КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические партии России в начале ХХ века 1 страница
Слово «партия» имеет латинское происхождение, оно означает «часть». В современном понимании партия – это добровольная организация граждан, созданная с целью выражения и защиты социальных, классовых, групповых и других интересов политическими методами. Политических партий в полном значении их история до буржуазных эпох не знала. Политические партии возникли в ту пору, когда представители буржуазии, как одного из политических подчиненных классов, начинали борьбу за государственную власть против господствующего класса феодалов. Политические партии в современном смысле слова возникли впервые в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями. Многопартийная система в России впервые сложилась на стыке двух столетий – XIX и XX веков. Еще не были преодолены феодальные пережитки, а они уже переплетались с противоречиями капиталистического типа, и все это усугублялось противоречиями межнационального характера. Формировалась сложная и многообразная социальная структура общества. Консолидировались классы, дифференцировались социальные группы, росло самосознание наций. Это неизбежно должно было привести к возникновению политических партий, выражающих классовые и национальные интересы различных групп населения страны. Экономическое развитие России в начале ХХ века, безусловно, влияло на некоторые социальные процессы. Вследствие «насаждения капитализма сверху» задержалась консолидация в класс российской буржуазии. Крупное индустриальное производство российская буржуазия создавала наряду с царизмом и иностранным капиталом, поэтому она не могла монопольно распоряжаться индустриальной мощью страны. Это тормозило и политическую консолидацию буржуазии, создание ее партий. Совершенно иная тенденция прослеживается в развитии пролетариата России. Он опережает буржуазию в своем социальном и политическом формировании. Ускоренное создание крупного индустриального производства России обусловило ускоренную консолидацию рабочего класса. Высокая степень эксплуатации на капиталистических предприятиях всех регионов России способствовала осознанию им своих интернациональных и национальных задач. На арене политической борьбы рабочий класс оказался ранее буржуазии, его партия возникла одной из первых. В этом было отличие оформления политической структуры западноевропейского буржуазного общества и России. Образование марксистских рабочих партий на Западе явилось заключительным этапом оформления политической структуры. А в России – только началом этого процесса. Причины лежали в иной, чем в западной Европе, капиталистической эволюции. Что же касается помещиков, то главной причиной длительного отсутствия у них политических партий и организаций было то, что политика царизма, веками обеспечивавшая дворянству совершенно особое, исключительно привилегированное положение в обществе, до поры, до времени делала создание таких организаций излишним.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) Из всех политических партий в стране первой оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Это произошло в 1898 г. История ее создания корнями уходит в освободительное движение России, в народническое, рабочее, марксистское движение. После отмены крепостного права в России складывается свободный рынок, на российскую арену вступает пролетариат. К середине 70-х годов рабочее движение подходит к мысли о самостоятельных задачах пролетариата, о необходимости вести организованную борьбу и иметь отдельную от народников организацию. Создаются первые рабочие союзы. В 1875 г. в Одессе – «Южнороссийский союз рабочих», руководитель Е.О. Заславский, в 1878 г. в Петербурге создается организация «Северный союз русских рабочих». Среди его организаторов особенно выделялись В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин. На рубеже 70-80-х гг. под влиянием народовольцев в столице и других городах было организовано несколько десятков рабочих кружков. Развитие капитализма, оформление пролетариата в достаточно зрелый класс, признание его силой, способной решить задачи демократической и социалистической революции способствовали распространению в России марксизма, учения, которое возникло в Европе еще в 40-х годах XIX в. Основателями этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс. Первые шаги по изучению теории марксизма в России были предприняты еще народниками. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В. Плеханов (1856-1918 гг.), один из основателей Российской социал-демократической партии, выдающийся ученый и публицист. Его путь в революцию начался в народническом подполье, куда он пришел 19-летним студентом. «Народник до конца ногтей», так характеризовал он позже свою позицию того времени. Но будучи идейно народником, Плеханов в своей практической революционной работе пошел по пути пропаганды среди петербургских рабочих. После раскола «Земли и воли» он был одним из организаторов «Черного передела». Но после раскола и этой организации в 1880 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где продолжал свою революционную деятельность. За границей Плеханов знакомится с западноевропейским рабочим и социалистическим движением, глубоко изучает работы Маркса и Энгельса, анализирует развитие России и приходит к критике идеалов народничества. В сентябре 1883 г. Г.