КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. Преступлений против личности
Преступлений против личности Тема 10. Криминологическая характеристика и профилактика Преступления против личности (в том числе и насильственные) — группа серьезных, а в ряде случаев и весьма опасных антиобщественных проявлений, борьба с которыми — важный участок деятельности органов внутренних дел, в первую очередь службы уголовного розыска. Поэтому изучению данной группы преступлений, их причин и условий, форм и методов профилактики должно быть уделено большое внимание. Насильственные преступления направлены против самого ценного для человека — его жизни, здоровья, физической целостности и неприкосновенности. Необходимо помнить, что насильственные деяния — лишь часть насилия, распространенного в человеческом обществе. Важно подчеркнуть, что понятие «насилие» остается весьма многозначным и дискуссионным. Данную дефиницию необходимо рассмотреть как в узком, так и широком смысле. С криминологической точки зрения, для оценки этих преступлений существенно то, что они представляют собой крайнее проявление индивидуализма, пренебрежения к важнейшим жизненным благам и интересам другого человека. В отличие от многих других преступлений в данном случае потерпевший предельно конкретизирован и причиняемый ему вред для виновного очевиден. Анализируя статистические показатели, характеризующие рассматриваемую группу преступлений, необходимо обратить внимание на относительную стабильность показателей убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований. Следует также учитывать четко выраженную зависимость этой группы преступлений от демографической структуры населения, уровня потребления алкоголя и ряда иных социальных факторов. При рассмотрении личности насильственных преступников особый интерес представляют их нравственно-психологические черты и свойства, в том числе вопрос о распространенности психических аномалий у данной категории преступников и их криминологическом значении. Повышенная общественная опасность насильственных преступлений против личности не исключает необходимости соответствующей дифференциации этих преступников, выделения их различных типов, без чего невозможна надлежащая индивидуальная профилактика. Причины и условия преступлений против личности должны анализироваться по соответствующей схеме, предусматри- вающей выделение криминогенных факторов нравственного формирования личности в семье, ближайшем бытовом окружении, учебном и производственном коллективах, иных сферах жизнедеятельности индивида, а также в криминогенных условиях и ситуациях на общесоциальном (региональном, местном) и индивидуальном уровнях. Задание 1 Прочтите описание преступления. Проанализируйте причины преступного поведения. Что могло бы предотвратить тяжкие последствия? Под окном громко закричали: «Помогите!» Светлана встрепенулась, она уже заснула. Муж тоже проснулся и подошел к окну. У подъезда компания хулиганов кого-то била. —Тебя это не касается. —Нет, я все-таки пойду. Особенная часть Светлана вцепилась в мужа и не выпустила его из квартиры. Утром они узнали, что их соседа по подъезду незнакомые несовершеннолетние забили до смерти ногами. Задание 2 Прочтите описание преступления. Исследуйте механизм преступного поведения. Проведите виктимологический анализ. Продумайте схему оптимального поведения в аналогичной ситуации. Серов подошел к автобусной остановке как раз вовремя — едва успел вскочить в автобус. Вслед за ним ввалилась ватага молодых людей. Они громко разговаривали, употребляя нецензурные слова, дико хохотали. Все пассажиры в автобусе как-то съежились. Наглость и хамство всегда неприятны. Серов не выдержал: «Молодой человек, следите за речью. Здесь же дети». Компания озадаченно замолчала. Вперед выступил самый здоровый из этой ватаги и стал бить Серова... После больницы, когда зажили все раны, переломы, Серов все мучался вопросом: надо ли было ему вмешиваться? Может быть, лучше было бы промолчать?
Задание 3 Квалифицируйте деяние Искандера. Проанализируйте личность преступников и механизм агрессивного поведения. Дайте оценку теологическому подходу к анализу насильственной преступности. Какие меры могли бы предотвратить данное преступление? С Искандером Женя и Валерий познакомились на выставке абстрактной живописи. Их заинтересовала картина, называвшаяся «Ад». Была в ней какая-то сила, страшная и притягательная. —Это моя картина. Нравится? —Так вы что, художник? —Можно сказать и так. Вообще, я служу идее. Картины — это одна из форм служения. Все, что у меня есть, здесь не удалось выставить. Если хотите посмотреть, я приглашаю вас в мою студию. Картины Искандера действительно были необычными. Он сказал, что писал их в состоянии транса. «Заходите еще», — пригласил Искандер. Ребятам нравилось, что он держался с ними уважительно, разговаривал как со взрослыми. Он угощал их сигаретами, предлагал коньяк с шоколадом. Однажды он сказал им, что умеет вызывать души умерших. Спиритический сеанс произвел сильное впечатление. —А как это все происходит? —Вы слышали когда-нибудь о князе мира сего? Я с ним общаюсь. Он мне помогает. Можно сказать, что он защищает меня от всех напастей. Приносит удачу, обеспечивает успех. Там, где простого человека ждет неудача, разорение, банкротство, я могу, шутя, заработать кучу денег. Искандер подошел к книжному шкафу, открыл одну из полок — там лежали пачки долларов. От всего этого глаза у ребят заблестели. —А нам нельзя так же, как ты? —Так же, как я, пока нельзя. Я шел к этому много лет. Но встать на этот путь вы можете в любое время. —А что для этого надо? —Надо принести ему жертву. Это очень важно. Это проверка и для него, и для вас. Если не сможете, то и говорить не о чем. Все люди в этом мире делятся на тех, кто властвует, и на тех, кем властвуют. Если хотите, попробуйте — у вас будет шанс проверить, способны ли вы держать свою судьбу в узде. А может быть, просто «твари дрожащие»? —Напрасно ты в нас сомневаешься. Говори, что надо сделать. —Вам надо найти какого-нибудь верующего. Ну, кто постоянно ходит в церковь, молится, по-настоящему верит в Бога. И... убить его особым способом. Для этой цели у меня есть особый ритуальный нож. Подумайте хорошенько. Если надумаете, приходите. — Да нечего нам думать. Мы согласны. Давай нож. Искандер принес большой нож с черным лезвием: «Я, кстати, знаю подходящий объект. Этажом ниже живет девушка. Очень набожная. Выследите ее и убейте. Надо вскрыть ей вены, чтобы вытекла кровь, вынуть сердце и принести его сюда. Здесь мы вместе принесем жертву, и вы станете приобщенными». Девушка была убита уже через два дня. Задание 4 Рассмотрите механизм формирования личности преступника. Почему Левый совершал сначала изнасилования, а потом убийства и как? Что такое криминальный почерк? Почему долгое время он оставался безнаказанным? Что помогло последней жертве, и преступник был пойман, предстал перед судом и получил пожизненное лишение свободы, В августе 2006 г. днем Левый, проезжая на автомобиле по окраине п. Большой Невер Сковородинского района Амурской области, посадил в него К., попросившую подвезти ее до г. Сковородино. Через некоторое время, подъехав к песчаному карьеру, Левый совершил с К. насильственный половой акт. Испугавшись, что жертва изнасилования расскажет обо всем в милиции, удавкой задушил эту женщину и закопал ее там же, привалив ветками. Почти год спустя вечером Левый в г. Тынде встретил на дороге возвращавшуюся подвыпившую Щ., которая также попросила его подвезти ее домой. По пути следования он затащил очередную жертву в лесной массив, где совершил с ней половой акт, а затем убил, чтобы она никому ничего не рассказала (задушил ее и засыпал землей и ветками). Через месяц после этих зверских преступлений Левый вечером на ст. Тында встретил Ч., которая после работы возвращалась домой. Подкараулил ее, напал неожиданно сзади Гаспаров застрелил его. / 1. Составьте план изучения на предварительном следствии личности Гаспарова, а также причин и условий совершенного им преступления. 2. В этих целях в роли следователя проведите следственные действия.
Задание 5 Придумайте ситуацию, в которой бы Круглов совершил преступление; укажите мотив(ы), цель, форму его вины. Круглов убил свою жену. Ему предъявлено обвинение в совершении убийства. С момента предъявления обвинения к проведению следственных действий допущен защитник. 1. Какую роль могут сыграть в защите обвиняемого изучение его личности, мотивов преступления, анализ причин и условий преступления? 2. Какие меры в этих целях может принять адвокат? 3. Письменно подготовьте необходимые процессуальные документы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |