Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности непосредственных руководителей. Задание и исходные данные к выполнению расчетно-графической работы




Задание и исходные данные к выполнению расчетно-графической работы

3 Методические указания к выполнению расчетно-графической работы

3.1 Расчет и построение естественной и реостатной электромеханических (скоростных) и механических характеристик ДПТ НВ в именованных единицах

3.2 Расчет и построение естественной и реостатной электромеханических (скоростных) и механических характеристик ДПТ НВ в относительных единицах

3.3 Расчет ступеней пусковых реостатов ДНТ НВ

3.3.1 Графический расчет ступеней пусковых реостатов

3.3.2 Аналитический расчет ступеней пусковых реостатов

 

 

1 Основные теоретические положения

 

Двигатели постоянного тока имеют значительные преимущества перед двигателями других типов:

1) Допускают плавное регулирование скорости вращения вала различными способами;

2) Создают большой пусковой момент.

 

 

1.1 Математическое описание ДПТ НВ

 

Принципиальная схема двигателя постоянного тока независимого возбуждения представлена на рисунке 1.1.

 
 


 

Рисунок 1.1 – Принципиальная схема двигателя постоянного тока независимого возбуждения

 

Математическое описание силовой цепи ДПТ НВ (цепи якоря) может быть представлено в виде следующих уравнений:

1) Уравнение зависимости ЭДС в обмотке якоря от угловой скорости вращения якоря

 

, (1.1)

 

где Е – ЭДС, наведенная во вращающихся обмотках якоря при вращении ее в постоянном магнитном поле, создаваемом обмоткой возбуждения;

К – конструктивная постоянная машины;

Ф – основной магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения;

– угловая скорость вращения якоря.

2) Уравнение зависимости момента от тока якоря и магнитного потока

 

, (1.2)

где М – вращающий электромагнитный момент, развиваемый двигателем;

I – ток силовой цепи двигателя (силовой цепью ДПТ является цепь якоря).

3) Уравнение электрического равновесия в цепи якоря

 

, (1.3)

 

где U – напряжение, приложенное к зажимам якоря;

R – сопротивление цепи якоря

 

, (1.4)

 

где RЯ – сопротивления обмотки якоря;

RДОБ – добавочное сопротивление, включаемое в цепь якоря.

 

Если в (1.3) вместо Е подставим ее значение Е из (1.1), то получим уравнение для скорости двигателя

 

. (1.5)

 

Уравнение (1.5) представляет собой зависимость угловой скорости двигателя от тока якоря. Такую зависимость =f(I) называют электромеханической (скоростной) характеристикой двигателя.

 

Уравнение (1.5) можно представить в виде:

 

, (1.6)

 

где – угловая скорость идеализированного холостого хода,

 

– перепад скоростей.

 

характеризует точку пересечения электромеханической характеристики с осью ординат, а – наклон электромеханической характеристики по отношению к осям.

 

Для получения уравнения механической характеристики необходимо найти зависимость угловой скорости от момента двигателя. Это можно сделать, подставив в (1.5) значение тока I, найденное из (1.2). Получим выражение для механической характеристики:

 

. (1.7)

 

 

1.2 Естественные электромеханические и механические характеристики ДПТ НВ

Естественными называют характеристики при номинальном напряжении U=UНОМ, подводимом к зажимам якоря, номинальном магнитном потоке Ф=ФНОМ и отсутствии добавочного сопротивления RДОБ=0, то есть R=RЯ.

Естественные характеристики в соответствии с уравнениями (1.5) и (1.7) имеют вид:

 

       
 
   

 


Рис. 1.2. Естественные электромеханическая (а) и механическая (б) характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения

 

Точка пересечения электромеханической характеристики с осью абсцисс называется током короткого замыкания

 

.

 

Точка пересечения механической характеристики с осью абсцисс называется критическим моментом МК или максимальным моментом

 

.

Точка пересечения механической и электромеханической характеристик с осью ординат - угловая скорость идеализированного холостого хода .

