Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы статистики, как науки




Статистика как наука, предмет статистической науки

СТАТИСТИКА КАК НАУКА

1.1. Статистика как наука, предмет статистической науки.

1.2. Теоретические основы статистики, как науки.

1.3. Метод статистики.

1.4. Задачи статистики и ее организация.

 

 

Термин статистика происходит от латинских “Status”, что означает «определенное состояние явления, положение вещей», и “Stato”, означающее «государство». Он был введен в научный оборот в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем, опубликовавшем книгу под названием «Статистика», в которой приводилось описание политического устройства государств Европы. Как наука статистика возникла в 17-ом веке, однако статистический учет проводился уже в глубокой древности.

Как научная дисциплина статистика оформилась в середине 18 в. в результате слияния двух научных школ: немецкой описательной школы

(Г. Ахенваль), которая трактовала статистику как государствоведение, и английской школы политических арифметиков (В. Петти).

В настоящее время под статистикой понимается:

§ совокупность итоговых сведений, количественно характеризующих различные стороны общественной жизни: производство, распределение и обмен товарами, политику, культуру и т.д.;

§ практическая деятельность по сбору, обработке и анализу количественных данных об общественной жизни и их публикацию;

§ научная дисциплина, отрасль знаний, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей их развития.

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной с целью выявления закономерностей их развития.

 

 

Теоретическую основу курса статистики, как и любой другой научной дисциплины, составляют категории, через которые выражаются её основные принципы, к важнейшим из которых относятся: статистическая совокупность; статистическая единица; статистический признак; статистическая закономерность; статистические показатели.

Статистическая совокупность – множество существующих во времени и пространствеварьирующих явлений, однокачественных (однородных) по определенному признаку. Это может быть совокупность жителей Уфы, совокупность студентов УФФА, совокупность коммерческих банков и т.д.

Статистическая единица – это каждый отдельно взятый элемент статистической совокупности, являющийся носителем определённого статистического признака. Например: каждый житель г. Уфы, отдельный студент УФФА, банк Уралсиб и т.д.

Статистический признак – это характерное свойство изучаемого явления, отличающего его от других явлений.

Например, признаком оборота розничной торговли является продажа товаров населению для личного потребления, а оптовой торговли – продажа товаров предприятиям для дальнейшей перепродажи.

По характеру выраженияразличают атрибутивные и количественные признаки:

атрибутивные (описательные) – выражаются словесно, например, пол, национальность, образование и др.

количественные – выражаются числовой мерой (возраст, стаж работы, объем продаж, размер дохода и т.д.). Количественные признаки в свою очередь делятся на:

- дискретные – выражаются только целым числом, (разряд рабочего, число детей в семье и т.д.);

- непрерывные – количественные признаки, принимающие любые значения, т.е. и целые и дробные. На практике они, как правило, округляются в соответствии с принятой точностью (бухгалтерская прибыль по балансу в рублях, возраст).

Вариация – изменение значений признака. Варьирующий признак – признак, который принимает разные значения у отдельных единиц совокупности.

Статистическая закономерность -это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с высокой степенью вероятности.

Статистический показатель – это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени.

Они используются для описания исследуемых массовых явлений и процессов, являются инструментом их познания.

Статистические показатели делятся на учетно-оценочные и аналитические.

Учетно-оценочные – дают характеристику явления в конкретных условиях места и времени.

Например, численность постоянного населения Республики Башкортостан на 1 января 2005г. составила 4 078, 8 тыс. чел. Качественная сторона показателя – постоянное население; обстоятельство места - Республика Башкортостан; обстоятельство времени – 1января 2005г.; количественная сторона –4 078, 8 тыс. чел.

Аналитические – получаются при анализе учетно-оценочных показателей.

Например, численность постоянного населения Республики Башкортостан на 1 января 2004г. составила 4 092, 3 тыс. чел. Рассчитаем, на сколько процентов изменилась численность постоянного населения

.

Численность постоянного населения республики Башкортостан за год уменьшилась на 0,33%.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.