Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.П. Чалая, А.И. Конопля




.

.

.

то

.

Задание 3. Исследовать наибольшее и наименьшее значения функции

на отрезке [0;3].

Решение. Найдем производную:

.

Отсюда находим критические точки: x 1=2, x 2=4. Однако в заданный интервал попадает только одна точка: x 1=2Î[0;3]. Далее находим значение функции в найденной критической точке и на границах отрезка:

y (2) = 0, y (0) = 4, y (3) = e–3=1/ e 3.

Итак, наибольшее значение рассматриваемая функция принимает на левом конце заданного отрезка: yнаиб = y (0) = 4, а наименьшее значение – в точке минимума: yнаим = y (2) = 0.

Задание 4. Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и, используя результаты исследования, построить ее график:

.

Решение. I. а) Данная функция имеет смысл при всех значениях x, кроме точки x =1, т.е. областью определения данной функции

D = (–¥; 1)È(1;+¥).

Заметим также, что функция может принимать только неотрицательные значения, т.е. y ³0.

б) Данная функция является ни четной, ни нечетной, ни периодической, т.е. это функция общего вида.

в) При x =–1 функция будет равна нулю: y (–1)=0, т.е. график функции пересекает ось Ox в точке A (–1;0). При x =0 функция принимает значение y (0)=1, т.е. график функции пересекает ось Oy в точке B (0; 1).

г) Точка x =1 является точкой разрыва 2-го рода, причем

.

Следовательно, прямая x =1 является вертикальной асимптотой данной функции.

д) Найдем уравнение наклонной асимптоты y=kx+b, где

,

.

Таким образом, рассматриваемая функция имеет горизонтальную асимптоту, уравнение которой y =1.

II. Исследуем функцию на экстремум и определим участки ее монотонности. Для этого вычислим производную:

.

 
 

Определим критические точки функции, т.е. точки в которых производная равна нулю или не существует. Это будут точки x 1=–1, x 2=1. Наносим эти точки на числовую ось и определяем знак производной на каждом из полученных интервалов: Поскольку при переходе через критическую точку x =–1 производная меняет знак с минуса на плюс, то в этой точке имеется минимум: y(–1)=0. В точке x =1 производная также меняет знак, однако в этой точке нет экстремума, т.к. эта точка является точкой разрыва. На интервалах (–¥; –1) и (1;+¥) функция убывает, на интервале (–1; 1) – возрастает.

III. Исследуем функцию на выпуклость и вогнутость. Для этого вычислим производную второго порядка:

.

 
 

Определим критические точки 2-го порядка, т.е. точки в которых вторая производная равна нулю или не существует. Это будут точки x 1=–2, x 2=1. Нанесем эти точки на числовую ось и определим знак второй производной на каждом из полученных интервалов. Поскольку при переходе через критическую точку x =–2 вторая производная меняет знак с минуса на плюс, то в этой точке имеется точка перегиба: y(–2)=1/9. На интервале (–¥; –2) функция выпукла, на интервале (–2; +¥) – вогнута.

IV. Строим график функции. Построение начинаем с изображения асимптот, а также наносим точки экстремума, точки перегиба и точки пересечения с осями координат (см. рис.).


 
 

Задание 5. Найти все частные производные 1-го порядка:

а) , б) , в) .

Решение. Частные производные находятся точно также как и обыкновенные производные, только здесь нужно учитывать, что при вычислении производной по одной из переменных все остальные переменные считаются константами.

а) .

.

б) .

в) .

Задание 6. Вычислить неопределенные интегралы:

а) б)
в) г)
д) е) .

Решение. а) При вычислении данного интеграла, сделаем подстановку t =5–9ln x, в результате получим

.

б) При вычислении данного интеграла, сделаем подстановку t =5+4 x 10, в результате получим

.

в) При вычислении данного интеграла воспользуемся формулой интегрирования по частям

.

Тогда получим

.

г) При вычислении данного интеграла также воспользуемся формулой интегрирования по частям. В результате получим

.

д) Разложим подынтегральную функцию, т.е. правильную рациональную дробь, на сумму простейших дробей:

.

Приведем правую часть равенства к общему знаменателю и приравняем числители левой и правой частей:

.

Чтобы найти неопределенные коэффициенты A, B, C, придадим переменной x три каких-либо значения (обычно выбирают такие значения, чтобы получались нулевые значения в правой части):

Таким образом,

.

Далее, вычисляем исходный интеграл

.

е) Для вычисления исходного интеграла применим тригонометрические формулы:

Тогда получим

.

Задание 7. Вычислить определенные интегралы:

а) б) в) .

Решение. а) При вычислении данного интеграла, преобразуем подынтегральное выражение

.

б) При вычислении данного интеграла применим метод замены переменной (обратим внимание, что в определенных интегралах, кроме подынтегрального выражения, преобразуются также и пределы интегрирования):

.

в) При вычислении данного интеграла применим метод интегрирования по частям:

.

 

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ
ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

1. , 5. ,
2. , 6. ,
2а. , 7. ,
2б. , 8. ,
2в. , 9. ,
3. , 9а. ,
3а. , 10. ,
4. , 10а. .
4а. ,  

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ

1. , 4. ,
2. , 5. ,
3. , 6. ,

ТАБЛИЦА ПРОСТЕЙШИХ ИНТЕГРАЛОВ

1. , 7. ,
2. , a ¹1, 8. ,
2а. , 9. ,
2б. , 10. ,
2в. , 11. ,
3. , 12. ,
4. , 13. ,
4а. , 14. ,
5. , 15. ,
6. , 16. .

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.