Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США




Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который про­должался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.

Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желаю более обострять отноше­ний с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде креди­тов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД. Однако уже в ап­реле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля, когда в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом») произошли события, которые имели мощные последствия не только в самой Чехословакии и других вос­точноевропейских странах, но и в Советском Союзе. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том усло­вии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управле­ния. Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, пред­полагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское прави­тельство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложив- -шейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последо­вавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позво­лило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство суще­ствующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х - начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидар­ность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения. Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руко­водства был смещен Э. Терек, руководить польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по по­давлению начавшихся забастовок и выступлений. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны.

В 70-х - начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руково­дство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР поли­тику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило.

На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрас­тающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Совет­скому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного уст­ройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтере­сованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г. был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. - с Англией. После заключения этих догово­ров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоеди­нились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Евро­пы. Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной сторо­ны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движение в Со­ветском Союзе.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, меж­континентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на под­водных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО). Таким образом, эти договора означали достижение некоего парите­та в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабили­зацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность ста­билизации внешнеполитической ситуации. Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддер­жанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афга­нистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.


СССР и Российская Федерация в 1982-2000 гг.

Персоналии: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Н. И. Рыжков, А. И. Лукьянов, А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак. Г. И.Янаев, В. С. Павлов, Д. Т. Язов, В. А. Крючков, О. Д. Бак­ланов, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич, А. В. Руцкой, Р. И. Хасбулатов, Г. А. Зюга­нов, Г. А. Явлинский, С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, В. В. Путин, Д. Дудаев, А. Масхадов, Ш. Басаев.

Даты: 1982-1984 гг. - правление Ю.В.Андропова, 1984-1985 гг. - правление К. У. Черненко, 1985-1991 - годы правления М. С. Горбачева, 1988 г. - XIX парт­конференция, 1988 г. - начало вооруженного конфликта между Арменией и Азер­байджаном, 1989 г. - избрание Съезда народных депутатов, 1989 г. - вывод совет­ских войск из Афганистана, 1990 г. - избрание М. С. Горбачева президентом СССР. 12 июня 1991 г. - избрание Б. Н. Ельцина президентом России, 19-21 ав­густа 1991 г. - ГКЧП, 3-4 октября 1993 г. - вооруженное столкновение в Москве в результате противостояния Верховного Совета и президента, 1994-1996 гг. - первая чеченская война, 17 августа 1998 г. - банкротство России, 1999 г. - начало второй чеченской войны, 2000 г. - избрание президентом Российской Федерации В. В. Пу­тина.

 

План изучения материала:

1982– 1985 гг.: СССР после смерти Л. И. Брежнева. Реформы М. С. Горбачева. Съезд народных депутатов СССР. XXVIII съезд КПСС. Возникновение оппозиционных политических партий в СССР. Межнациональные конфликты на территории СССР. Экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Внешняя политика СССР в 1985-1991 г. ГКЧП. Беловежские соглашения.Противостояние Б. Н. Ельцина и Верховного Совета.Выборы в Государственную Думу и на пост президента в 1993-2000 гг.Экономические реформы.Военные кампании в Чечне.Взаимоотношения со странами СНГ.Взаимоотношения со странами дальнего зарубежья.

 

СССР в 1982 - 1991 г. В 1982 году умирает Л. И. Брежнев. После его смерти Ю. В. Андропов становится сначала Генеральным секретарем ЦК КПСС, а затем в июне 1983 г. - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Уже в феврале 1984 г. Андропов умирает и на его место приходит К. У. Черненко, который не пробыл у власти и года (он умирает в марте 1985 г.).

Внутренняя политика. К середине 80-х гг. экономическая и политическая ситуа­ция в стране стала окончательно пробуксовывать, что показало необходимость прове­дения срочных реформ по оживлению экономической и политической системы.

На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. М. С. Горбачевым (который стал Гене­ральным Секретарем ЦК КПСС за месяц до этого, в марте 1985 г.) был провозгла­шен курс на проведение мероприятий, направленных на улучшение существующей системы, прежде всего в экономической сфере и внутриполитической сфере. Уже с пленума в 1987 г. начинается активное движение за преобразования и в социально-общественной жизни страны, что проявилось, в первую очередь, с началом курса на достижение «гласности», т. е. свободы слова. А. Н. Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии активно способствовал и пропагандировал смягчение внутриполити­ческого курса страны. Кроме того, с новой силой активизировалось движение за реабилитацию пострадавших во время сталинских репрессий. В это время были официально реабилитированы Каменев, Бухарин, Рыков, Зиновьев. Этот период, получивший название «перестройки», ознаменовал начало нового, и как оказалось впоследствии, заключительного этапа истории Советского союза. В 1988 г. на XIX партконференции были выдвинуты предложение по коренному реформирование политической системы. Предлагалось создать высший, внепартийный орган власти -Съезд Народных Депутатов СССР, который должен был избираться по внепар­тийному признаку. Кроме этого, все общество призывалось к широкому обсужде­нию возможностей реформирования.

Выборы делегатов Первого съезда Народных депутатов состоялись весной 1989 г. По результатам выборов сформировались два основных политических блока: коммунистический и демократический. Специально созданная демократами фракция -Межрегиональная депутатская группа (А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ель цин, А. А. Собчак и др.) - пыталась инициировать введение рыночной экономики и изменение политики в отношении союзных республик.

Весной 1990 г. (Третий съезд народных депутатов) М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. А. И. Лукьянов стал Председателем Верховного Сове­та СССР. На этом же съезде из текста Конституции СССР была убрана статья о ру­ководящей роли партии.

Однако избрание Горбачева президентом не смогло остановить процесс распада страны. Уже летом 1990 г. на XXVIII съезде КПСС стало ясно, что в прежнем виде Советский Союз существовать больше не может. Хотя в это время Горбачеву уда­лось не допустить развала партии, единство в ее рядах больше не наблюдалось и более того, многие коммунисты стали постепенно переходить в ряды своих против­ников - демократов.

Все более нестабильной становилась ситуация и в местных органах власти, где ключевые посты стали занимать представители демократической оппозиции. В Мо­скве и Ленинграде к власти пришло общественно-политическое движение «Демо­кратическая Россия» (в Москве - под руководством Г. X. Попова, в Ленинграде - А. А. Собчака). Кроме того, демократы заняли некоторые ключевые посты и в дру­гих Советах.

Параллельно с усилением политических позиций демократов, стали создаваться и другие политические партии, такие как Социал-демократическая, Либерально -демократическая, Христианско-демократическая. Некоторые из них были впослед­ствии официально зарегистрированы на партии общесоюзного значения, что прида­вало им совершенно другой статус и влияние.

Демократизация внутриполитической системы одним из своих следствий имела обострение отношений с союзными республиками, в которых все более отчетливо стали активизироваться сепаратистские настроения, а они в свою очередь, вызвали ответную реакцию противников отделения от Советского Союза. В 1988 году начал­ся вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за контроль Нагор­ным Карабахом. Тогда же обострились отношения и в среднеазиатских республи­ках, что привело к кровопролитным столкновениям в Ферганской долине, Душанбе. В Южной Осетии и Абхазии внутриполитическое противостояние вылилось также в военный конфликт. Почти все союзные республики оказались охвачены политиче­ской борьбой, результатом которой становилось, в основном, открытое военное про­тивостояние (Приднестровье, Прибалтийские республики).

Экономическое развитие. На предпоследнем съезде XXVII КПСС были выра­ботаны мероприятия по ускорению социально-экономического развития. Основной задачей было признано увеличение ВВП на 4%, что позволило бы с большей интен­сивностью финансировать социальную сферу. Однако выполнить этот план не уда­лось и уже к началу 90-х гг. уровень ВВП упал на 10%.

Попытки внедрить частное предпринимательство к ожидаемым результатам также не привели, так как не была четко продумана налогово-экономическая поли­тика в отношении новых предпринимателей. Отсутствие кредитной и банковской системы тоже не способствовали налаживанию нового направления в экономике.

Таким образом экономическая ситуация ухудшалось и как результат глава пра­вительства Н. И Рыжков в 1990 г. подал в отставку. Инфляция, обесценивавшая национальную валюту каждый месяц, все растущая безработица вызывало массовое недовольство. Даже в Москве, чего раньше никогда не было, ощущались сильные перебои с продовольствием и самыми необходимыми товарами народного потреб­ления.

Внешняя политика. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. и на­чала там активных военных действий, Соединенные Штаты стали размещать (с 1983 г.) в странах своих союзников в Западной Европе ракеты дальнего действия. В ответ на это, СССР сделал то же самое на территории Чехословакии и ГДР. Обост­рения накалились до такой степени, что США и страны Западной Европы бойкоти­ровали проводившую в Москве в 1980 г. Олимпиаду.

