · плавная работа; · экономичность в эксплуатации; · надежность, долговечность в работе и возможность применения для перекачки любых жидкостей. Недостатки центробежных насосов: · низкий КПД малых насосов; · сложность отливки рабочего колеса; · необходимость заполнения жидкостью корпуса перед пуском. Основным рабочим органом центробежного насоса, является свободно вращающееся внутри корпуса колесо, насаженное на вал. Рабочее колесо состоит из двух дисков (переднего и заднего), отстоящих на некотором расстоянии друг от друга. Между дисками, соединяя их в единую конструкцию, находятся лопасти, плавно изогнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса. Внутренние поверхности дисков и поверхности лопастей образуют так называемые межлопастные каналы колеса, которые при работе насоса заполнены перекачиваемой жидкостью. При вращении колеса на каждую часть жидкости (массой m), находящейся в межлопастном канале на расстоянии r от оси вала, будет действовать центробежная сила, определяемая выражением: Fи = m 2r, (1) где - угловая скорость вала, рад/с. Под действием этой силы жидкость выбрасывается из рабочего колеса, в результате чего в центре колеса создается разрежение, а в периферийной его части - повышенное давление. Для обеспечения непрерывного движения жидкости через насос необходимо обеспечить подвод перекачиваемой жидкости к рабочему колесу и отвод ее от него. Жидкость поступает через отверстие в переднем диске рабочего колеса (рис. 2) по всасывающему патрубку и всасывающему трубопроводу.
Движение жидкости по всасывающему трубопроводу происходит вследствие разности давлений над свободной поверхностью жидкости в приемном бассейне (атмосферное) и в центральной области колеса (разрежение). Для отвода жидкости в корпусе насоса имеется расширяющаяся спиральная камера (в форме улитки), куда и поступает жидкость, выбрасываемая из рабочего колеса. Спиральная камера (отвод) переходит в короткий диффузор, образующий напорный патрубок, соединяемый обычно с напорным трубопроводом. Рисунок 2 - Центробежный насос 1 - рабочее колесо; 2 - лопасть; 3 - спиральный отвод; 4 - конический диффузор; 5 - напорный трубопровод; 6 - воронка для заливки насоса или место подсоединения вакуум-насоса; 7 - приемный обратный клапан с сеткой; 8, 9 - всасывающие трубопровод, и патрубок; 10 - диски рабочего колеса; 11 - задвижка.
Анализ уравнения (1) показывает, что центробежная сила, а следовательно, и напор, развиваемый насосом, тем больше, чем больше частота вращения и диаметр рабочего колеса. В зависимости от требуемых параметров, назначения и условий работы в настоящее время разработано большое число разнообразных конструкций. По способу соединения с двигателем (рис. 3) центробежные насосы разделяются на приводные (со шкивом или редуктором), соединяемые непосредственно с двигателями с помощью муфты, и моноблочные, рабочее колесо которых устанавливается на удлиненном конце вала электродвигателя. Рисунок 3 - Соединения насоса с двигателем а - обычные (муфтой); б - моноблочные; в - фланцевые. Насос называется консольным, так как рабочее колесо расположено на свешивающейся части вала - консоли. Консольные насосы типа К (ГОСТ 22247-96) предназначены для перекачивания воды (кроме морской и агрессивной) с рН = 6,5 - 8, с температурой 0 - 85°С и содержанием твердых включений размерами до 0,2 мм, не превышающим 0,1% по массе, а также других жидкостей, подобных воде по плотности и химической активности. Насосы изготовляются с подачей 5 - 360 м3/ч (1,4 - 100 л/с), напором 10 - 90 м (давлением 0,1 - 0,9 МПа), КПД 50 - 84% и с допустимым кавитационным запасом 4 - 5,5 м. Коэффициент быстроходности ns = 60 - 250. Напор на входе не более 20 м.
