Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры




Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры

1. Древнеиндийская философия: основные школы.

2. Философские учения Древнего Китая.

3. Генезис, основные этапы и круг проблем античной философии. Натурфилософия досократической философии.

4. Философия Сократа.

5. Проблема бытия в философии Демокрита и Платона. Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля.

6. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. В чем отличие древних цивилизаций Востока от первобытного общества?

2. Что общего и особенного в философской мысли Древнего Китая и Древней Индии?

3. Каково влияние древневосточной философии на менталитет современного общества?

4. В чём различие цивилизации Востока от западноевропейской цивилизации.

Темы рефератов

1. Древнеиндийская мифология и философия: общее и специфическое.

2. Религиозно-философская концепция буддизма.

3. Буддизм как философия.

4. Философия йоги.

5. Конфуций и конфуцианство.

6. Проблема государства в философии «законников» («фа-цзя»).

7. Философия даосизма.

8. Будда и Конфуций: два пути философствования.

9. Проблема взаимосвязи морали и права в древнекитайской философии.

10. Пифагореизм: магия числа.

11. Гераклит и элеаты: два мнения по проблеме способа существования мира.

12. Софисты и софистика.

13. Феномен Сократа в античной философии.

14. Философия киников.

15. Понятие космоса в досократической философии.

16. Ранняя древнегреческая философия в системе античной культуры.

17. Афинская демократия и философия: становление, проблемы, персоналии.

18. Феномен римского права и социоцентризм философской мысли Древнего Рима.

19. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Выс. школа, 2001.

2. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

4. Статьи по персоналиям: Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

Основные положения темы

1. В Ведах и Упанишадах (священных книгах Древней Индии) наряду с религиозными идеями содержались и философские представления о единой духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Карме). Религиозно-философские учения Древней Индии имели по преимуществу этическую направленность. В зависимости от отношения к священным текстам Вед выделяются ортодоксальные философские школы и неортодоксальные школы философии Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным – чарвака, джайнизм, буддизм, адживика.

2. В Древнем Китае широчайшее распространение и глубокое влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Кун-цзы (Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными идеями которого были человеколюбие, взаимность, сдержанность. Наряду с конфуцианством широкое распространение получило учение Лао-Цзы (VI – Vвв. до н.э.) о священном Дао (даосизм). Согласно этому учению Дао – невидимый всеобщий и естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Заметную роль в истории философии Древнего Китая сыграли моизм и легизм.

3. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) возникла в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями европейского рабовладельческого общества. Возникшая из мифологического сознания античная философия в своем развитии прошла три этапа: досократовский, классический, эллинистический. К первому этапу относятся: милетская школа, элейская школа; пифагорейская школа; его представителями были Гераклит Эфесский, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Главной особенностью этого этапа развития античной философии был поиск ответов на вопрос о первооснове всего сущего. Его основным принципом было положение о том, что мир должен быть понят исходя из него самого. На этом этапе был совершен прорыв человеческой мысли от мифа к логосу.

4. Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение в устной форме, в форме бесед, диалогов, споров, дошли до нас в изложении его учеников, прежде всего, Платона. С именем Сократа принято связывать поворот в истории мировой философской мысли к изучению человека. Этот поворот иногда называют антропологическим. «Познай самого себя» – основной лозунг Сократа – был своеобразной визитной карточкой этого поворота. Сократа интересовали не вопросы о сущности мира в целом, а проблемы добродетели, морали, права. Основной принцип сократовской философии: знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины в диалоге.

5. Платон (428/427 – 347 до н.э.) – выдающийся ученик Сократа, создатель концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб философии сыграли его теории идей, бессмертия души, познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона была обоснована необходимость отказаться от некритического доверия к показанию чувств, данным человеческого чувственного опыта в пользу чисто рационального постижения мира. Мир платоновских идей мог быть схвачен лишь с помощью интеллекта, т.к. был умопостигаемым, умозрительным. Первоосновой мира, по Платону, являются идеи, или эйдосы, представляющие собой модели, порождающие образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, или своеобразный эталон, в соответствии с которым он изготовлен. Например, стол существует потому, что есть умозрительный образ, идея стола. Платон учил о том, что между вещью и ее образом существует принципиальное различие. Если конкретная вещь конечна и изменчива, то идея (эйдос) – вечна, не подвержена разрушению. Высшими идеями, или эталонами существования общества, являются этические и политические принципы – благо (добро), прекрасное, справедливость.

Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо от человека. Он называется бытием. Идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, однако между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, и его гносеология была построена на этой вере. Сущностью процесса познания древнегреческий мыслитель считал анамнезис – воспоминания. Он утверждал, что душа человека в процессе познания припоминает то, что она до своего воплощения в теле человека созерцала, находясь в мире идей.

Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н.э.), основатель Афинской школы, получившей название «Ликей». Это было одновременно учебное заведение и научный союз. Творчество Аристотеля было энциклопедично разносторонним. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Центральную часть его наследия образует все же философия, первая философия, названная через несколько веков после его смерти метафизикой. Первая философия, или метафизика Аристотеля, была наукой «о причинах и началах». Под бытием Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая взаимодействовала и с перводвигателем – божественным умом и идеальной формой. В философии государственного управления Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал достойными существования, или правильными: монархию, аристократию и политию, а три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

6. Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм – философские школы эллинистической эпохи, в которых всесторонне исследовались проблемы личной жизни человека. Невозмутимость, покой, безмятежность являются идеалом человеческой жизни для скептиков. У стоиков человек должен во всем следовать природе. По их мнению, рок, судьба управляют миром, а от человека требуется достойно держать удары судьбы. Цель счастливой жизни заключается, по Эпикуру, в душевном спокойствии (атараксии). Душевное спокойствие – состояние, при котором человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.