Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психики. Психика (от греч. psychikos - душевный) – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах




Психика (от греч. psychikos - душевный) – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах. Иными словами, это способность мозга получать информацию об окружающем мире, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе своё поведение и деятельность. Психология изучает те свойства мозга, которые конструируют образы окружающей действительности и регулируют взаимодействие организма с реальной средой существования.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека. В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

 
 


СВОЙСТВА
СОСТОЯНИЯ
ПРОЦЕССЫ

 

           
     
 

 


 

           
 
- познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, представление) - чувства (активные и пассивные эмоции) - воля (решение, исполнение, волевое усилие)
   
- гностические (любопытство, сомнение, мечтательность, удивление и т.п.) - эмоциональные (радость, грусть, обида, возмущение, бодрость, страсть и т.д.) - волевые (активность, пассивность, решительность, уверенность, сдержанность и т.д.)
     
- особенности и качества личности - темперамент - черты характера - способности
 
 

 


Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения человека.

Психические состояния обусловлены реакцией на внешнюю среду и превалирующим в данный период свойствами нервной системы:

ü Сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;

ü Подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению;

ü Уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;

ü Лабильность нервной системы – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;

ü Резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства имеют генетическую основу, передаются по наследству и характеризуют человеческую личность: её интересы и склонности, способности, темперамент и характер.

Оптимальное психическое состояние – это состояние, наиболее соответствующее тому или иному виду деятельности.

Деятельность – сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают новый, необычный взгляд на мир.

Отчасти можно определить ведущую деятельность по доминантной функции головного мозга. Рассмотрим функции больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психо­логии обозначается как проблема функциональной асим­метрии мозга.

Полушария мозга выполняют разные функции. Одно вы­полняет ведущую (доминантную) функцию, другое - подчинённую. От того, какое именно полушарие является глав­ным, зависит, какой рукой человек лучше действует - пра­вой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой -«правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто луч­ше действует левой - «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рациональным т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и посте­пенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множествен­ную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче­стве, причём не только художественном, но и научном.

Проблема функциональной асимметрии мозга в насто­ящее время разрабатывается очень интенсивно. Приведём пример результатов одного исследования, задачей кото­рого было изучение и описание психических процессов, протекающих в каждом из полушарий, и установление их связи с некоторыми типичными способами понимания, познания мира.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие Правое полушарие
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

 

 

Чем раньше определяется, кто ребёнок - левша, правша или амбидекстр (человек, в равной степени владеющий обеими руками), тем лучше. Многие учёные считают также, что вклад каждого по­лушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что пра­вое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в до­школьном возрасте вносит больший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда -образный характер познания и восприятия мира детьми-дошкольниками, их бурная фантазия.

Эти данные послужили основой создания новых про­грамм для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как Это преимущественно происходит в настоящее время), сколь­ко на образное, чувственное, целостное, т.е. «правополушарное» познание мира.

Но в этой проблеме ещё очень многое остаётся неяс­ным. Существует много данных об очень сложных взаимо­действиях в развитии отдельных зон, находящихся в раз­ных полушариях. Кроме того, отмечается, что при описа­нии функций полушарий учитывается только деятельность мозга «правшей». В то же время у «левшей» ситуация не­сколько иная. Например, речевые процессы у них пред­ставлены в обоих полушариях.

Этот вопрос имеет не только научный, но и практи­ческий интерес. Долгое время «левшество» рассматрива­лось как вредная привычка или болезнь. Детей, которые пытались писать или делать что-либо левой рукой, нака­зывали, высмеивали, привязывали левую руку к тулови­щу так, чтобы они не могли ею действовать, и т.п. Не­удивительно, что такое «воспитание», такое «переучива­ние» нередко заканчивалось срывами, неврозами. По­требовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, напри­мер, темперамент. Было установлено, что многие гени­альные люди были «левшами». Например, великий ху­дожник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый мате­матик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, героя произведения Н.С. Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но это подтверждает, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать самых больших высот.

В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучи­вать. Кстати, многие из них сами научаются почти одина­ково хорошо действовать обеими руками. Однако в школе такие дети требуют особого внимания педагога, посколь­ку не только обучение школьным навыкам, но и само зда­ние, сама архитектура школы, расположение парт, доски рассчитаны на «правшей». Если своевременно обращать на это внимание, проблем, как правило, не возникает. При проявлении каких-то особых трудностей учителю следует обратиться к школьному психологу. 13 августа левши могут устроить себе праздник: отмечается Международный день левшей. Так решила основанная в американском городе Топика Международная конфедерация левшей. Её девиз - "Левши всех стран, соединяйтесь и покажите этим правшам!"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.