Необходимо отметить важное свойство двигателей постоянного тока независимого возбуждения, которое заключается в том, что у них критический или максимальный момент равен пусковому моменту

 

.

 

 

1.3 Искусственные электромеханические и механические характеристики ДПТ НВ

 

Электромеханические и механические характеристики, построенные при изменении питающего напряжения U=var, при изменении магнитного потока Ф=var, при введении добавочного сопротивления в цепь якоря RДОБ. 0, то есть R=RЯ+ RДОБ., называют искусственными.

 

Рассмотрим семейство искусственных характеристик:

1) Искусственные характеристики ДПТ НВ при введении добавочного сопротивления в цепь якоря. Такое семейство характеристик называют реостатными (рис. 1.3).

 
 

 

 


 

Рисунок 1.3 – Искусственные характеристики ДПТ НВ при введении добавочного сопротивления в цепь якоря

 

При увеличении добавочного сопротивления RДОБ., значение угловой скорости идеализированного холостого хода не меняется, а жесткость электромеханических и механических характеристик снижается. А это значит, что при увеличении добавочного сопротивления RДОБ. цепи якоря уменьшается устойчивость работы электропривода. Кроме того, значение критического момента МК, который равен пусковому снижается.

2) Искусственные характеристики ДПТ НВ при изменении магнитного потока.

При изменении магнитного потока возбуждения Ф будет изменяться и значение угловой скорости идеализированного холостого хода и перепад скоростей . При этом очевидно, что в отличие от характеристик при введении добавочного сопротивления в цепь якоря, электромеханические и механические характеристики будут отличаться друг от друга.

Семейство электромеханических характеристик (рис. 1.4) при изменении магнитного потока Ф будет иметь общую точку на оси абсцисс, соответствующую , для определения которой необходимо записать уравнение электромеханической характеристики

 

,

 

 

ω=0, когда .

 

 

 
 

 


 

 

Рисунок 1.4 – Искусственные электромеханические характеристики ДПТ НВ при изменении магнитного потока

 

Семейство механических характеристик (рис. 1.5) в отличие от электромеханических характеристик общей точки на оси абсцисс не имеет, так как очевидно, что критический момент при изменении магнитного потока Ф также будет изменяться.

При этом суммарная механическая характеристика, полученная для разных значений магнитного потока, представляет собой кривую, показанную на рисунке 1.5.

 

 

 


Рисунок 1.5 – Искусственные механические характеристики ДПТ НВ при изменении магнитного потока

 

3) Искусственные характеристики ДПТ НВ при изменении напряжения, подводимого к якорю (рис. 1.6)

Так как номинальное напряжение для двигателей выбирается из условий предельной диэлектрической прочности изоляции его обмоток, то под термином изменение напряжения следует понимать уменьшение.

Проанализировав уравнения электромеханических (1.5) и механических (1.7) характеристик при изменении напряжения, можно сделать вывод, что эти характеристики будут идентичны и при уменьшении напряжения угловая скорость идеализированного холостого хода будет уменьшаться, а перепад скоростей изменяться не будет, так как от напряжения не зависит. Это значит, что семейство электромеханических и механических характеристик представляет из себя параллельные друг другу характеристики (рис. 1.6).

 
 

 


 

Рисунок 1.6 – Искусственные характеристики ДПТ НВ при изменении напряжения, подводимого к якорю

 

Искусственные характеристики имеют ту же жесткость, что и естественная, то есть при снижении напряжения привод работает одинаково устойчиво. Критический (пусковой) момент уменьшается.

 

2 Задание и исходные данные к выполнению расчетно-графической работы

 

1) По паспортным данным двигателя постоянного тока с независимым возбуждением рассчитать и построить естественную и реостатную электромеханические (скоростные) и механические характеристики двигателя в именованных единицах, приняв .

2) По паспортным данным двигателя постоянного тока с независимым возбуждением рассчитать и построить естественную и реостатную скоростные и механические характеристики в относительных единицах.

