КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США
Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который продолжался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желаю более обострять отношений с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде кредитов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД. Однако уже в апреле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля, когда в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом») произошли события, которые имели мощные последствия не только в самой Чехословакии и других восточноевропейских странах, но и в Советском Союзе. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том условии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управления. Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, предполагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское правительство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложив- -шейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последовавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позволило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей. Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство существующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х - начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидарность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения. Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руководства был смещен Э. Терек, руководить польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по подавлению начавшихся забастовок и выступлений. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны. В 70-х - начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руководство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР политику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило. На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрастающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами. Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Советскому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного устройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтересованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г. был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. - с Англией. После заключения этих договоров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоединились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Европы. Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной стороны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движение в Советском Союзе. В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, межконтинентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на подводных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО). Таким образом, эти договора означали достижение некоего паритета в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабилизацию отношений. Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность стабилизации внешнеполитической ситуации. Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддержанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афганистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск. СССР и Российская Федерация в 1982-2000 гг. Персоналии: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Н. И. Рыжков, А. И. Лукьянов, А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак. Г. И.Янаев, В. С. Павлов, Д. Т. Язов, В. А. Крючков, О. Д. Бакланов, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич, А. В. Руцкой, Р. И. Хасбулатов, Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, В. В. Путин, Д. Дудаев, А. Масхадов, Ш. Басаев. Даты: 1982-1984 гг. - правление Ю.В.Андропова, 1984-1985 гг. - правление К. У. Черненко, 1985-1991 - годы правления М. С. Горбачева, 1988 г. - XIX партконференция, 1988 г. - начало вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном, 1989 г. - избрание Съезда народных депутатов, 1989 г. - вывод советских войск из Афганистана, 1990 г. - избрание М. С. Горбачева президентом СССР. 12 июня 1991 г. - избрание Б. Н. Ельцина президентом России, 19-21 августа 1991 г. - ГКЧП, 3-4 октября 1993 г. - вооруженное столкновение в Москве в результате противостояния Верховного Совета и президента, 1994-1996 гг. - первая чеченская война, 17 августа 1998 г. - банкротство России, 1999 г. - начало второй чеченской войны, 2000 г. - избрание президентом Российской Федерации В. В. Путина.
План изучения материала: 1982– 1985 гг.: СССР после смерти Л. И. Брежнева. Реформы М. С. Горбачева. Съезд народных депутатов СССР. XXVIII съезд КПСС. Возникновение оппозиционных политических партий в СССР. Межнациональные конфликты на территории СССР. Экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Внешняя политика СССР в 1985-1991 г. ГКЧП. Беловежские соглашения.Противостояние Б. Н. Ельцина и Верховного Совета.Выборы в Государственную Думу и на пост президента в 1993-2000 гг.Экономические реформы.Военные кампании в Чечне.Взаимоотношения со странами СНГ.Взаимоотношения со странами дальнего зарубежья.
