Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание в профессиональной деятельности юриста




Внимание: понятие, свойства, виды.

Внимание – это сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание осуществляет отбор нужной информации, обеспечивает избирательность программ действий и сохраняет постоянный контроль над их протеканием. В профессиональной деятельности юриста значение внимания проявляется в следующих аспектах: во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей; во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства помогает более объективно оценить их показания, способность осознавать происходящее.

Выделяют внешние и внутренние (субъективные) факторы, определяющие направленность внимания. К внешним факторам, прежде всего, относятся интенсивность, силу, контраст и новизну раздражителя. Так, например, если свидетель утверждает, что он не обратил внимания на какой-то сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находится в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, либо просто не желает по каким-либо причинам говорить правду. К субъективным факторам, определяющим направленность внимания, относятся соответствие внешних раздражителей потребностям человека и та значимость, которую он придает этим раздражителям. К данной группе факторов относятся также эмоции, чувства, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к воспринимаемому явлению. На уровень внимания в значительной степени влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические особенности и расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.

Человек, совершивший преступление, находится под интенсивным воздействием внешних и внутренних факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей преступной деятельности. Усвоение следователем этой истины должно мобилизовывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – это отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Данный вид внимания характеризуется непреднамеренностью, отсутствием специальных усилий.

2. Произвольное внимание – это внимание, управляемое осознанной целью, носит отчётливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнять какую-либо деятельность. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворение потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

3. Послепроизвольное внимание – это сосредоточение на объекте в силу его значимости для личности.

Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, свойств:

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием весьма ограниченный отрезок времени. Если между объектами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания может увеличиваться. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т. п.

2. Распределение внимания – это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Распределяемость внимания позволяет следователю одновременно следить за несколькими независимыми процессами, совершать несколько действий: отслеживать процедуру обыска и наблюдать за поведением обыскиваемого. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно в условиях возрастающих нагрузок.

3. Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточенности на одном объекте.

4. Устойчивость внимания – это длительное сосредоточение на одном объекте.

5. Отвлечение – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

6. Переключение – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

7. Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном длительное время. Рассеянность может быть:

- мнимой - это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете;

-подлинной – это когда человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддержать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности): например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Кроме того, чтобы развить внимательность сотруднику правоохранительных органов необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы:

Во-первых, надо учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждение невозможно – наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы – когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5-10 минут каждого часа умственной работы достаточно для такого отдыха (несколько физических упражнений, гимнастика для глаз и т.п.).

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Отсюда вытекает второе правило – необходимо создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, но для большинства важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе, хорошее освещение, удобная позы и т.д. Важна также чисто психическая возможность работать в данных условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременно созданный настрой на работу. Люди с ярким образным мышлением могут попробовать следующий прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу отведен отдельный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей максимального сосредоточения, максимально отчетливо нужно вообразить, как выдвигается ящик соответствующего вида работы (при этом остальные плотно задвинуты). Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на более благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик психической активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.

Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом – обеспечение полного отсутствия все посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету.

Формирование умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии и людям, с развитием таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самообладание. Согласно убеждениям А.Ф. Кони, в частной жизни и, в особенности в профессионально-деловом общении юристу понадобиться «немало терпения и терпимости к рассказчику, постоянно отклоняющегося в сторону и, спокойно выслушивая массу ненужностей, сохраняя нить Ариадны в лабиринте словесных отступлений и экскурсий по сторонам».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «ощущения». Какую информацию дают человеку ощущения? Каковы виды ощущений?

2. Каковы свойства и закономерности ощущений? Как используются особенности ощущений в профессиональной деятельности юриста?

3. Раскройте понятие «восприятие». Каково значение восприятия в юридической практике?

4. Каковы основные свойства восприятия? Каковы виды и типы восприятия? Какой тип восприятия у вас?

5. Что такое мышление? Каковы его основные характеристики?

6. Какие существуют виды и операции мышления? Как учитываются их особенности в профессиональной деятельности юриста?

7. Что такое память? Каковы ее процессы и виды?

8. Какие факторы влияют на запоминание и сохранение информации? Какие качества памяти особенно необходимы юристу?

9. Раскройте понятие «воображение». Назовите его виды и дайте им характеристику.

10. Какие особенности воображения должны учитываться в работе юриста?

11. Что такое внимание? Какие виды внимания вы знаете? Каковы свойства внимания?

12. Какую роль внимательность играет в юридической практике?

 

Т е м а 3. Психолого-правовая оценка эмоций, чувств,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.