3) Рассчитать ступени пусковых реостатов, приняв число ступеней равным m=3 и считая, что пуск (см. табл. 2.1):

· Форсированный;

· Нормальный.

Расчет ступеней пусковых реостатов выполнить двумя способами:

a) Графическим;

b) Аналитическим.

 

Исходные данные к вариантам задания приведены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Исходные данные для расчета

№ варианта Тип двигателя РНОМ, кВт UНОМ, В nНОМ, об/мин Вид пуска η, %
             
  П 62       нормальный 88,5
  П 91       форсированный 87,0
  П 82       нормальный 86,0
  П 111       нормальный 89,0
  П 112       форсированный 90,0
  П 72       форсированный 81,0
  П 101       нормальный 85,5
  П 101       форсированный 84,0
  П 91       нормальный 84,0
  П 82       форсированный 82,5
  П 72       форсированный 88,5
  П 101       нормальный 89,5
  П 102       форсированный 87,5
  П 112       нормальный 88,5
  П 91       нормальный 81,5
  П 101       форсированный 84,5
  П 102       нормальный 85,0
  П 92       форсированный 86,0
  П 72       форсированный 81,0
               

Продолжение таблицы 2.1

             
  П 82       форсированный 87,0
  П 71       нормальный 86,5
  П 102       нормальный 85,5
  П 112       форсированный 88,0
  П 71       нормальный 83,5
  П 82       форсированный 90,0
  П 92       форсированный 89,5
  П 82       нормальный 88,0
  П 101       форсированный 86,0
  П 91       форсированный 84,5
  П 92       нормальный 87,0

 

 

3 Методические указания к выполнению расчетно-графической работы

 

3.1 Расчет и построение естественной и реостатной электромеханических (скоростных) и механических характеристик ДПТ НВ в именованных единицах

 

Для того чтобы построить естественные характеристики достаточно знать координаты двух точек. Первая точка соответствует режиму холостого хода (М=0 (I=0); ω=ω0). Вторая точка соответствует номинальному режиму (М=МНОМ (I=IНОМ); ω=ωНОМ).

 

По имеющимся паспортным данным ДПТ с НВ определим значения следующих величин

1) Номинальный ток якоря

, (3.1)

 

где - номинальное напряжение сети;

- номинальный к.п.д. двигателя;

- номинальная механическая мощность на валу двигателя.

 

2) Номинальная угловая скорость

 

, (3.2)

где - номинальная линейная скорость вращения.

3) Номинальный электромагнитный момент

 

. (3.3)

 

Величина является неизвестной. Для ее определения обычно используется соотношение

 

, (3.4)

отсюда

 

(3.5)

В различных справочниках сведения о сопротивлениях обмотки якоря могут быть приведены, а могут отсутствовать. Предположим, что эта величина отсутствует. Поэтому сопротивление определяют, принимая, что половина всех потерь в двигателе при номинальной нагрузке равна потерям в меди, т.е.

 

, (3.6)

 

откуда

, (3.7)

 

где - номинальное сопротивление двигателя, равное

 

. (3.8)

 

Таким образом, определив активное сопротивление обмотки якоря, и, подставив его значение в выражение для ЕНОМ (3.4), определим величину множителя как отношение

. (3.9)

 

4) Угловая скорость идеализированного холостого хода

. (3.10)

Таким образом, определив координаты обеих искомых точек, легко в выбранном масштабе построить естественные характеристики и в именованных единицах (рисунок 3.1).

 

Для построения реостатной характеристики необходимо при определении координат точки (М=МНОМ и I=IНОМ; ω=ωР) в записанное ранее выражение вместо подставить значение (). При этом уравнение характеристики будет иметь вид

 

. (3.11)

 

На рисунке 3.1 представлены естественная и реостатная характеристики двигателя постоянного тока в именованных единицах.

 
 

 

 


Рисунок 3.1 – Естественная 1 и реостатная 2 характеристики ДПТ НВ в именованных единицах

 

3.2 Расчет и построение естественной и реостатной электромеханических (скоростных) и механических характеристик ДПТ НВ в относительных единицах

 

Запишем уравнения электромеханической (3.12) и механической (3.13) характеристик

 

(3.12)


. (3.13)

 

Все члены уравнения (3.12) разделим на и получим

 

. (3.14)

 

Второй член правой части уравнения (3.14) умножим и разделим на IНОМ

 

.

 

Таким образом, получим

 

, (3.15)

 

где - угловая скорость в относительных единицах;

- сопротивление обмотки якоря в относительных единицах;

- ток в относительных единицах.

Полученное уравнение (3.15) представляет собой зависимость и называется уравнением электромеханической характеристики в относительных единицах.

 

Проделаем то же самое с уравнением (3.13)

 

,

 

и получим

, (3.16)

 

где - момент в относительных единицах.

Полученное уравнение (3.16) представляет собой зависимость и называется уравнением механической характеристики в относительных единицах.

Для того чтобы построить естественные характеристики достаточно знать координаты двух точек. Первая точка соответствует режиму холостого хода и имеет координаты ( (i=0); ). Вторая точка соответствует номинальному режиму и имеет координаты ( (i=1); ).

Для определения координаты второй точки, а именно перепада скоростей равного сопротивлению обмотки якоря в относительных единицах , учтем, что

, а

и получим

.

 

Для построения реостатных характеристик в относительных единицах достаточно определить перепад скоростей в относительных единицах

 

.

 

На рисунке 3.2 представлены естественная и реостатная характеристики ДПТ НВ в относительных единицах.

 
 

 


Рисунок 3.2 – Естественная 1 и реостатная 2 характеристики ДПТ НВ в относительных единицах

3.3 Расчет ступеней пусковых реостатов ДНТ НВ

 

Обычно при расчете пусковых реостатов, число ступеней является заданным и определяется стандартной аппаратурой управления. В зависимости от требований, предъявляемых к длительности процесса запуска, различают два вида пуска: нормальный и форсированный.

Под нормальным понимают такой пуск, при котором не предъявляется повышенных требований к продолжительности пуска. В этом случае расчет начинают с выбора момента переключения М2.Обычно его принимают равным

 

М2 = (1,1 ¸ 1,2)× МС.

 

А затем исходя из заданного числа ступеней определяется пиковый момент М1. При этом в любом случае обязательным условием является

 

М1 £ 2,5× МНОМ.

 

Под форсированным понимают такой пуск, при котором по технологическим условиям необходимо, чтобы двигатель запустился как можно быстрее. В этом случае расчет начинают с выбора пикового момента М1. При этом его обычно выбирают равным предельному пиковому моменту

 

М1=2,5×МНОМ.

 

А затем, исходя из заданного числа ступеней, подбирают момент переключения М2. Однако в любом случае обязательным условием является

 

М2 (1,1 ¸ 1,2)× МС.

 

Существует два способа расчета ступеней пусковых реостатов: графический и аналитический.

 

 

3.3.1 Графический расчет ступеней пусковых реостатов

 

Графический расчет производится в следующей последовательности:

a) По паспортным данным двигателя строят естественную механическую характеристику в относительных единицах.

b) При заданном числе ступеней m задаются либо пиковым моментом (форсированный пуск), либо моментом переключения (нормальный пуск), а затем графически момент переключения или пиковый момент подбирают таким образом, чтобы при соблюдении всех перечисленных принципов расчета получить именно заданное число ступеней.

Рассмотрим пример:

1. Пуск форсированный с числом ступеней m=3.

По паспортным данным строим естественную механическую характеристику в относительных единицах (рис. 3.3).

 

 
 

 

 


Рисунок 3.3 – Механические характеристики при графическом расчете пусковых реостатов при форсированном пуске

 

Задаемся пиковым моментом m1 в относительных единицах. Примем, что m1=2,5.

Значение момента переключения m2 определяется графически, исходя из заданного числа ступеней. Обычно приходится выполнять построение несколько раз. При построении исходят из равенств m1 (пиковых моментов) и m 2 (моментов переключения) для всех ступеней.

Практически эти построения выполняют тонкими линиями на миллиметровой бумаге.

 

По построенным механическим характеристикам графически измеряют сопротивления ступеней в относительных единицах:

 

rЯ = ab,

rp1 = bc,

 

rp2 = cd,

 

rp3 = de,

 

rp1+rp2+rp3+rя = ae,

af = 1 = rНОМ.

 

В именованных единицах (Ом)

 

RЯ = rЯ×Rном,

 

Rp1 = rp1×Rном,

 

Rp2 = rp2×Rном,

 

Rp3 = rp3×Rном,

 

где Rном=UНОМ/IНОМ.

 

2. Нормальный пуск с числом ступеней m=3.

По паспортным данным строим естественную механическую характеристику в относительных единицах

 
 

 

 


Рисунок 3.4 – Механические характеристики при графическом расчете пусковых реостатов при нормальном пуске

 

Задаемся моментом переключения m2=1,1.

Значение пикового момента m1 определяется графически, исходя из заданного числа ступеней. Обычно приходится выполнять построение несколько раз. При построении исходят из равенств m1 (пиковых моментов) и m2 (моментов переключения) для всех ступеней.

 

Далее определяются сопротивления ступеней аналогично форсированному пуску.

 

 

3.3.2 Аналитический расчет ступеней пусковых реостатов

 

При расчете аналитическим методом определяют коэффициент l12, который при форсированном пуске определяют с помощью выражения

 

, (3.17)

 

где m1 = 2,5 – пиковый момент в относительных единицах;

m – число ступеней.

 

При нормальном пуске

 

, (3.18)

 

где m2 = 1,1 – момент переключения в относительных единицах.

 

Величину сопротивлений ступеней в относительных единицах определяют с помощью следующих выражений:

 

rя + rp1 = rя × l12,

 

rя + rp1 + rp2 = rя × ,

 

rя + rp1 + rp2 + rp3 = rя × .

 

Следовательно

 

rp1 =( - 1) × rя,

rp2 = rя × ( -1) - rp1,

 

rp3 = rя × ( -1) - rp1 - rp2.

Для определения величин сопротивлений в именованных единицах (Ом) достаточно сопротивления в относительных единицах умножить на Rном, то есть,

RЯ = rЯ ×Rном,

 

Rp1 = rp1 ×Rном,

Rp2 = rp2 ×Rном,

 

Rp3 = rp3 ×Rном.

 

 

После расчета ступеней пусковых реостатов двумя способами рекомендуется полученные значения сопротивлений записать в таблицу, которая может быть представлена следующим образом

 

Таблица 3.1 – Результаты вычисления ступеней пусковых реостатов для ДПТ НВ

 

Сопротивление ступеней Графический расчет Аналитический расчет
,Ом    
,Ом    
,Ом    

 

Список литературы

 

1 Москаленко В. В. Электрический привод: Учеб. для. электротехн. спец. – М.: Высш. шк., 1991. – 430 с.

2 Чиликин М. Г., Сандлер А. С. Общий курс электропривода: Учебник для вузов. 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Энергоиздат, 1981. – 576 с., ил.

 

 

производственной практики …………..……………..………………………….….4

 

2. Цели и задачи производственной практики……..……………………….…….6

 

3. Перечень практических навыков, подлежащих освоению студентами…...9

 

4. Тематический план семинаров, их содержание и объем в часах………….12

5. Продолжительность практики…………………………………………………21

6. Структура практического занятия……………………………………………21

7. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИР) работа студентов во время практики……………………………………………21

8. Подведение итогов практики…………………………………………………….23

9. Материальное обеспечение практики………………………………………….24

10. Формы и вид отчетности студентов практикантов ………………………...24

11. Учебно-методическое обеспечение производственной практики……………………………………………………………………………..30

 

Приложение №1.…………………………………………..……………….………..31

Приложение №2……………………………………………………………………..35

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.