В. Плеханов и его единомышленники – В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов основали марксистскую группу «Освобождение труда», которая закончила свою деятельность в 1903 г. на II съезде РСДРП, заявив о самороспуске. Эта небольшая организация за 20 лет своей деятельности с 1883 по 1903 гг. выпустила более 250 переводов и оригинальных марксистских работ, доходивших из-за границы до самых различных промышленных центров России. Группа поддерживала контакты с лидерами рабочего движения стран Западной Европы. С конца 80-х гг. стала принимать участие в деятельности II Интернационала. Плеханов был первым, кто поставил вопрос о необходимости создания в России революционной марксистской партии. Он написал два проекта программы русских социал-демократов. Г.В. Плеханов сыграл огромную роль в издании газеты «Искра», журнала «Заря», в подготовке программы партии и II съезда РСДРП. Почти одновременно с группой «Освобождение труда» в самой России стали разворачиваться марксистские кружки. Наиболее известные из них – «Партия русских социал-демократов» под руководством Димитра Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» под руководством Павла Точисского, «Социал-демократическое общество» под руководством Михаила Бруснёва, в Поволжье революционные кружки создавал Николай Федосеев. В начале 90-х гг. в социал-демократическое движение начинает вливаться новое поколение революционеров. И дальнейшее развитие теории и практики российской социал-демократии во многом связано с именем В.И. Ленина (1870-1924 гг.). Владимир Ульянов рано включился в революционное движение, познакомился с трудами основоположников марксизма, рьяно выступил против народничества, вместе со своими единомышленниками в 1895 г. создал «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», который явился зачатком марксистской партии в России. В 1898 г. в Минске состоялся первый учредительный съезд социал-демократических организаций. Съезд не принял основных партийных документов, но определил стратегию действия социал-демократов. В 1903 г. собирается II съезд РСДРП. На нем принимается революционная программа партии, состоявшая из двух частей или двух групп задач: программы - минимум и программы - максимум. Программа - минимум нацеливала на свержение самодержавия, установление демократической республики. Программа – максимум нацеливала на свержение буржуазии, социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата. Программа РСДРП включала конституционные требования демократической республики: - сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа; - всеобщее равное и прямое избирательное право; - широкое местное самоуправление; - неприкосновенность личности и жилища; - свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов; - свобода передвижения и промыслов; - уничтожение сословий; - образование на родном языке; - право на самоопределение за всеми нациями; - ответственность чиновников перед судом присяжных; - выборность судей народом; - замена постоянного войска всеобщим вооружением народа; - отделение церкви от государства и школы от церкви; - даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей до 16 лет. Кроме того, программа включала требования в интересах рабочего класса: 8-часовой рабочий день; еженедельный отдых, запрещение сверхурочных работ; запрещение детского, ограничение женского труда; государственное страхование на случай старости или потери трудоспособности; отмена штрафов; создание бирж труда и т.д. Большое внимание уделялось контролю со стороны рабочих за производством и жильем. Программа РСДРП включала требования в интересах крестьянства: отмена выкупных и оброчных платежей; возвращение отрезков; возвращение крестьянам уже выплаченных ими сумм; создание народного фонда для культурных и благотворительных нужд сельских обществ; создание крестьянских комитетов на селе. [54.c.44-50]. Но уже на III съезде в 1905 г. в программу по аграрному вопросу вносятся изменения: энергичная поддержка всех революционных мероприятий крестьянства, вплоть до конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель. Партия призывала крестьянство отказываться от платежа податей и налогов, от исполнения воинской повинности, постановлений и приказов правительства. РСДРП призывала крестьян к политическим демонстрациям, к слиянию его с городским пролетариатом. В следующем году, на IV съезде РСДРП вновь рассматривается аграрный вопрос. Предлагается три проекта: национализации земли, раздела земли и муниципализации земли. Первые два проекта были выдвинуты большевиками, они предполагали конфискацию помещичьих земель, но первый проект – национализацию