После прихода к власти М. С. Горбачева Советский Союз был вынужден пойти на некоторые уступки, что не в последнюю очередь было связано с тем, что Совет­ское правительство искало поддержку (как политическую, так и финансово-экономическую) у западноевропейских стран в проведении своих реформ. В качест­ве жеста «доброй воли» Горбачев выдвинул предложение об упразднении обоих военных лагерей - ОВД и НАТО. Естественно, оно было отвергнуто и в конечном Итоге было достигнуто взаимоприемлемое для всех сторон решение о разоружении. К 1990 г. на территории Европы и СССР и США убрали все свои ракеты средней и меньшей дальности. Помимо этого, советское правительство обязалось уничтожить ракеты, базировавшиеся в Сибири и на Дальнем Востоке. Основной уступкой СССР западноевропейским союзникам было решение о выводе войск с территории Афга­нистана. Хотя военные действия никакого реального успеха уже не приносили (ни в геополитическом, ни в экономическом плане), Советский Союз пошел на подписа­ние в Женеве в 1988 г. соглашения с Соединенными Штатами по поводу дальней­шей политики в Афганистане. Окончательно вывод войск состоялся в 1989 г.

С другой стороны, новому советскому правительству было необходимо опреде­ляться и со своими отношениями и с союзниками по ОВД. Курс на либерализацию, провозглашенный Горбачевым во внутренней политике, привел к тому, что страны социалистического блока почувствовали себя свободными от прежнего жесткого контроля. Выбор в этих странах демократических правительств и последующий распад ОВД и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) окончательно закрепил новый расклад сил на международной арене.

Внутриполитическое развитие в 1991-2000 г. К началу 90-х гг. практические все союзные республики уже открыто говорили о своих претензиях на независи­мость и готовы были приступить к решительным действиям для достижения своих целей. По мнению некоторых партийных руководителей политика, проводимая Горбачевым, еще больше ослабляла авторитет России по отношению к республикам и вела к распаду государства как такового. 19 августа 1991 г., воспользовавшись от­сутствием в Москве Горбачева, первые лица государства (вице-президент Г. И. Янаев, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и ряд других, объявили (19 августа) о формировании «Государственного комитета по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной целью создания этого формирования провозглашалось сохранение Советского Союза и социалисти­ческого строя. В тот же день было объявлено чрезвычайное положение, введены войска, запрещена деятельность всех новообразовавшихся партий и ряд других мер, направленных на ликвидацию проведенных Горбачевым либеральных преобразова­ний. В качестве основного оппонента ГКЧП являлся Б. Н. Ельцин, избранный к тому времени президентом РСФСР (12 июня 1991), который находился и в прямой конфронтации с Горбачевым. Для ликвидации Ельцина было принято решение о его аресте, для чего к зданию Верховного Совета РСФСР были направлены представи­тели спецслужб. Однако произвести арест и тем более укрепить свою власть в стра­не ГКЧП не удалось. Массовые выступление и демонстрации, произошедшие в Мо­скве и в других городах, а также отказ военного командования применять к демон­странтам силу, привел к тому, что уже к 21 августа путч кончился, и все его участ­ники были арестованы. Таким образом Ельцин одержал очень важную для себя по­литическую победу.

Уже к концу 1991 года все прибалтийские республики объявили о своей незави­симости. В декабре того же года о выходе из состава СССР объявила Украина. Офи­циально распад СССР был закреплен 8 декабря 1991 г., когда главы основных со­юзных республик подписали так называемые Беловежские соглашения (от России - Б. Н. Ельцин, от Украины - Л. М. Кравчук, от Белоруссии - С. С. Шушкевич). Было создан СНГ (Содружество Независимых Государств). Впоследствии в со­став СНГ вошли также все остальные республики, кроме Эстонии, Латвии и Литвы.

Руководству России удалось сохранить целостность самой России, несмотря на то, что часть автономных республик также заявили о своем желании стать независи­мый статус. В итоге удалось достичь соглашения, в соответствии с которым уста­навливался принцип федеративности.

В 1993 г. началось противостояние между Ельциным и Верховным Советом, ко­торый в лице Р. И. Хасбулатова (председатель Верховного Совета РФ) и А. В. Руц­кого (вице-президент) выступал противником проводимых Ельциным преобразова­ний. В этих условиях Ельцин пошел на упразднение Верховного Совета и съезда народных депутатов и о создании вместо них Федерального собрания, состоящего из двух палат, а также объявил о формировании Государственной Думы (21 сентября). Уже на следующий день X Съезд народных депутатов объявил о смещении Ельцина с поста президента РФ и о возложении его обязанностей на Руцкого. 3 октября по­литический конфликт перерос в военное противостояние, когда по приказу Ельцина в Москву была введена тяжелая техника, и было обстреляно здание Верховного Со­вета. Таким образом, и здесь победителем оказался Ельцин, который уже в декабре 1993 г. организовал выборы в Государственную Думу. Одновременно происходил и референдум по вопросу принятия нового текста государственной конституции. В соответствии с этим документом Россия становилась президентской республикой.

В первой Государственной Думе больше всех мест занял блок, поддерживавший Ельцина, - «Выбор России». Второй по численности партией стала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и третьей - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова. Кроме того в Думу прошли и ряд других партий: «Яблоко», Партия Российского Единства, Жен­щины России и др). Однако своеобразие ситуации заключалось в том, что ни у од­ной из партий не было большинства голосов, для того, чтобы проводить необходи­мые ей решения.

По результатам выборов следующую Государственную Думу (1995 - 1999) пре­обладающее положение заняла КПРФ. Однако в силу сложившейся политической конъюнктуры и своеобразия политических задач, которые ставила перед собой ком­мунистическая партия, КПРФ не добилась изменения проводимого правительством Ельцина политико-экономического курса развития страны.

Летом 1996 состоялись выборы президента России. Победитель определялся во втором туре выборов, в результате которых Ельцин одержал победу над Зюгановым. В конце 1999 г. Б. Н. Ельцин подал в отставку и в соответствии с Конституцией власть перешла к председателю Совета Министров В. В. Путину, который на прези­дентских выборах в марте 2000 г. одержал убедительную победу над всеми своими политическими оппонентами. Второе место занял Зюганов, третье место - лидер партии «Яблоко» - Г. А, Явлинский.

Экономическое развитие. Ко времени прихода к власти Ельцина, экономиче­ская ситуация на территории всей страны была близка полному краху. Огромная инфляция, приводившая к обесцениванию рубля, дефицит продуктов и промышлен­ных товаров вынудил правительство Ельцина пойти на радикальные реформы, на­правленные на оздоровление экономики страны. Суть реформ заключалась в пере­ходе на экономику, построенную и действующую по рыночным принципам. Для этого заместителем Председателя Совета Министров Е. Т. Гайдаром был разрабо­тан план так называемой «шоковой терапии», который включал в себя прежде всего либерализацию цен. Такая мера, с одной стороны, способствовала оживлению эко­номики, а с другой стороны, оставила значительную часть населения фактически без средств к существованию, так как все государственные (а других не было) вклады были обесценены, а цены на все продукты выросли во много раз.

Следующим этапом реформы стало проведение приватизации государственных (муниципальных) предприятий (1992 г.), первоначально посредством приватизаци­онных чеков. Потом (с 1994 г.) было принято решение о переходе к денежному этапу приватизации, т. е. к открытой продаже предприятий, находящихся в собст­венности государства. Предполагалось, что вырученные в результате приватизации денежные средства, будут вложены в те сектора экономики, которые наиболее остро нуждались в этом. Однако средств не хватало, политика их распределения была очень непродуманной и неравномерной. Для пополнения бюджета государство ини­циировало выпуск акций ГКО (государственные краткосрочные облигации), кото­рые не были подкреплены реальными активами. В результате такой политики госу­дарство оказалось не в состоянии выплачивать проценты по облигациям и 17 августа 1998 года было разрешено банкам приостановить выплаты. Сразу после этого курс доллара вырос в несколько раз, а курс рубля рухнул, т. е. произошла девальвация национальной валюты. Глава правительства С. В. Кириенко был отправлен в от­ставку и премьер-министром после отказа Думы утвердить В. С. Черномырдина был назначен Е. М. Примаков, который сформировал коалиционное правительство (т. е. в котором министерские посты занимали представители нескольких партий). Только к 2000 году более или менее удалось стабилизировать экономическую си­туацию, однако уровень жизни основной массы населения оставался по-прежнему

невысоким.

Осенью 1991 г. в Чечне произошел государственный переворот, в результате ко­торого к власти пришел Д. Дудаев, который объявил о независимости республики, что не было признано ни Россией, ни мировым сообществом. В то же время россий­ское руководство долго не решалось на силовой вариант разрешения конфликта. К тому же, у правительства Дудаева оставалось вооружение, которое бросила совет­ская армия при поспешном уходе из Чечни. После неудачной попытки смещения Дудаева, с помощью подконтрольных российскому правительству чеченских поли­тических деятелей, было принято решение о вводе войск в Чечню (10 декабря 1994 г.). В феврале 1995 года российским войскам после продолжительных боев удалось занять Грозный. Российская армия не была готова к развернувшейся парти­занской войне, поэтому потери были очень значительными, а успехи не позволяли говорить о каком-либо военном преобладании.

В июне 1995 г. произошел захват больницы в г. Буденовске под руководством полевого командира Ш. Басаева. Условием освобождения заложников было начало переговоров с Дудаевым, объявленного к тому времени вне закона. Начавшиеся переговоры были прерваны после покушения на командующего российскими вой­сками А. С. Романова, который получил значительные ранения. Военные неудачи российской армии (в Кизляре, Первомайском) вызвали массовое недовольство насе­ления России и движение за прекращение войны в Чечне. После того, как в августе 1996 г. сторонники Дудаева (он погиб за несколько месяцев до этого - в апреле) практически захватили Грозный, российское правительство пошло на переговоры. В итоге, в г. Хасавюрте (Дагестан) было достигнуто соглашение, согласно которому Россия обязалась вывести все войска с территории Чечни, а Дудаев должен был обеспечить проведение демократических выборов. Решение о правовом статусе Чечни должно было решиться через 5 лет. Состоявшиеся выборы (начало 1997 г.) привели к власти А. Масхадова. Однако Масхадов не обладал реальной властью и не имел поддержки у полевых командиров, которые продолжали вести военные дей­ствия и Масхадову практически не подчинялись.

Развернувшиеся военные действия в Дагестане (после того, как отряды Басаева и Хаттаба вторглись на его территорию в августе 1999 г.) вынудил российское руко­водство принять решение о повторном вводе войск на территорию Чечни. Это про­изошло осенью 1999 г. Весной 2000 г. под контролем российской армии была уже значительная часть мятежной республики.

Внешняя политика. Отношения со странами СНГ. После развала СССР и об­разования СНГ Россия была поставлена в совершенно новые условия, когда было необходимо вырабатывать и проводить новую внешнеполитическую концепцию. Уже к 1993 г. все страны, входящие в состав СНГ, ввели свои национальные валюты, упразднив таким образом рубль как единую валюту. Кроме того, у России возникли серьезные разногласия сразу с несколькими бывшими советскими республиками, связанные с разделом имущества бывшей советской армии. Особенно остро эта про­блема стояла в отношениях с Украиной, которая претендовала на большую часть Черноморского флота. Кроме того, не был окончательно решен вопрос о правовом статусе Крымского полуострова и Севастополя. В результате долгих переговоров (1997 г.) Россия была вынуждена пойти на большие уступки Украине.

После Беловежских соглашений Россия стала правопреемницей СССР. В соот­ветствии с этим все бывшие союзные республики, на территории которых размеща­лось ядерное вооружение бывшего СССР, должны были передать его России. Одна­ко добиться реального выполнения этих обязательство оказалось непросто, и Украи­на подписала договор о нераспространении ядерного оружия только в 1994 г.

Отношения со странами дальнего зарубежья. В 1 992 г. между Россией и Со­единенными Штатами было подписано соглашение об окончании холодной войны. Был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений(CHB - 2). В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а до этого была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти мероприятия позволили России начать процесс вхождения в мировое экономическое и политическое сооб­щество, однако наметившиеся противоречия не позволили России стать ее полно­правным членам. Камнем преткновения стала югославская проблема (смещение Милошевича и бомбардировки войсками НАТО страны), война в Чечне, а также перспектива вхождения стран бывшего социалистического блока в НАТО. В резуль­тате Россия была на время исключена из состава Совета Европы, прекратились внешние займы.

 

 

 

Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла является важной составляющей современного вузовского образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание выстраивается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые с 1 сентября 2011 г. в обязательном порядке вводятся в вузах на всей территории РФ.

Учебная дисциплина "История" логически вытекает из преподававшейся ранее (1991-2011) "Отечественной истории", которая входила в разряд базовых и являлась обязательной в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление было обусловлено изменениями, происшедшими в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), способствовавшими формированию совершенной иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Складывание нового экономического и политического строя, обусловило возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделало необходимым критическое осмысление методологических основ отечественной истории в соответствии с новыми подходами.

Преподавание в ИрГУПС дисциплины "История" осуществляется в соответствии с ФГОС и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте вмировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированныезнания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение вкруг исторических проблем, связанных с областью будущейпрофессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа иобобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний,умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Дисциплина "История" изучается на 1 курсе в I семестре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.