Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики рынка




Рынок и его классификация

Динамика маркетинговой ситуации.

 

 

Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для себя три проблемы экономической организации:

1. Что производить?

2. Для кого производить?

3. Как и сколько производить?

Эти вопросы решаются путем организации экономической системы. Принято различать 4 основных типа экономических систем:

. Плановая (административно-командная, централизованная)

. Смешанная

. Традиционная (натуральное хозяйство)

. Рыночная.

Рыночная экономика – такая экономическая система, в которой решение относительно того что, как и для кого производить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции. Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Цели, которые преследует рынок.

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей покупателей;

3. Достижение оптимального уровня цен;

4. Экономическая свобода субъектов

Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

. тесные связи между ее элементами;

. определенная устойчивость этих связей;

. целостность, совокупность данных элементов.

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.

. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.

. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.

2. Пространственный признак

. Местный рынок

. Региональный рынок

. Национальный рынок.

. Рынок покупателей;

. Рынок продавцов;

. Рынок государственных учреждений;

. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных

отношений)

. Рынок товаров и услуг

. Рынок труда

. Финансовый рынок

. Информационный рынок

. Рынок недвижимости

. Валютный рынок

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

. Оптовый

. Розничный

. Фьючерсный

По степени регулируемости:

. Регулируемый

. Не регулируемый

По уровню насыщения:

. Равновесный

. Избыточный

. Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

. Легальный

. «Черный»

По товарным группам:

. Рынок товаров производственного назначения;

. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

. Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

. Неразвитый рынок;

. Развитый рынок;

. Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

. Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

. Рынок автомобилей;

. Рынок нефти;

. Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:

. Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

13. Сделка: понятие, формы

Сделка – правомерное действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Признаки:

юридический факт;

волевой акт;

правомерное юридическое действие;

направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Состав сделки – совокупность определенных фактов, наличие которых необходимо в каждой сделке. Отклонение от указанных фактов влечет не те последствия, наступления которых желало лицо, совершая сделку. Объективная сторона характеризуется волеизъявлением сторон, которое может быть прямым (совершаемым в устной или письменной форме) или косвенным (лицо совершает такие действия, из сущности которых явно следует намерение заключить сделку). Субъективная сторона характеризуется обстоятельствами, характеризующими субъектов сделки.

Виды:

1) по количеству участвующих сторон:

а) односторонние (для совершения необходимо выражение воли одной стороны);
б) двусторонние (выражение воли двух сторон);
в) многосторонние (выражение воли трех и более сторон);

2) по наличию встречного предоставления за исполнение обязанностей по сделке:

а) безвозмездные (одна сторона обязуется передать что-либо другой стороне без получения за это встречного удовлетворения: дарение);
б) возмездные (порождает правоотношение, в силу которого каждая из сторон вправе требовать от другой определенного имущественного предоставления: поставка, подряд);

3) по моменту совершения:

а) консенсуальные – сделка считается совершенной с момента достижения соглашения между сторонами: поставка, аренда;
б) реальные (требуется достижение соглашения и одновременно передача имущества: заем, хранение);

4) по значению цели:

а) каузальные, к их числу относятся почти все сделки (цель в них прямо выражена: купля-продажа);
б) абстрактные (основание не указывается, цель совершения не ясна: вексель).

Кроме того, существует деление сделок на срочные (момент ее действия и прекращения не определяется) и бессрочные (определен момент вступления сделки в действие либо момент ее прекращения).

Форма сделки– способ выражения воли сторон к совершению сделки. Существуют устная и письменная формы. Несоблюдение формы сделки влечет ее недействительность. Устномогут совершаться любые сделки в случае, когда:

1) законом или соглашением не установлена письменная форма;

2) сделки исполняются при самом их совершении (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, а также сделок, для которых несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность);

3) сделка совершается во исполнение письменного договора и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения.

В остальных случаях сделки должны заключаться в письменной форме. Необходима письменная форма, если сделку заключают между собой юридические лица или граждане (если сумма превышает 10 минимальных размеров оплаты труда). Обязательному нотариальному удостоверению подлежат:

1) в случаях, указанных в законе (договор ренты, дарения). Сделки, связанные с землей и недвижимым имуществом, подлежат государственной регистрации;

2) если это предусмотрено соглашением сторон.

 

 

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.

Существуют следующие основные характеристики рынка:

Изменчивость.Спрос и предложение меняются под воздействием выпуска новых видов товаров, демографических факторов, погодных условий, психологии потребителей, количества и качества рекламы и многих других факторов. В более широком смысле на рынок влияет социально - экономическая, политико-правовая, природно-географическая, научно - техническая и культурно - историческая среда.

Саморегулируемость.Рынок самостоятельно, «автоматически» реагирует на избыток какого-либо товара снижением его цены. Также примером реакции рынка на изменение обстановки может являться уменьшение спроса на старые товары и услуги при появлении новых, которые по своим потребительским свойствам превосходят старые, а цена новых такая же или значительно меньшая. Понятие «саморегулируемость» мы должны принять с поправкой на ограниченную регулирующую функцию государства.

Конкуренция.В условиях свободных рыночных отношений конкуренция является основным стимулом повышения качества товаров и услуг и оптимизации их количества на рынке.

Экономическая свобода.Рынок характеризуется свободой выбора субъектами рынка своих контрагентов. Субъекты самостоятельно определяют условия экономического взаимодействия между собой, которые строятся на взаимовыгодной основе. Иными словами: продавцы самостоятельно определяют - какой товар производить, по какой цене и кому его продавать, а потребители, соответственно, решают - у кого, по какой цене и на каких условиях его покупать.

Масштабность.Охарактеризовать рынок можно путём классификации его по географическому принципу. Так, в зависимости от географического фактора выделяют следующие виды рынков:

- Мировой;

- Национальный;

- Региональный.

Соотношение покупателей и продавцов.

- Монополия;

- Монопсония;

- Достаточное количество и покупателей и продавцов.

Соотношение спроса и предложения.

- Спрос превышает предложение

- Предложение превышает спрос

- Состав участников рынка.

- Производители

-Посредники

-Потребители

Ёмкость. Под емкостью рынка подразумевают способность поглощения конкретным рынком определённого объёма конкретного вида продукции за конкретную единицу времени.

Таким образом, мы видим, что рынок это сложный, многофакторный объект, который является объективной реальностью. На основе анализа рынка предприятие определяет свою сбытовую и производственную политику, конечной целью которой является стабильное получение прибыли в условиях конкуренции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.