земли, а второй – раздел ее в собственность между крестьянами. Проект муниципализации предполагал сохранение надельного крестьянского землевладения, передачу помещичьих земель органам местного самоуправления и аренду земли крестьянами. Этот проект был представлен меньшевиками и получил большинство голосов на съезде. Социал-демократы придерживались принципиальных позиций в сфере национального развития. Многие из них отличались новизной и радикальностью. Это касается всеобщего, равного и прямого избирательного права при выборах, как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления; областного самоуправления для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения; свободы передвижения; полной равноправности всех граждан, независимо от пола, религии, расы и национальности; права населения получать образование на родном языке; права каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введения родного языка наравне с государственным языком во всех местных общественных и государственных учреждениях; права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства и т. д. Надо сказать, что в отличие от других партий, которые в требование самоопределения наций вкладывали только их культурное развитие, социал-демократы подчеркивали политическое значение этой категории, настаивали на праве нации вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако надо сказать, что многие программные намерения разошлись с конкретными действиями большевиков, когда те пришли к власти. К началу революции 1905-1907 гг. социал-демократическое движение в России представляло собой довольно сложную картину. РСДРП находилась в состоянии острейшего идейно-политического и организационного кризиса. На II съезде партии в 1903 г. произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков, образовались два крыла, в зародыше – две партии. Одна - радикально революционная, другая – перемежавшая революционность с реформистскими уклонениями. До 1912 года (до VI Пражской конференции) в единой РСДРП существовали две фракции, две фактически отдельные организации. После 1912 г. мы вправе говорить о наличии двух социал-демократических партий, отношения между которыми все обострялись. По сути дела в 1912 г. закончился период формального объединения большевиков и меньшевиков, и произошло воссоединение большевистской партии как самостоятельной организации. Большевики пошли за В.И. Лениным, меньшевики – за Ю.О. Мартовым. К весне 1905 г. общая численность социал-демократов составляла около 26,5 тыс. (14 тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков). Это было более, чем в 3 раза больше, чем к кануну 1905 г. РСДРП к этому времени имела 60 комитетов и 105 групп, действовавших в 79 губерниях и областях страны. В годы революции в ряды РСДРП влились новые силы, численность в 1906 г. возросла до 31 тыс. (13 тыс. большевиков и 18 тыс. меньшевиков). На IV съезде РСДРП (1906 г.) в состав РСДРП вошли социал-демократия Королевства Польского и Литвы (26 тыс.), Латышская социал-демократическая рабочая партия (14 тыс.), а позднее – Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России). В результате общая численность партии превысила 100 тыс. членов. К 1907 г. в партии состояло 167 тыс. членов. [54.c.517-518]. РСДРП была пролетарской не только по своей идеологии и политике, но и по составу. Рабочие составляли в ней в первые годы ХХ в. 56%, к началу 1905 г. – 61,7%. Крестьян было 4,7%, служащих и революционной интеллигенции – 33,6%. Партия сильно пополнилась за годы I революции. Причем, молодежь до 30 лет составляла 93-95% пополнения. Разнородной была РСДРП по национальному составу: русские – 60,8%, евреи – 18,8%, украинцы – 10,8%, грузины – 6,4%, поляки – 1,3%, латыши – 1%, белорусы – 0,3%, представители других наций и народностей – 0,6%. Интересна цифра, говорящая, что выходцы из дворянства играли важную роль в руководящих органах РСДРП (они составляли 24%). (Для сравнения: у эсеров – 60%, кадетов – 80%, октябристов – 72%, черносотенцев – 50%). Дворянство и интеллигенция в РСДРП представляли молодую генерацию и являлись профессиональными революционерами. У них практически отсутствовали какие-либо связи с собственностью. Длительное время в нашей истории меньшевистская партия изображалась как контрреволюционная, антинародная сила, активная участница мятежей и подрывной деятельности против советской власти. Однако надо сказать, что меньшевики оставили глубокий след в истории российской революции. Сегодня уже не секрет, что восстание на легендарном «Потемкине» было организовано меньшевиками; что легендарный лейтенант Петр Шмидт восставшего крейсера «Очаков» был социалистом умеренного толка, а не большевиком. Что руководитель штурма Зимнего дворца и один из организаторов Красной Армии Антонов-Овсеенко в РКП(б) вступил лишь в 1917 г., а до этого был меньшевиком. Кстати, как и Л.