СССР в 1982 - 1991 г. В 1982 году умирает Л. И. Брежнев. После его смерти Ю. В. Андропов становится сначала Генеральным секретарем ЦК КПСС, а затем в июне 1983 г. - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Уже в феврале 1984 г. Андропов умирает и на его место приходит К. У. Черненко, который не пробыл у власти и года (он умирает в марте 1985 г.). Внутренняя политика. К середине 80-х гг. экономическая и политическая ситуация в стране стала окончательно пробуксовывать, что показало необходимость проведения срочных реформ по оживлению экономической и политической системы. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. М. С. Горбачевым (который стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС за месяц до этого, в марте 1985 г.) был провозглашен курс на проведение мероприятий, направленных на улучшение существующей системы, прежде всего в экономической сфере и внутриполитической сфере. Уже с пленума в 1987 г. начинается активное движение за преобразования и в социально-общественной жизни страны, что проявилось, в первую очередь, с началом курса на достижение «гласности», т. е. свободы слова. А. Н. Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии активно способствовал и пропагандировал смягчение внутриполитического курса страны. Кроме того, с новой силой активизировалось движение за реабилитацию пострадавших во время сталинских репрессий. В это время были официально реабилитированы Каменев, Бухарин, Рыков, Зиновьев. Этот период, получивший название «перестройки», ознаменовал начало нового, и как оказалось впоследствии, заключительного этапа истории Советского союза. В 1988 г. на XIX партконференции были выдвинуты предложение по коренному реформирование политической системы. Предлагалось создать высший, внепартийный орган власти -Съезд Народных Депутатов СССР, который должен был избираться по внепартийному признаку. Кроме этого, все общество призывалось к широкому обсуждению возможностей реформирования. Выборы делегатов Первого съезда Народных депутатов состоялись весной 1989 г. По результатам выборов сформировались два основных политических блока: коммунистический и демократический. Специально созданная демократами фракция -Межрегиональная депутатская группа (А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ель цин, А. А. Собчак и др.) - пыталась инициировать введение рыночной экономики и изменение политики в отношении союзных республик. Весной 1990 г. (Третий съезд народных депутатов) М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. А. И. Лукьянов стал Председателем Верховного Совета СССР. На этом же съезде из текста Конституции СССР была убрана статья о руководящей роли партии. Однако избрание Горбачева президентом не смогло остановить процесс распада страны. Уже летом 1990 г. на XXVIII съезде КПСС стало ясно, что в прежнем виде Советский Союз существовать больше не может. Хотя в это время Горбачеву удалось не допустить развала партии, единство в ее рядах больше не наблюдалось и более того, многие коммунисты стали постепенно переходить в ряды своих противников - демократов. Все более нестабильной становилась ситуация и в местных органах власти, где ключевые посты стали занимать представители демократической оппозиции. В Москве и Ленинграде к власти пришло общественно-политическое движение «Демократическая Россия» (в Москве - под руководством Г. X. Попова, в Ленинграде - А. А. Собчака). Кроме того, демократы заняли некоторые ключевые посты и в других Советах. Параллельно с усилением политических позиций демократов, стали создаваться и другие политические партии, такие как Социал-демократическая, Либерально -демократическая, Христианско-демократическая. Некоторые из них были впоследствии официально зарегистрированы на партии общесоюзного значения, что придавало им совершенно другой статус и влияние. Демократизация внутриполитической системы одним из своих следствий имела обострение отношений с союзными республиками, в которых все более отчетливо стали активизироваться сепаратистские настроения, а они в свою очередь, вызвали ответную реакцию противников отделения от Советского Союза. В 1988 году начался вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за контроль Нагорным Карабахом. Тогда же обострились отношения и в среднеазиатских республиках, что привело к кровопролитным столкновениям в Ферганской долине, Душанбе. В Южной Осетии и Абхазии внутриполитическое противостояние вылилось также в военный конфликт. Почти все союзные республики оказались охвачены политической борьбой, результатом которой становилось, в основном, открытое военное противостояние (Приднестровье, Прибалтийские республики). Экономическое развитие. На предпоследнем съезде XXVII КПСС были выработаны мероприятия по ускорению социально-экономического развития. Основной задачей было признано увеличение ВВП на 4%, что позволило бы с большей интенсивностью финансировать социальную сферу. Однако выполнить этот план не удалось и уже к началу 90-х гг. уровень ВВП упал на 10%. Попытки внедрить частное предпринимательство к ожидаемым результатам также не привели, так как не была четко продумана налогово-экономическая политика в отношении новых предпринимателей. Отсутствие кредитной и банковской системы тоже не способствовали налаживанию нового направления в экономике. Таким образом экономическая ситуация ухудшалось и как результат глава правительства Н. И Рыжков в 1990 г. подал в отставку. Инфляция, обесценивавшая национальную валюту каждый месяц, все растущая безработица вызывало массовое недовольство. Даже в Москве, чего раньше никогда не было, ощущались сильные перебои с продовольствием и самыми необходимыми товарами народного потребления. Внешняя политика. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. и начала там активных военных действий, Соединенные Штаты стали размещать (с 1983 г.) в странах своих союзников в Западной Европе ракеты дальнего действия. В ответ на это, СССР сделал то же самое на территории Чехословакии и ГДР. Обострения накалились до такой степени, что США и страны Западной Европы бойкотировали проводившую в Москве в 1980 г. Олимпиаду. После прихода к власти М. С. Горбачева Советский Союз был вынужден пойти на некоторые уступки, что не в последнюю очередь было связано с тем, что Советское правительство искало поддержку (как политическую, так и финансово-экономическую) у западноевропейских стран в проведении своих реформ. В качестве жеста «доброй воли» Горбачев выдвинул предложение об упразднении обоих военных лагерей - ОВД и НАТО. Естественно, оно было отвергнуто и в конечном Итоге было достигнуто взаимоприемлемое для всех сторон решение о разоружении. К 1990 г. на территории Европы и СССР и США убрали все свои ракеты средней и меньшей дальности. Помимо этого, советское правительство обязалось уничтожить ракеты, базировавшиеся в Сибири и на Дальнем Востоке. Основной уступкой СССР западноевропейским союзникам было решение о выводе войск с территории Афганистана. Хотя военные действия никакого реального успеха уже не приносили (ни в геополитическом, ни в экономическом плане), Советский Союз пошел на подписание в Женеве в 1988 г. соглашения с Соединенными Штатами по поводу дальнейшей политики в Афганистане. Окончательно вывод войск состоялся в 1989 г. С другой стороны, новому советскому правительству было необходимо определяться и со своими отношениями и с союзниками по ОВД. Курс на либерализацию, провозглашенный Горбачевым во внутренней политике, привел к тому, что страны социалистического блока почувствовали себя свободными от прежнего жесткого контроля. Выбор в этих странах демократических правительств и последующий распад ОВД и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) окончательно закрепил новый расклад сил на международной арене. Внутриполитическое развитие в 1991-2000 г. К началу 90-х гг. практические все союзные республики уже открыто говорили о своих претензиях на независимость и готовы были приступить к решительным действиям для достижения своих целей. По мнению некоторых партийных руководителей политика, проводимая Горбачевым, еще больше ослабляла авторитет России по отношению к республикам и вела к распаду государства как такового. 19 августа 1991 г., воспользовавшись отсутствием в Москве Горбачева, первые лица государства (вице-президент Г. И. Янаев, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и ряд других, объявили (19 августа) о формировании «Государственного комитета по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной целью создания этого формирования провозглашалось сохранение Советского Союза и социалистического строя. В тот же день было объявлено чрезвычайное положение, введены войска, запрещена деятельность всех новообразовавшихся партий и ряд других мер, направленных на ликвидацию проведенных Горбачевым либеральных преобразований. В качестве основного оппонента ГКЧП являлся Б. Н. Ельцин, избранный к тому времени президентом РСФСР (12 июня 1991), который находился и в прямой конфронтации с Горбачевым. Для ликвидации Ельцина было принято решение о его аресте, для чего к зданию Верховного Совета РСФСР были направлены представители спецслужб. Однако произвести арест и тем более укрепить свою власть в стране ГКЧП не удалось. Массовые выступление и демонстрации, произошедшие в Москве и в других городах, а также отказ военного командования применять к демонстрантам силу, привел к тому, что уже к 21 августа путч кончился, и все его участники были арестованы. Таким образом Ельцин одержал очень важную для себя политическую победу. Уже к концу 1991 года все прибалтийские республики объявили о своей независимости. В декабре того же года о выходе из состава СССР объявила Украина. Официально распад СССР был закреплен 8 декабря 1991 г., когда главы основных союзных республик подписали так называемые Беловежские соглашения (от России - Б. Н. Ельцин, от Украины - Л. М. Кравчук, от Белоруссии - С. С. Шушкевич). Было создан СНГ (Содружество Независимых Государств). Впоследствии в состав СНГ вошли также все остальные республики, кроме Эстонии, Латвии и Литвы. Руководству России удалось сохранить целостность самой России, несмотря на то, что часть автономных республик также заявили о своем желании стать независимый статус. В итоге удалось достичь соглашения, в соответствии с которым устанавливался принцип федеративности. В 1993 г. началось противостояние между Ельциным и Верховным Советом, который в лице Р. И. Хасбулатова (председатель Верховного Совета РФ) и А. В. Руцкого (вице-президент) выступал противником проводимых Ельциным преобразований. В этих условиях Ельцин пошел на упразднение Верховного Совета и съезда народных депутатов и о создании вместо них Федерального собрания, состоящего из двух палат, а также объявил о формировании Государственной Думы (21 сентября). Уже на следующий день X Съезд народных депутатов объявил о смещении Ельцина с поста президента РФ и о возложении его обязанностей на Руцкого. 3 октября политический конфликт перерос в военное противостояние, когда по приказу Ельцина в Москву была введена тяжелая техника, и было обстреляно здание Верховного Совета. Таким образом, и здесь победителем оказался Ельцин, который уже в декабре 1993 г. организовал выборы в Государственную Думу. Одновременно происходил и референдум по вопросу принятия нового текста государственной конституции. В соответствии с этим документом Россия становилась президентской республикой. В первой Государственной Думе больше всех мест занял блок, поддерживавший Ельцина, - «Выбор России». Второй по численности партией стала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и третьей - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова. Кроме того в Думу прошли и ряд других партий: «Яблоко», Партия Российского Единства, Женщины России и др). Однако своеобразие ситуации заключалось в том, что ни у одной из партий не было большинства голосов, для того, чтобы проводить необходимые ей решения. По результатам выборов следующую Государственную Думу (1995 - 1999) преобладающее положение заняла КПРФ. Однако в силу сложившейся политической конъюнктуры и своеобразия политических задач, которые ставила перед собой коммунистическая партия, КПРФ не добилась изменения проводимого правительством Ельцина политико-экономического курса развития страны. Летом 1996 состоялись выборы президента России. Победитель определялся во втором туре выборов, в результате которых Ельцин одержал победу над Зюгановым. В конце 1999 г. Б. Н. Ельцин подал в отставку и в соответствии с Конституцией власть перешла к председателю Совета Министров В. В. Путину, который на президентских выборах в марте 2000 г. одержал убедительную победу над всеми своими политическими оппонентами. Второе место занял Зюганов, третье место - лидер партии «Яблоко» - Г. А, Явлинский. Экономическое развитие. Ко времени прихода к власти Ельцина, экономическая ситуация на территории всей страны была близка полному краху. Огромная инфляция, приводившая к обесцениванию рубля, дефицит продуктов и промышленных товаров вынудил правительство Ельцина пойти на радикальные реформы, направленные на оздоровление экономики страны. Суть реформ заключалась в переходе на экономику, построенную и действующую по рыночным принципам. Для этого заместителем Председателя Совета Министров Е. Т. Гайдаром был разработан план так называемой «шоковой терапии», который включал в себя прежде всего либерализацию цен. Такая мера, с одной стороны, способствовала оживлению экономики, а с другой стороны, оставила значительную часть населения фактически без средств к существованию, так как все государственные (а других не было) вклады были обесценены, а цены на все продукты выросли во много раз. Следующим этапом реформы стало проведение приватизации государственных (муниципальных) предприятий (1992 г.), первоначально посредством приватизационных чеков. Потом (с 1994 г.) было принято решение о переходе к денежному этапу приватизации, т. е. к открытой продаже предприятий, находящихся в собственности государства. Предполагалось, что вырученные в результате приватизации денежные средства, будут вложены в те сектора экономики, которые наиболее остро нуждались в этом. Однако средств не хватало, политика их распределения была очень непродуманной и неравномерной. Для пополнения бюджета государство инициировало выпуск акций ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые не были подкреплены реальными активами. В результате такой политики государство оказалось не в состоянии выплачивать проценты по облигациям и 17 августа 1998 года было разрешено банкам приостановить выплаты. Сразу после этого курс доллара вырос в несколько раз, а курс рубля рухнул, т. е. произошла девальвация национальной валюты. Глава правительства С. В. Кириенко был отправлен в отставку и премьер-министром после отказа Думы утвердить В. С. Черномырдина был назначен Е. М. Примаков, который сформировал коалиционное правительство (т. е. в котором министерские посты занимали представители нескольких партий). Только к 2000 году более или менее удалось стабилизировать экономическую ситуацию, однако уровень жизни основной массы населения оставался по-прежнему невысоким. Осенью 1991 г. в Чечне произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришел Д. Дудаев, который объявил о независимости республики, что не было признано ни Россией, ни мировым сообществом. В то же время российское руководство долго не решалось на силовой вариант разрешения конфликта. К тому же, у правительства Дудаева оставалось вооружение, которое бросила советская армия при поспешном уходе из Чечни. После неудачной попытки смещения Дудаева, с помощью подконтрольных российскому правительству чеченских политических деятелей, было принято решение о вводе войск в Чечню (10 декабря 1994 г.). В феврале 1995 года российским войскам после продолжительных боев удалось занять Грозный. Российская армия не была готова к развернувшейся партизанской войне, поэтому потери были очень значительными, а успехи не позволяли говорить о каком-либо военном преобладании. В июне 1995 г. произошел захват больницы в г. Буденовске под руководством полевого командира Ш. Басаева. Условием освобождения заложников было начало переговоров с Дудаевым, объявленного к тому времени вне закона. Начавшиеся переговоры были прерваны после покушения на командующего российскими войсками А. С. Романова, который получил значительные ранения. Военные неудачи российской армии (в Кизляре, Первомайском) вызвали массовое недовольство населения России и движение за прекращение войны в Чечне. После того, как в августе 1996 г. сторонники Дудаева (он погиб за несколько месяцев до этого - в апреле) практически захватили Грозный, российское правительство пошло на переговоры. В итоге, в г. Хасавюрте (Дагестан) было достигнуто соглашение, согласно которому Россия обязалась вывести все войска с территории Чечни, а Дудаев должен был обеспечить проведение демократических выборов. Решение о правовом статусе Чечни должно было решиться через 5 лет. Состоявшиеся выборы (начало 1997 г.) привели к власти А. Масхадова. Однако Масхадов не обладал реальной властью и не имел поддержки у полевых командиров, которые продолжали вести военные действия и Масхадову практически не подчинялись. Развернувшиеся военные действия в Дагестане (после того, как отряды Басаева и Хаттаба вторглись на его территорию в августе 1999 г.) вынудил российское руководство принять решение о повторном вводе войск на территорию Чечни. Это произошло осенью 1999 г. Весной 2000 г. под контролем российской армии была уже значительная часть мятежной республики. Внешняя политика. Отношения со странами СНГ. После развала СССР и образования СНГ Россия была поставлена в совершенно новые условия, когда было необходимо вырабатывать и проводить новую внешнеполитическую концепцию. Уже к 1993 г. все страны, входящие в состав СНГ, ввели свои национальные валюты, упразднив таким образом рубль как единую валюту. Кроме того, у России возникли серьезные разногласия сразу с несколькими бывшими советскими республиками, связанные с разделом имущества бывшей советской армии. Особенно остро эта проблема стояла в отношениях с Украиной, которая претендовала на большую часть Черноморского флота. Кроме того, не был окончательно решен вопрос о правовом статусе Крымского полуострова и Севастополя. В результате долгих переговоров (1997 г.) Россия была вынуждена пойти на большие уступки Украине. После Беловежских соглашений Россия стала правопреемницей СССР. В соответствии с этим все бывшие союзные республики, на территории которых размещалось ядерное вооружение бывшего СССР, должны были передать его России. Однако добиться реального выполнения этих обязательство оказалось непросто, и Украина подписала договор о нераспространении ядерного оружия только в 1994 г. Отношения со странами дальнего зарубежья. В 1 992 г. между Россией и Соединенными Штатами было подписано соглашение об окончании холодной войны. Был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений(CHB - 2). В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а до этого была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти мероприятия позволили России начать процесс вхождения в мировое экономическое и политическое сообщество, однако наметившиеся противоречия не позволили России стать ее полноправным членам. Камнем преткновения стала югославская проблема (смещение Милошевича и бомбардировки войсками НАТО страны), война в Чечне, а также перспектива вхождения стран бывшего социалистического блока в НАТО. В результате Россия была на время исключена из состава Совета Европы, прекратились внешние займы.
Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла является важной составляющей современного вузовского образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание выстраивается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые с 1 сентября 2011 г. в обязательном порядке вводятся в вузах на всей территории РФ. Учебная дисциплина "История" логически вытекает из преподававшейся ранее (1991-2011) "Отечественной истории", которая входила в разряд базовых и являлась обязательной в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление было обусловлено изменениями, происшедшими в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), способствовавшими формированию совершенной иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Складывание нового экономического и политического строя, обусловило возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделало необходимым критическое осмысление методологических основ отечественной истории в соответствии с новыми подходами. Преподавание в ИрГУПС дисциплины "История" осуществляется в соответствии с ФГОС и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте вмировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированныезнания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение вкруг исторических проблем, связанных с областью будущейпрофессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа иобобщения исторической информации. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний,умений и навыков личности: · понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; · знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; · воспитание нравственности, морали, толерантности; · понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; · понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; · способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; · навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Требования к освоению содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: · основные направления, проблемы, теории и методы истории; · движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; · различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; · основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; Уметь: · логически мыслить, вести научные дискуссии; · работать с разноплановыми источниками; · осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; · получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; · соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; · извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: · представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; · навыками анализа исторических источников; · приемами ведения дискуссии и полемики. Дисциплина "История" изучается на 1 курсе в I семестре.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |