Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. Наука как предмет философского осмысления




 

Основные понятия и категории, необходимые для проведения семинара

Наука, эмпирический и теоретический уровни науки, идеалы науки, нормы науки, научное и вненаучное знание, научная картина мира (парадигма), частная и общая научная картина мира, методы научного познания, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, объяснение, понимание, естественные, технические и гуманитарные науки, научная революция, классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность.

 

Темы докладов и сообщений

1. История развития научных представлений.

2. Проблема определения границ научного познания.

3. Наука и религия.

4. Доклассические формы научной рациональности.

5. Проблемы соотношения типов рациональности в новоевропейской науке и философии.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект,2010.- 588с.

2. Антипов, Г.А. Философия как образ жизни (Философия как форма мышления)// Высшее образование в России., С.37-45.- Библиогр.: 15 назв., 2010.-№11.

3. Бучило, Н. Ф. Философия: электронный учебник / Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. - электрон. дан. и прогр. - М.: КНОРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

4. Канке, В. А. Современная философия: электронный учебник - электрон. дан. - М.: Омега-Л, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Лебедев, С.А. Философия науки: Терминологический словарь - М.: Академический Проект, 2011. - 268, [4] с.

6. Никитич, Л. А. История и философия науки: электронное учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов - электрон. дан. и прогр. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

7. Подольская, Е.А. Философия: кредитно-модульный курс/ Е.А. Подольская. – Москва: Дашков и К; Ростов на Дону: Наука-Спектр,2010.- 379с.

8. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: в 2ч./под общ. ред. проф. Ф.Д. Демидова; РАГС при президенте Российской Федерации. – Москва: РАГС: Издательский Дом ИНФРА-М, 2010. – 22с.

Дополнительная литература

1. Азроянц, Э. А. Немарковские процессы как новая парадигма [Текст]: статья / Э. А. Азроянц, А. С. Харитонов, Л. А. Шелепин // Вопросы философии,№7,1999,С.30-61.

2. Мамчур, Е. А. Идеалы единства и простоты в современном научном позна­нии [Текст]: статья / Е. А. Мамчур // Вопросы философии,№12,2003, С.21-30.

3. Моисеева, Н.А. Философия: краткий курс / Моисеева, Н.А., Сороковикова В.И. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

4. Нижников, С.А. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. - 396,[4]с.

5. Никитин, Е. П. Об одной тенденции в развитии философии. Скрытая антро­пологизация [Текст]: статья / Е. П. Никитин // Вопросы философии,№10, 2001,С.40-51.

6. Овчинников, Н. Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) [Текст]: статья / Н. Ф. Овчинников // Вопросы философии,№1,2001,С.15-31.

7. Овчинников, Н. Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) [Текст]: статья / Н. Ф. Овчинников // Вопросы философии,№2,2001,С.3-21.

8. Петров, Ю. А. Предмет теории [Текст]: статья / Ю. А. Петров // Вестник Московского университета. – Серия 7. – Философия. – 1999. - № 1. – С.3-15.

9. Порус, В. Н. Цена гибкой рациональности. О философии науки С. Тул­мина [Текст]: статья / В. Н. Порус // Вопросы философии,№2,1999,С.54-66.

10. Смирнов, А. В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных фило­софских традициях? [Текст]: статья / А. В. Смирнов // Вопросы философии,№3,1999,С.43-54.

11. Степин, В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рацио­нальность [Текст]: статья / В. С. Степин // Вопросы философии,№8,2003, С.41-52.

12. Суркова, Л. В. Ценность науки [Текст]: статья / Л. В. Суркова // Вестник Московского университета. - Серия 7. – Философия. – 2002. - №1. – С.41-65.

Задания к текстам (проблемные вопросы)

Прочитайте известные высказывания А. Эйнштейна и ответьте на следующее вопросы, используя методы и приемы философского анализа проблем. Систематизируйте и обозначьте, письменно, список проблем поставленных автором; устно, аргументируйте комментарии.

 

1. Какие критерии научного постижения мира выделяет А. Эйнштейн?

2. Как А. Эйнштейн характеризует физику как фундаментальную науку?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.