Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособие является руководством по изучению курса «История», который входит в базовую часть цикла гуманитарных




Учебно-методическое пособие является руководством по изучению курса «История», который входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование (все профили, кроме «История»); изучается в первом/втором семестре на дневном отделении.

Цель учебно-методического пособия – помочь студентам освоить содержание отечественной истории на основе современных методов анализа исторического прошлого.

Для достижения цели были поставлены конкретные задачи:

· структурировать учебный материал в логике, которая обеспечит наиболее продуктивное понимание основных закономерностей, направлений развития Российского государства в контексте мировой истории;

· дать студентам методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и другим формам самостоятельной работы;

· охарактеризовать содержание и форму итоговой аттестации по учебной дисциплине;

· предоставить студентам список основной и дополнительной литературы, информационных сетевых ресурсов необходимых при изучении курса.

История как общественная наука имеет тесную логическую и содержательно-методическую взаимосвязи со многими научными и теоретическими учебными дисциплинами (философия, правоведение, литература, мировая художественная культура, социология, история религий, всеобщая история государства и права, история экономики и экономической мысли, политология, история и культура Урала), способствует их активному освоению.

При составлении учебно-методических материалов учитывались современные подходы к изучению исторического прошлого – теория модернизации, системный подход, а также теория пространственно-временной локализации явлений культуры (цивилизаций), которые позволяют определить место отечественной истории в мировом историческом процессе в раннее, классическое, позднее Средневековье, в новое и новейшее время. В связи с этим, данное пособие предлагает изучить, раскрыть историю возникновения и развития Российского государства вплоть до сегодняшнего дня, с одной стороны, как историю «диалога культур» между различными странами и цивилизациями, с другой стороны, как «конфликта культур», вплоть до военного противостояния между государствами.

Кроме того, в содержании курса «История» реализуется системное представление о развитии Российского государства и мирового сообщества. Такой подход формирует у студентов представление об обществе как о сложной динамической системе, в которой все ее элементы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нарушение этой взаимосвязи приводит к системным кризисам и крупным социальным конфликтам, как в национальном, так и мировом масштабах.

Необходимо отметить, что в основу учебной дисциплины заложен плюралистический характер оценок наиболее значимых исторических событий в науке, что способствует развитию у студентов идейного и политического плюрализма, а также умений вести полемику, дискуссию по социально-политическим проблемам истории на семинарах.

Таким образом, содержание курса «История» предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики. Наибольшее внимание уделяется вопросам российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства. Вторым смысловым стержнем дисциплины является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории. Третий важнейший компонент – анализ культурных особенностей России в их единстве и многообразии.

Пособие содержит материалы практического характера, которые призваны содействовать выработке основных умений и компетенций бакалавра. Они дают возможность освоить технологии приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний, а также ведущие принципы работы с разнообразными источниками. Приобретенные умения и компетенции могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности. Отбор материала отвечает формированию общекультурных (ОК – 1, 6, 8, 14–16) компетентностей.

Учебно-методическое пособие включает содержание курса, тематику, планы, методические рекомендации для семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, материалы для экспресс-опросов и итоговой аттестации.

Содержание курса состоит из трех разделов:

1) история Отечества с древности до конца XVII в.;

2) Россия в XVIII в. Становление империи. Россия на путях модернизации в XIX в.;

3) Россия в начале XX в. (1901–1917). Советское государство и общество (1917–1991). Современная Россия. Перспективы развития страны. Каждый раздел структурирован на темы, которые отражают основные дидактические единицы.

Текущая проверка качества овладения учебной дисциплиной осуществляется в ходе семинарских занятий и экспресс-опросов. Планы семинаров, методические указания к ним, практические задания, а также список основной и дополнительной литературы по каждой теме призваны помочь студентам организовать условия для самоподготовки, овладеть умениями по извлечению, осмыслению и освоению научной информации, пробудить внимание к глубинным причинам исторического процесса, желание обнаружить их корни и логику.

В основу комплекса рекомендуемых методов обучения на практических занятиях положена технология проблемного обучения. Исследовательская атмосфера вовлекает студентов в активный познавательный процесс через анализ специально отобранных источников. Ключевыми условиями эффективности проведения семинаров должна стать опора на создание ситуации диалога. В начале занятия важно провести диагностику готовности учащихся к диалогу. Для этого необходимо выполнить проверку базовых знаний, освоенных ими на предыдущей лекции по изучаемой теме при помощи письменного экспресс-опроса. Затем следует совместно со студентами найти те волнующие проблемы, благодаря которым обнаруживается для них смысл изучаемого материала. Постановка вопросов для обсуждения должна проходить в системе проблемно-конфликтных задач.

Необходимо отметить, что методика подготовки к семинарским занятиям должна строиться на основе реального и потенциального уровня развития студентов, поэтому выбор методов может всегда варьироваться. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы.

Важным звеном текущей аттестации является выполнение самостоятельной работы, ведущая форма которой – анализ специально отобранных исторических источников. При отборе документов использовались следующие критерии: новизна, актуальность, соответствие темам программы курса «История». Источники помогут студентам показать качественное своеобразие каждого временного отрезка, состояние общества и его эволюцию, смену ориентации в социально-экономической, общественной, духовной жизни страны в ХХ в. В пособие вошли тексты различного характера: государственные документы, письма, дневниковые записи, фрагменты из выступлений и воспоминаний государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и др.

Блок вопросов к каждому источнику не претендует на формирование у студентов профессиональных навыков историка, а ориентирует на развитие умений актуализировать первичные знания о важнейших событиях по отечественной истории, устанавливать, систематизировать исторические факты, а также сравнивать, обобщать, сопоставлять события, давать им собственную оценку, делать соответствующие выводы. Обращение к документам, привлечение студентов к самостоятельной работе с ними позволит существенно расширить их кругозор, подвести к пониманию правомерности различных взглядов, несовпадающих точек зрения на одни и те же процессы. Отсылки к публикациям документов инициируют студентов перейти от анализа фрагментов к самому первоисточнику и более широкому его использованию.

Учебно-методическое пособие также содержит методические рекомендации по организации самостоятельной работы, закрытые тестовые задания для подготовки к экспресс-опросам. Тесты сгруппированы по проблемам и привязаны к конкретным семинарским занятиям. Данный принцип позволяет не только провести общий текущий контроль, выявить освоение важнейших исторических понятий, дат, фактов, но и выполнить обучающие и корректирующие функции. Самостоятельная подготовка к тестированию поможет студентам самим оценить свои знания, а также снять психологическое напряжение во время семинара.

По завершению семестра проводится итоговая аттестация в форме экзамена по главным проблемам, обозначенным в примерном перечне вопросов. Допуском к экзамену являются баллы за создание учебно-исследовательских проектов; выполнение письменных экспресс-опросов; индивидуальные устные сообщения; участие в дискуссиях на каждом семинарском занятии. Студент, набравший максимальное количество баллов в течение всего изучаемого курса, освобождается от сдачи экзамена.

Список литературы и информационно-сетевых ресурсов отражает достижения отечественной и зарубежной исторической науки последнего десятилетилетия. Студенты знакомятся с трактовкой исторического развития России, представленной в новейшей учебной литературе, созданной авторами с учетом утвердившихся в мировой науке методологических подходов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.