Насосы - горизонтальные одноступенчатые консольные, с односторонним горизонтальным подводом воды к рабочему колесу, изготовляются двух типов: К - с горизонтальным валом на отдельной опорной стойке; КМ - с горизонтальным валом моноблочные с электродвигателем. Условное обозначение насоса (например, К20/30а-У2 или КМ20/30а-У2): буквы - тип насоса (К - консольный на отдельной стойке, КМ -консольный моноблочный с электродвигателем); первая цифра после букв - подача, м3/ч; вторая - напор, м; буква после цифр («а» или «б») - индекс варианта обточки рабочего колеса; последние буква и цифра - климатическое исполнение и категория размещения. Корпус горизонтального одноступенчатого консольного насоса с осевым входом жидкости (рис. 4) представляет собой чугунную фигурную отливку, внутренняя полость которой выполнена в виде спирали с диффузорным каналом, переходящим в напорный патрубок. Корпус насоса крепится к фланцу опорной станины четырьмя болтами. В нормальном исполнении напорный патрубок направлен вертикально вверх; в зависимости от условий эксплуатации он может быть повернут вокруг оси насоса на 90, 180 и 270°. Передняя крышка корпуса насоса (отлитая за одно целое с входным патрубком) съемная, что позволяет осматривать рабочие органы насоса без его демонтажа. В корпусе выполнены отверстия, закрытые пробками: в нижней части - для сливания воды из полости корпуса насоса перед длительной его остановкой или разборкой; в верхней части спирального отвода - для удаления воздуха из корпуса насоса перед его заливкой и присоединения трубопровода от вакуум-насоса. Крышка корпуса для увеличения ресурса работы насоса защищена сменным уплотнительным кольцом.
Рабочее колесо (закрытого типа - лопасти колеса закрыты передним и задним дисками) закреплено на валу насоса шпонкой и гайкой. У насосов мощностью до 10 кВт устанавливают рабочие колеса, неразгруженные от осевых усилий, а у насосов мощностью более 10 кВт - разгруженные. Разгрузка осевого давления на задний ведущий диск и снижение давления перед узлом сальникового уплотнения вала насоса достигаются с помощью разгрузочных отверстий в заднем диске рабочего колеса и уплотнительного пояска на рабочем колесе со стороны узла уплотнения. У неразгруженного рабочего колеса осевое усилие воспринимается подшипниками. Для разделения в корпусе насоса полостей низкого и высокого давления предусмотрен узел уплотнения лопастного колеса, который образован кольцевыми выступами на дисках колеса и защитными уплотняющими кольцами, установленными в передней крышке корпуса и закрепленными винтами. Рабочие колеса, разгруженные от осевых сил, имеют двустороннее уплотнение, остальные - одностороннее (со стороны входного патрубка). Зазор в узле уплотнения не должен быть более 0,3 - 0,5 мм. Превышение этой величины приводит к увеличению объемных потерь и снижению КПД насоса. Вал насоса изготовляется из высококачественной стали. Опорами вала служат два подшипника, находящиеся в масляной ванне, которая размещена в опорном кронштейне. Насосы К-8/18 и К-90/20 имеют внешнюю шарикоподшипниковую опору и внутреннюю в виде бронзовой втулки, запрессованной в корпусе насоса. К внешней опоре подается из масленки густая смазка, внутренняя опора смазывается и охлаждается перекачиваемой жидкостью. Для повышения ресурса насоса и предотвращения износа вала в зоне узла сальникового уплотнения на вал надета сменная защитная втулка (рис. 5). Все насосы типов К и КМ имеют сальник с мягкой набивкой (из промасленного хлопчатобумажного шнура), которая уплотняется подтягиванием гаек крышки сальника. У насосов мощностью 10 кВт и выше между кольцами набивки устанавливают фонарное кольцо, соединенное каналом с полостью высокого давления. Тем самым обеспечивается гидрозатвор в зоне узла сальникового уплотнения вала, препятствующий прониканию воздуха в полость низкого давления (при вакууме на входе воды в рабочее колесо насоса). У насосов мощностью до 10 кВт гидравлическое уплотнение сальникане предусматривается. Насосы типа К поставляются комплектно с электродвигателем, муфтой и фундаментной рамой. По заявке заказчика насос может быть изготовлен со шкивом для ременной передачи. Вал насосов типов К и КМ вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны
а б
Рисунок 4 - Общий вид консольного насоса (а - типа К; б - типа КМ) 1 и 2 - всасывающий и нагнетательный патрубки Рисунок 5 - Насос 2К-6 1 - спиральный канал; 2 - крышка корпуса; 3 - колесо рабочее; 4 - защитно-уплотняющее кольцо; 5 - вал; 6 - верхняя пробка; 7 - выходной патрубок; 8 - канал; 9 - кольцо гидроуплотнения; 10 - набивка сальника; 11 - крышка сальника; 12 - подшипник; 13 - опорный кронштейн; 14 - муфта вала; 15 - опорная станина; 16 - втулка вала; 17 - корпус; 18 - нижняя пробка.
привода. Консольные насосы всех трех типов широко применяют в городском и промышленном водоснабжении, на транспорте, в сельском хозяйстве, в водоснабжении микрорайонов и жилых домов, школ, больниц, а также в качестве циркуляционных насосов для подачи воды в системах горячего водоснабжения и центрального отопления.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |