Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии




Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии.

Названная тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологи­ческой науке, ее методологических основах, основных про­блемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с юридическими науками.

Чтобы составить правильное представление о криминоло­гической науке, следует исходить из существования двух на­правлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профи­лактического).

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступлений, жертва преступного посягательства) следует иметь в виду и иные во­просы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, со­ставляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических ис-20

следований, прогнозирование преступности). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминоло­гии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений — пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов.

Важное значение имеет вопрос о методологических осно­вах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерно­стях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические катего­рии, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее при­чин, личности преступника и методов предупреждения пре­ступлений.

Чтобы составить себе правильное представление об изу­чаемой науке, надо сопоставить ее с юридическими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки; соотношение криминологии с различными отраслевыми юри­дическими науками, в особенности с уголовным правом, ины­ми общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применя­ются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки (в т.ч. и юридические) выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть ус­воены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.

Кроме того, обучающиеся должны сами выявить истоки и этапы становления и развития криминологии как науки, попы­таться раскрыть основные криминологические теории.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение крими­нологии и юридических наук.

2. История криминологии. Развитие криминологии в России.

3. Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста. Влияние криминологии на практику воздействия

на преступность.

4. Когда возникла криминология? Чем было вызвано форми­рование этой науки? Какие задачи стоят перед криминоло­гией?

5. Кому из философов древности принадлежат наиболее зна­чимые криминологические идеи?

6. Какой политик одним из первых успешно провел широко­масштабный криминологический эксперимент?

 

7. Какова была основная черта практики воздействия на пре­ступность на ранних этапах истории человеческого обще­ства? Какое влияние на эту практику оказала криминоло­гическая мысль?

8. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследова­ния Ч. Ломброзо и его последователей?

9. Каким было отношение к криминологии в России в начале

XX в.? 1G. Как развивалась криминология в нашей стране в XX в.?

11.В чем заключается научное и практическое значение кри­минологии?

12.Как вы понимаете тезис Платона о том, что «преступность — болезнь общества»?

13.Э. Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступно­сти. Означает ли это, что преступность — вечное явление?

14.Охарактеризуйте антропологическую концепцию Ч. Лом­брозо.

15.Какие изменения претерпела теория Ч. Ломброзо в иссле­дованиях его последователей (Э. Ферри,. Ш. Глюк)?

16.Имеет ли антропологический подход к анализу преступно­сти какую-либо научную и практическую ценность?

17.В чем сущность теологического подхода к пониманию преступности?

18.Имеет ли теологический подход в криминологии научную

и практическую ценность?

Задание 1

Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории на тему «Что такое криминология?'».

Задание 2

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма

Задание 3

Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

- принцип историзма:

- диалектический закон единства и борьбы противополож­ностей;

- философские категории явления и сущности;

- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимоза­висимости явлений.

Задание 4

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным

(ответ обоснуйте)?

Криминология — часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотде­лимо от учения о преступлении и уголовной ответственности. Криминология есть наука юридическая. Криминология как наука сочетает в себе право и социо­логию.

По своим задачам, приемам и методам исследования кри­минология — это социология; по специфичности круга изу­чаемых явлений — это криминальная судебная социология.

Задание 5

Покажите на конкретных примерах значение криминоло­гии для практической деятельности различных служб и под­разделений органов внутренних дел.

Задание 6

Раскройте состояние криминологической науки в России в современный период.

 

 

Тема 3-4. Преступность и ее характеристики. Детерминанты преступности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.