Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы теоретического познания




Методы эмпирического познания.

Методы философских исследований

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что входит в структуру мировоззрения?

2. С чем связана глубина отражения существующей действительности?

3. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

 

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все методы могут быть разделены на следующие основные группы: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские). Частнонаучные методы применимы в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применимы в гораздо более широкой сфере научных исследований. Философские методы, как и методы других наук, берут свое начало в практической деятельности людей, являясь отражением логики и закономерностей развития действительности. Но методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от всех других методов. Философские методы основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия – суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий – предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.

 

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.

 

Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания выступает философский факт – уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т. е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если общенаучные методы выступают как приемы раскрытия закономерностей исследуемого объекта, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов, но с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов. Философские методы не определяют однозначно путь поиска истины, следовательно, оптимальной является взаимодополнительность методов.

1. Эксперимент — изменение или воспроизведение объекта в спе­циально созданных условиях.

2. Сравнение – выявление сходства или различия объектов.

3. Описание – фиксирование результатов опытов.

1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.

2. Аксиоматический (греч. а xioma – принятое, бесспорное) метод – принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.

3. Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) – разложение целого на составляющие части.

4. Синтез (греч. synthesis –соединение, составление) – обобщение, сведение частей в единое целое.

5. Индукция (лат. induction – введение) – выведение общего умозаключения из частного.

6. Дедукция (лат. deduction – выведение) – выведение частного умозаключения из общего.

7. Аналогия (греч. analogia –сходство) – выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.