Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы акцентуаций характера




Акцентуация Особенности проявления в поведении
Гипертимный тип Подвижность, общительность, склонность к озорству, позерству, неусидчивость, недостаточная дисциплинированность; настроение всегда приподнятое, хорошее; увлечения поверхностны; бывает слишком самоуверен; стремится произвести на окружающих хорошее впечатление.
Циклоидный тип Повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживают мелкие неприятности; на замечания реагируют крайне раздражительно; настроение периодически (2–3 недели) меняется от приподнятого до подавленного.
Лабильный тип Настроение крайне изменчиво и непредсказуемо, а поводы для его смены ничтожны.
Астеноневротический тип Повышенные мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность.
Сензитивный тип Повышенная чувствительность к тому, что радует, и к тому, что огорчает; не любит большие компании; застенчив, робок с посторонними и общителен и открыт со знакомыми, отличается послушанием.
Психастенический тип Раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.
Шизоидный тип Замкнутый, демонстрирует внешнее безразличие к другим людям, плохо понимает состояние других людей, их переживания.
Эпилептоидный тип Часто плачет, любит дразнить и обижать младших и слабых, жесток, себялюбив, властен.
Истероидный тип Эгоцентричен, жаждет постоянного внимания к своей персоне; склонен к театральности, позерству, рисовке; с трудом переносит, когда в их присутствии хвалят других, когда другим уделяют больше внимания.
Неустойчивый тип Повышенная склонность и тяга к развлечениям, безделью и праздности; отсутствие серьезных интересов, в том числе и профессиональных.
Конформный тип Бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, склонен к приспособленчеству; его жизненное кредо - «быть как все».

 

Особое значение знания акцентуаций характера сотрудниками правоохранительных органов приобретают при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, так как на фоне акцентуаций характера могут проявляться транзиторные непсихотические девиации поведения - делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве определяется недостатком воспитания, т. е. имеет чисто социальные причины. От 30 до 85 % делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца или, реже, с мачехой. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип акцентуации. Таким типам, как сензитивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы. Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда отклонения характера от нормы достигают степени психопатии. А. Е. Личко при длительном обследовании установил, что по прошествии подросткового периода дезадаптивными остаются только 20 % акцентуированных лиц. В связи с этим акцентуацию характера нельзя соотносить с причинами совершения конкретного преступления. Нельзя игнорировать и то, что психологические особенности, имея относительную самостоятельность, детерминированы совокупностью социальных факторов: системой воспитания и обучения, характером и структурой микросреды, семейной атмосферой и др. Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связаны как с органическим повреждением мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые трав­мы, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, на пер­вом месте среди которых стоят социальная среда и социальные условия, в которых происходит развитие личности несовершеннолетнего. При правильной воспитательной работе акцентуации характера сглаживаются. Но при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут явиться условием развития психопатии.

Знание следователя о наличии акцентуаций характера у допрашиваемого подростка позволяет ему найти эффективные приемы и способы взаимодействия с ним. Педагогическое взаимодействие с такими подростками предполагает постановку различных задач в зависимости от типа акцентуации. Особенность взаимодействия с психастеническими, шизоидными и лабильными подростками – создать ситуацию доверительного общения, сочувствия и утешения, отвлечения от неприятных состояний путем переключения направления мыслей, чувств, деятельности, сотрудничества. При организации взаимодействия с демонстративными подростками необходимо использовать их жажду внимания к своей особе. Главная задача здесь состоит в формировании у таких подростков адекватной оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.