Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические реформы 1860—1870-х гг. и их значение




Основные даты и события: 1864 г. — земская реформа, судебная реформа; 1870 г. — городская реформа; 1874 г. — принятие нового военного устава.

Исторические деятели: Александр И; И. П. Шувалов; М. Т. Лорис-Меликов.

Основные термины и понятия: либерализм; местное самоуправле­ние; земство; суд присяжных.

План ответа: 1) предпосылки политических реформ; 2) царь-реформатор; 3) реформы местного управления; 4) судебная реформа; 5) военные реформы; 6) реформы в области просве­щения; 7) проект М. Т. Лорис-Меликова; 8) значение полити­ческих реформ.

Материал к ответу: Отмена крепостного права потребовала из­менений в политической и духовной жизни страны, адаптации их к новым условиям. Наряду с подготовкой крестьянской ре­формы император Александр II создал комиссии по подготов­ке проектов политических реформ и преобразований в облас­ти просвещения.

В 1863 г. была проведена университетская реформа, в ос­нове которой лежала идея автономии университетов в состав­лении и реализации учебных планов, а также предоставления им хозяйственной и административной самостоятельности. Впервые преподаватели и студенты высшей школы получат право самим решать внутренние проблемы. В результате за­метно выросло качество образования, повысилась социальна? активность студенчества.

В 1864 г. была проведена одна из самых важных реформ - земская (а в 1870 г. — городская). Предусматривалось созда ние выборных органов местного самоуправления (уездные и губернские земства, городские думы), в ведение которых пе­редавались вопросы начального образования, содержания школ, приютов и больниц, проведение землемерных работ, статистического учета, работы городского хозяйства и др. Осо­бо отмечалось, что земства и городские думы не могут зани­маться решением политических вопросов, оставшихся в веде­нии либо центральной власти, либо губернаторов.

В том же году была начата школьная реформа, в основе ко­торой лежали идеи демократизации управления системой началь­ного и среднего образования. В ходе реформы была значительно расширена сеть школ, сложилась единая государственная систе­ма подготовки педагогических кадров.

Осенью 1864 г. началась самая последовательная из всех «ве­ликих реформ» 60—70-х гг. — судебная. Суд стал бессословным и формально независимым от властей. Судопроизводство стано­вилось гласным. Вводилась состязательность судебного процес­са с наличием обвинителя (прокурора) и защитника (адвоката). Для решения вопроса о виновности или невиновности обвиня­емого вводился институт присяжных. В 1865 г. власти объявили о реформе печати. Была отмене­на предварительная цензура для книг и журналов, сохранен­ная, однако, для газет.

В 1874 г. серьезные перемены произошли в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повин­ность. Значительно сократились сроки воинской службы. Усо­вершенствованная система военно-учебных заведений позволила значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота.

В 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов разработал проект очеред­ной политической реформы, касавшейся привлечения выбор­ных представителей от органов местного самоуправления к участию в решении общегосударственных вопросов. Царь дал согласие подписать этот документ, который позже некото­рые историки стали называть «конституцией Лорис-Мелико-ва». Однако, по роковой случайности, именно в день, назна­ченный для подписания — 1 марта 1881 г., царь-реформатор был убит народовольцами.

Либеральные реформы 1860—1870-х гг. имели большое ис­торическое значение для России. Они стали важным шагом на пути построения в стране гражданского общества и пра­вового государства. Реформы были направлены на то, чтобы ввести правовые начала в деятельность органов власти, осно­ванную прежде исключительно на воле императора. Рефор­мы изменили саму общественную атмосферу, породили ожи­дание скорого введения конституционного строя. В то же время преобразования вызвали опасения у консервативных кру­гов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они полагали, что начатые царем реформы могут привести к потрясениям и стремились ограничить их масштаб. Убийст­во царя-реформатора усилило позиции консерваторов и при­вело к отказу от реформ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.