Д. Троцкий. [38.c.30]. И вообще сами понятия «меньшевик» и «большевик» в пролетарской среде России были чисто условными. Поэтому давайте попытаемся разобраться, в чем была суть разногласий между большевиками и меньшевиками. Лидером меньшевиков был Юлий Осипович Цедербаум (псевдоним Мартов) (1873-1923 гг.). Как один из основателей и лидеров российской социал-демократии он прошел все тернии, которые полагались в России таким людям: тюрьмы, ссылки, эмиграция. Г.В. Плеханов писал: «Наша мачеха - история издавна загоняет в «подполье» огромное большинство тех благородных людей, которые не желают, по энергичному выражению Рылеева, «позорить гражданина сан». Мартов был одним из них …» [58.c.282] Не надо забывать, что большевизм и меньшевизм – это две ветви одного пролетарского революционно – освободительного движения России, и они разделяли одно и то же революционное мировоззрение – диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса. Но затем из одной, марксистской идеологии выросли две другие, противоположные друг другу - демократический социализм (меньшевизм) и революционный социализм (большевизм). Расхождения между Лениным и Мартовым на II съезде РСДРП произошли по организационному вопросу, т.е. по вопросу о том, какой должна быть партия в России. Дело в том, что в Западной Европе социал-демократические партии возникли еще в 70-90-х годах XIX века, в условиях сравнительно мирного развития капитализма, когда полоса буржуазно - демократических революций на Западе осталась позади. Предпосылки для социалистических революций еще не созрели. Поэтому там сложился, в основном, парламентский тип социал-демократических партий, почти целиком ориентированных на легальные формы борьбы. В иной обстановке формировалась пролетарская партия в России. Здесь социально-экономические противоречия достигли огромной остроты, и страна стремительно шла навстречу народной революции, гегемоном которой призван был стать рабочий класс. Ясно, что российскому пролетариату требовался иной тип партии. Нужна была партия, ориентированная на революционные методы борьбы, на новые формы и принципы организации. Ленин утверждал, что в условиях самодержавия пролетарская партия должна стать организацией профессиональных революционеров, дисциплинированной, выстроенной сверху вниз. По этому поводу меньшевики писали: «Ленин хочет такую партию, которая представляла бы собой огромную фабрику во главе с директором в виде ЦК, а членов партии превратить в «колесики и винтики». Мартов говорит также о том, что ленинская чрезмерно централистская организация опасна тем, что в ее центре может оказаться «неспособное лицо». Он обвиняет Ленина в «бонапартизме»[2], в том, что он хочет установить в ЦК свое господство. Ленин отвечает: «До какой степени глубоко мы расходимся здесь политически с тов. Мартовым, видно из того, что он ставит мне в вину это желание влиять на ЦК, а я ставлю себе в заслугу то, что я стремился и стремлюсь закрепить это влияние организационным путем». [22.c.5]. Дело в том, что Ленин своей главной целью ставил вооруженное восстание, захват власти большевиками. Но несомненно, что его модель позднее привела к превращению партии в закрытую, полностью находящуюся под контролем «вождя» организацию. Ленинская модель повышала боевую готовность партии, но сужала ее демократизм. Мартов же считал, что партия должна быть демократичной, массовой, включать всех, кто хочет помочь освобождению рабочего класса. Модель Мартова исключала авторитарные тенденции. Эти модели проистекали из различных политико-стратегических воззрений. Большевики рассчитывали с помощью партии свергнуть царизм, перейти к власти, добиться относительно быстрого перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую революцию. Меньшевики исходили из того, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазное правительство, которое будет содействовать капиталистическому развитию страны. Социал-демократия в этих условиях должна играть роль политической оппозиции. Задачу социалистического преобразования страны социал-демократы могут поставить лишь после того, как для этого вызреют экономические и общественные условия (примерно через 100-150 лет). Но наряду с идеологической природой расхождений Ленина и Мартова, нельзя игнорировать разницу их темпераментов, которая тоже имела немалое значение. Ленин был человеком огромной воли, беспощадным к противникам, резким в высказываниях. Интересен в этом отношении отклик В.