Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление процессом создания знаний




Виды инноваций и их классификация

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения про- изводства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В промышленности различают два типа технологиче- ских инноваций – продуктовые и процессные Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов ис- следований и разработок). Примером инноваций радикального типа могут служить микропроцессоры и кассетные видео- магнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, является инноваций второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее. Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло – инкрементальная продуктовая инновация) – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции). Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачу уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

 эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.);

 незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входных его параметров и компонентов;

 расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия. В отраслях сферы услуг – услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

 организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

 внедрение стандартов качества, например, ISO 9000.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

 радикальные (базовые);

 улучшающие;

 кодификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

 технологические;

 производственные;

 экономические;

 торговые;

 социальные;

 в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А.И. Пригожин:

1. По распространенности:

 единичные;

 диффузные.

2. По месту в производственном цикле:

 сырьевые;

 обеспечивающие (связывающие);

 продуктовые.

3.По преемственности:

 замещающие;

 отменяющие;

 возвратные;

 открывающие;

 ретровведения.

4. По охвату:

 локальные;

 системные;

 стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

 радикальные;

 комбинаторные;

 совершенствующие.

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций. Для появления новшество необходимы знания в различных областях науки и техники, информационных технологий и телекоммуникаций. Поэтому одним из важнейших направлений современного инновационного менеджмента является управление знаниями.

Важнейшим направлением развития человеческого общества на рубеже веков стал переход к экономике, основанной на знаниях, человеческом достоинстве и свободе личности. Происходит переориентация общества с производства материальных благ на производство интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления компаниями переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания объективно необходимы на всех уровнях управления, являются основой успешной деятельности компаний на тех или иных рынках. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования фирмы, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса и устареванием вследствие этого профессиональных знаний и навыков. Выявление и регистрация потребностей в профессиональном развитии производятся при аттестации и подготовке индивидуального плана повышения квалификации сотрудников. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития и составляет индивидуальный план, который передается в отдел персонала. Специалисты отдела персонала оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям. Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение бюджет, обосновав критерии эффективности обучения, отдел персонала готовит программы обучения. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения (непосредственно на рабочем месте; обучение вне рабочего места). Необходимо учитывать, что обучение проходят взрослые люди и использовать следующие принципы: актуальность (связь с профессиональной деятельностью); участие (применение новых знаний и навыков уже в ходе обучения); повторение (закрепление знаний); обратная связь (информация о том, насколько обучаемые продвинулись вперед). Цели каждой программы обучения должны быть: конкретными и специфическими; ориентированными на получение практических навыков; поддающимися оценке (измеримыми). В условиях повышения требований потребителей к качеству товаров и услуг многие организации стремятся к разработке и внедрению системы менеджмента качества ISO 9000- 2000. Важнейшей частью системы менеджмента качества является менеджмент ресурсов, который предполагает:

 определение потребности в человеческих ресурсах;

 определение необходимой компетенции персонала, выполняющего работу, влияющую на качество образовательной услуги;

 обеспечение подготовки и переподготовки персонала;

 оценку результативности приятых мер;

 обеспечение осведомленности персонала об актуальности, важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

 поддержание в рабочем состоянии записей об образовании, подготовке, навыках и опыте. Стратегическим выбором многих фирм является переход к обучающейся организации, что позволяет сделать процесс постоянного улучшения качества непрерывным. Переход к обучающейся организации позволит повысить эффективность и результативность ее менеджмента. В обучающейся организации происходят серьезные организационные изменения, касающиеся:

 разработки моделей организации (организационного проектирования);

 процедур подготовки, принятия и реализации управленческих решений;

 распределения обязанностей по уровням управления. Можно выделить базовые составляющие обучающейся организации: процессы, ресурсы, результат, механизмы функционирования, управление. В соответствии с протекающими в организации процессами задаются границы системы, определяется и фиксируется ее целостность. В контексте управления обучающейся организацией можно воспользоваться таким классическим понятием процессов, как бизнес-процессы. Характерным признаком бизнес-процессов является наличие на «выходе» какого-либо продукта (товара, работы, услуги). «Процесс-ресурс» организует ресурсы в результат (выход: продукт, услуга). При этом характеристики ресурсов (трудовых, материально- технических, финансовых, информационных) накладывают ограничения на течение процесса. Продукт одного процесса может быть ресурсом для выполнения другого. «Процесс-продукт» является одним из принципов процессно-ориентированной методологии и представляет собой независимое описание процессов и продуктов. Это важно позволяет осуществить проектирование инвариантных по отношению к ресурсам и продуктам процессов. Рассматривая третий базовый компонент системы деятельности обучающейся организации, следует отметить, что именно механизм обеспечивает изменение состояния объекта в ходе в реализации непрерывного процесса обучения. Именно за счет функционирования механизма обучения происходит адаптация персонала организации к нововведениям. Различают «процесс-механизм» и «ресурс-механизм». В первой модели делается предположение, что механизм не испытывает никакого существенного влияния со стороны процесса (остается неизменным). Действие механизма может приводить к изменению характеристик процесса, развитию системы непрерывного обучения. Модель «ресурс-механизм» трактуется в теории менеджмента как ресурс, не подлежащий трансформации в ходе выполнения процесса, но подверженный, одна- ко, моральному и физическому износу. Для обучающейся организации это означает обновление материально-технической базы, обеспечивающей процесс обучения. Переход к обучающейся организации преследует цель эффективного управления изменениями и повышения восприимчивости персонала к нововведениям. Для реализации стратегии перехода к обучающейся организации и обеспечения эффективной деятельности на рынке товаров и услуг необходимы следующие предпосылки:

 общее видение руководством целей и перспектив развития организации;

 стремление персонала к профессиональному непрерывному развитию, приобретению новых знаний и навыков в профессиональной деятельности;

 создание условий, необходимых для постоянного совершенствования персонала;

 участие персонала в реализации инновационных процессов в организации;

 развитие группового (командного) обучения персонала организации;  наличие института повышения квалификации и других структур, а также финансовая поддержка;

 непрерывный мониторинг внешней среды. Обучающиеся организации имеют большие возможности в части совершенствования и результативности. Внутренняя среда обучающейся организации дает возможность интеграции процессов и обеспечивает эффективность их взаимодействия. Положительно, что в обучающихся организациях опыт, накопленный в процессе всей ее деятельности, обеспечивает интеграцию новых аспектов в уже существующую систему. Развитие инновационных процессов способствует по- вышению конкурентоспособности обучающейся организации на рынке товаров и услуг. Создание эффективной системы управления знаниями является одним из важных факторов успешного освоения новшеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.