М. Чернова, лидера партии эсеров, на смерть Ленина. Он писал: «Ленин был большой человек. Он не только был самой крупной фигурой возглавляемого им движения – он был (и по заслугам) его «некоронованным королем». Он был и головою движения, и его волей … Ум у Ленина был энергический, но холодный … это был прежде всего насмешливый, язвительный, цинический ум … Воля Ленина была сильнее его ума … Я думаю, что в лице Ленина сошел в могилу самый крупный характер из выдвинутых русскою революцией … Он всю жизнь посвятил борьбе за рабочий класс. Любил ли он его? Очевидно, да, - хотя струнка любви к конкретному, живому рабочему у него звучала слабее струнки ненависти к конкретному, живому эксплуататору … Враги его дела для него были не живыми людьми, а подлежащими уничтожению абстрактными величинами; он ими не интересовался; они были для него лишь математическими точками приложения силы его ударов, мишенью для постоянного, беспощадного обстрела. За простую идейную оппозицию партии в критический для нее момент он способен был, не моргнув глазом, обречь на расстрел десятки и сотни людей; а сам он любил беззаботно хохотать с детьми, любовно возиться с щенками и котятами». [76.c.6-7]. Кстати, это не противоречит официальному обращению Пленума ЦК РКП (б) «К партии, ко всем трудящимся по поводу смерти Ленина». В нем говорится: «Твердой рукой он проводил партию через строй … опасностей, с несравненным хладнокровием и мужеством идя к своей цели. Ничего противнее, отвратительнее, гаже паникерства, смятения, смущения, колебания для Ленина не было». О Мартове же один из его сподвижников, меньшевик Д. Далин писал: «Мартов был скорее человеком интеллекта, чем большой воли. Больше мыслитель и писатель, чем генерал, он пользовался авторитетом благодаря уму и страстной преданности своей идее, но нуждался в коллеге – вожде, который при нем держал бы в руках разветвленный аппарат, вел практическую работу …» [22.c.5] Авторитет Мартова в России был необычайно высок. И не только как теоретика, политика, публициста. Его поднимала и нравственная сила, и моральная чистота. А. Кремер писал: «Его бескорыстие, его беззаботность к себе были безграничны. Это была с головы до ног кристально чистая душа». Ему вторит один из старейших социал-демократов П. Аксельрод: «Не обуреваемый честолюбием и властолюбием, презирая все, что напоминает интригу, подсиживание, демагогию, - таков был Ю.О. Мартов». Что же представляли собой две фракции РСДРП в начале I буржуазной революции? Сравнивая силы большевиков и меньшевиков, Ленин писал в начальный период революции: «У меньшевиков больше денег, больше литературы, больше транспортов, больше агентов, больше «имен», больше сотрудников. Было бы непростительным ребячеством не видеть этого». Меньшевики были последователями Плеханова, который вскоре после II съезда порывает с большевизмом. Им всегда удавалось легче, чем большевикам, вызывать сочувствие и понимание со стороны социал-демократических лидеров Запада. Когда большевиков и меньшевиков как две фракции внутри партии стали четко различать в самой России, меньшевики находили сторонников среди наиболее квалифицированных и организованных рабочих – печатников, железнодорожников, рабочих сталелитейной промышленности – в передовых промышленных центрах Юга страны. Самые высококвалифицированные, образованные, организованные и привилегированные российские рабочие, - те, что приближались к организованным рабочим Запада, - с трудом воспринимали революционные идеи. Их легче было убедить в возможности улучшения их экономического положения в условиях буржуазного политического строя. Большевиков поддерживали, в основном, рабочие сравнительно низкой квалификации, занятые на крупных предприятиях в отсталой тяжелой промышленности района Петербурга и на текстильных фабриках Петербурга и Москвы. Неквалифицированные российские фабричные рабочие, которым «нечего было терять, кроме своих цепей», с готовностью приняли призыв большевиков к политической революции как единственному способу улучшения их экономического положения. Однако в начавшейся революции партия должна была выработать четкую, единую программу действий, а для этого надо было преодолеть раскол. Большевики видели реальный путь к преодолению раскола РСДРП в созыве нового партийного съезда и последовательном проведении в жизнь его решений. Меньшевики считали созыв съезда за границей дорогостоящей и ненужной затеей, которая только разожжет бушующие в социал-демократических организациях страсти. В итоге большевики созвали III съезд РСДРП в Лондоне, а меньшевики – свою конференцию в Женеве. И те, и другие обсуждали стратегические и тактические вопросы социал-демократии в революции, но приняли разные решения. По сути, РСДРП выработала две тактики партии в революции. Важнейшим программным требованием социал-демократов было требование республики. Но взгляды меньшевиков и большевиков по этому вопросу были различными. Меньшевики не выходили за рамки традиционной республики американского, французского или швейцарского образца. При этом считали, что власть в демократической республике должна принадлежать буржуазии. Учредительное собрание должно было стать итогом деятельности царского правительства, либо либерального правительства, назначенного с согласия царя. Большевики же утверждали, что в результате победы буржуазно-демократической революции в России должна возникнуть демократическая республика принципиально нового типа, где не было бы никаких привилегий ни капиталистам, ни помещикам. Такая республика явилась бы государственной формой революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Органом этой власти должно было стать временное революционное правительство, которое опиралось бы на военную силу, на вооруженные массы. Его задачей было выполнение программы - минимум социал-демократии и подготовка выборов в Учредительное собрание. Большевики считали, что все свободы народ может только завоевать, поэтому показывали фиктивность тех свобод, которые «даровал» народу царский Манифест 17 октября 1905 г. Поражение Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. не позволило большевикам осуществить свои программные установки. У революции не хватило сил для решительной победы, и преобразование государственного строя России пошло в направлении сделки с буржуазией. Объектом такой сделки стала Государственная дума, которую самодержавию удалось впервые созвать в апреле 1906 г. С момента созыва I Государственной думы вся идейно-политическая борьба в стране по проблеме государственного строя была связана с вопросом об отношении к Государственной думе. И большевики, и меньшевики считали, что Дума – жалкая подделка народного представительства. Но большевики считали Думу очередным средством «отманивания» российского общества от подлинной конституции. Меньшевики, как и либералы, считали, что всякий «кусочек конституции» есть шаг по пути к политической свободе. Опираясь на удачный бойкот Булыгинской думы, социал-демократы бойкотировали выборы и в I Государственную думу. Но революция уже шла на спад, большевики не уловили изменившейся обстановки и проиграли. Меньшевики выступали против бойкота Думы. В отличие от большевиков, они считали, что недостаточно только использовать трибуну Думы для революционной пропаганды. Меньшевики придерживались мнения, что в перспективе Думу можно использовать в качестве «рычага» революции. У них была уверенность, что и «через ограниченное избирательное право, через дрянную Думу широкое революционное движение народа придет к учредительному собранию». Меньшевики надеялись, что получившие большинство в Думе кадеты не отступятся от своей программы созыва Учредительного собрания. Они поддерживали кадетов в стремлении создать правительство, представляющее думское большинство, и ответственное перед Думой. Меньшевистский ЦК распространил резолюцию, гласившую, что они будут поддерживать Думу в замене нынешнего министерства новым, назначенным Думой, поскольку видят в этом условие, способствующее созыву Учредительного собрания. Большевики же считали, что кадеты просто хотят войти в сделку с самодержавным правительством, ослабить революцию, затруднить созыв Учредительного собрания. Ленин доказывал, что ответственность правительства перед Думой не избавит его от ответственности перед монархом и Государственным Советом, и что создание «думского правительства» в рамках существующего законодательства не имеет ничего общего с «действительной конституцией». Большевики считали, что кадетская дума была обречена в любом случае. При победе революции она не понадобилась бы народным массам, а при поражении революции ее разогнал бы царизм. Поэтому большевики подчиняли свою думскую деятельность задачам внепарламентской революционной борьбы. Революция 1905-1907 гг. не уничтожила самодержавие, а только надломила его. Встал вопрос о степени этого надлома, о характере установившейся после революции политической системы. Либералы считали, что третьеиюньская монархия даже при всех своих пороках являлась все же начальной стадией конституционной монархии, из чего вытекало, что дальнейшее развитие государственного строя страны пойдет эволюционным путем. По существу эти взгляды разделяли меньшевики – ликвидаторы. Среди меньшевиков после революции образовалось несколько течений. В частности, самое мощное, получившее название «ликвидаторство», считало, что власть в России стала буржуазной монархией. Для новой пролетарской революции почвы нет, это дело далекого будущего, поэтому в этих условиях революционная конспиративная партия не нужна. Она должна действовать легально, завоевывая авторитет в широких рабочих организациях. Но в условиях реакции это, по сути, вело к ликвидации партии, отсюда и название этого течения. Ленин доказывал, что русская государственная власть при всех происшедших с ней изменениях, все еще остается старой, все политические противоречия остались и даже увеличились. С ленинской точки зрения третьеиюньская система была не первым этапом буржуазной конституционной монархии, а всего лишь последним этапом феодального абсолютистского строя. Поскольку основные факторы экономической и политической жизни, вызвавшие революцию 1905 г., продолжали действовать, то и цели борьбы большевиков оставались прежними – «свержение царизма, завоевание политической власти пролетариатом, опирающимся на революционные слои крестьянства и совершающим буржуазно-демократический переворот путем созыва всенародного учредительного собрания и создания демократической республики». Так было записано в резолюции V конференции РСДРП (декабрь 1908 г.). Последующие события показали правильность оценки большевиками политического положения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |