Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности и жанры научного стиля




Фразеологические средства научного стиля

Фразеологические сочетания научного стиля также характеризуются своими особенностями. Здесь употребляются общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции: глухой согласный, наклонная плоскость, десятичная дробь, щитовидная железа, очаг заболевания, точка кипения, магнитная буря, демографический взрыв. Первоначально свободные словосочетания вследствие устойчивости формы и воспроизводимости превращаются во фразеологизмы терминологического характера (составные термины). В отличие от других типов словосочетаний терминологические словосочетания утрачивают образность и не имеют синонимов.

К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т. п.

Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограниченной сферы употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).

 

Разновидности научного стиля речи (подстили) Жанры, виды текстов
Собственно научный Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-технический (производственно-технический) Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог
Учебно-научный Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

 

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис – утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом, в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

 

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА

Компрессия текста – особый вид работы над письменным текстом, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). К основным способам сжатия текста следует отнести:

1)исключение подробностей, деталей, которое представляет собой исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.

2) обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием

Компрессия текста – сложная речемыслительная деятельность, нацеленная на краткое изложение в устной или письменной форме прочитанного или прослушанного текста. В процессе сокращения происходит глубокое проникновение в смысл текста, отбор наиболее существенных фактов и идей, а затем их краткое изложение в перифразированном виде. В результате компрессии получается вторичный текст. Обучение компрессии текста предоставляет преподавателю возможности взаимосвязанного развития рецептивных и продуктивных навыков и умений.

В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:

· резюме;

· конспект;

· аннотация;

· реферат;

· рецензия;

· тезисы.

Резюме – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного. Используется преимущественно в сфере учебно-речевой деятельности и с методической точки зрения является базисным по отношению к другим видам компрессии текста. В резюме излагается главная идея текста-оригинала и его основное содержание при сохранении структуры и стиля исходного текста. Резюме составляет 1/3 от общего объема текста оригинала и не содержит элементов интерпретации и критической оценки.

Конспект – краткая, в форме заметок запись содержания прочитанного текста с целью зафиксировать в определенной системе и последовательности то, что должно храниться в памяти для дальнейшего использования.

Аннотация – краткое, максимально компрессированное связное изложение основного содержания текста-первоисточника. Это предельно сжатая характеристика материала, имеющая справочный характер.

Реферат – композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы), описание основного содержания, выводы реферата. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования – создать текст о тексте. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и т.д.).

Рецензия – отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку. Главную роль здесь играет не объективная, а субъективная (оценочная) информация, предназначенная для воздействия на читателя. Оценка может быть как рациональной (интеллектуальной), так и эмоциональной.

Тезисы – вид письменного сообщения, кратко формулирующий основные положения сообщения, доклада, лекции.

Формирование умений компрессии текста осуществляется за счет системы упражнений. Студентам предлагается:

· выписать из текста определенные грамматические формы и синтаксические конструкции;

· сократить отдельные предложения за счет указанных членов;

· разделить текст на смысловые части;

· составить план будущего текста;

· найти информативное ядро каждого абзаца;

· найти в тексте ключевые слова;

· объединить главные мысли каждого абзаца в связный текст с помощью указанных средств связи;

· расположить предложения в логической последовательности;

· расположить параграфы в логической последовательности;

· найти в тексте главную и второстепенную информацию;

· сократить текст за счет второстепенной информации;

· выразить главную мысль текста в одном предложении;

· определить, к какой области знаний относится текст;

· определить выходные данные текста и аудиторию, на которую он рассчитан;

· оценить текст с точки зрения значимости содержащейся в нем информации.

АННОТАЦИЯ:
ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация представляет собойкраткое, максимально компрессированное связное изложение основного содержания текста-первоисточника, дающее общее представление о его тематике.Это предельно сжатая характеристика материала, имеющая справочный характер. Аннотация лишь перечисляет те вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация является лишь указателем для отбора первоисточников и не может их заменить. Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами», но точно, ясно и кратко. При написании аннотации следует свести к минимуму использование сложных оборотов, употребление личных и указательных местоимений. Часто употребляются безличные конструкции типа «рассматривается…, анализируется…, сообщается…» и пассивный залог. В аннотации следует избегать использования прилагательных, наречий, вводных слов, не влияющих на содержание, для логической связи между отдельными частями высказываний можно использовать слова типа «как показано…», «…, однако», «следовательно…» и т.д. В аннотации указываются лишь существенные признаки документа, которые позволяют выявить его научное и практическое значение и новизну, отличить его от других близких к нему по тематике и целевому назначению.

Аннотация выполняет следующие функции: дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи; используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация включает в себя: а) библиографическое описание; б) данные об авторе; в) форму аннотируемого документа (учебник, учебное пособие, монография); г) предмет изложения и его основные характеристики (тема, основные понятия, процессы, место и время, в течение которого эти процессы происходят); д) отличительные черты документа по сравнению с родственными по тематике; е) читательский адрес: для кого предназначена статья.

В практике обучения смысловой компрессии оригинального текста определен средний размер аннотации в 30-40 слов (3-4 предложения).

Основные характеристики аннотации:

1. Лаконичность, т.е. простота и ясность языка текста аннотации, которая, выражается в использовании простых предложений и простых временных форм в активе и пассиве, в отсутствии модальных глаголов и их эквивалентов, в замене сложных синтаксических конструкций простыми и т.д.

2. Логическая структура аннотации выражается в четком делении ее текста на две или три составные части.

3. Соответствие форм аннотации, т.е. в тексте аннотации обязательно вводятся безличные конструкции и отдельные слова (например, глаголы высказывания: сообщается о..., подробно описывается..., кратко рассматривается... и т.д.), с помощью которых происходит введение и описание текста оригинала.

4. Точность при переводе заглавия оригинала, отдельных формулировок и определений.

5. Использование общепринятых сокращений, слов и т.д.

Для успешного выполнения аннотирования студентам можно предложить работать со статьей в следующей последовательности. Сначала бегло прочитать весь текст для общего ознакомления, затем прочитать статью более внимательно, предварительно просмотрев вопросы к тексту, отметив для себя, на какие факты обратить внимание при чтении, определить значение ключевых слов по контексту и по словарю. При повторном чтении обучающимся так же следует: определить предмет и цель исследования, в этом могут помочь вводная и заключительная части статьи; обратить внимание на ключевые слова и мысли, которые повторяются в тексте; выделить части текста, содержащие основную информацию; обратить внимание на первые предложения абзацев, где автор, как правило, излагает основные идеи; найти абзац, резюмирующий идеи, доводы автора.

В неязыковом вузена первое место в обучении выдвигается просмотровое чтение, которое находит выход в аннотировании иноязычного материала. Ведущим компонентом этой деятельности является его информативная сторона. Такой подход оправдан для будущих специалистов и соответствует задаче, которая ставится в неязыковом вузе на завершающих этапах обучения иностранному языку: овладеть основами аннотирования текста по специальности.

Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:

· В данной статье рассматривается проблема...

· Обосновывается идея о том, что...

· Прослеживается...

· В статье затрагивается тема...

· Даётся сравнение...

· Статья посвящена комплексному исследованию...

· Целью статьи является анализ изучения...

· В статье раскрываются проблемы...

· Особое внимание уделено...

· В статье анализируется...

· Автор приходит к выводу, что...

· Основное внимание в работе автор акцентирует на...

· Выделяются и описываются характерные особенности...

· В статье выяснены особенности...

· На основе изучения… установлено...

· Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...

· Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

· Автором предложены...

· Основное содержание исследования составляет анализ...

· В статье речь идет о...

· Статья посвящена детальному анализу…...

· Значительное внимание уделяется...

· В заключение раскрывается...

· Статья раскрывает содержание понятия...

· Обобщается практический опыт...

· Статья подводит некоторые итоги изучения...

· В статье излагаются взгляды на...

· В статье дан анализ научных изысканий...

При подготовке к аннотированию целесообразно использовать следующие виды упражнений:

· выпишите выходные данные статьи;

· дайте перевод заглавия статьи;

· просмотрите статью и определите, кому она адресована;

· прочитайте первые абзацы, определите тему публикации;

· определите количество фактов, излагаемых в тексте;

· расшифруйте аббревиатуру;

· найдите абзацы, содержащие конкретную информацию;

· выразите содержание этих абзацев одним предложением;

· напишите план текста в виде вопросов

· максимально сократите текст, используя лексическое, грамматическое перефразирование;

· сформулируйте выводы автора;

· напишите аннотацию статьи, используя речевые модели.

 

РЕЗЮМЕ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПЛАН НАПИСАНИЯ

Резюме часто используется на занятиях английского языка, и это преследует несколько целей. Во-первых, написание резюме дает уникальную возможность расширить свой активный и пассивный запас слов. Во-вторых, с помощью резюме преподаватели могут легко оценить общий уровень владения языком, уровень понимания прочитанного и умения излагать свои мысли на английском языке.

Написание резюме представляет огромную трудность для студентов. И неумение составлять его сильно усложняет жизнь изучающих английский язык, так как резюме часто является частью реферата статьи, анализа текста, рецензии фильма, эссе, сочинения, изложения, презентации.

Определимся с самим понятием резюме, чтобы провести четкую границу между ним и другими видами письменных работ (эссе, реферирование, сочинение, изложение). Итак, резюме – краткое содержание основных идей текста; это не просто изложение мыслей автора своими словами, но также выделение только существенных основных мыслей текста.

Существует несколько обязательных характеристик хорошего резюме:

· Оно должно точно и адекватно передавать содержание текста оригинала.

· Оно должно быть кратким и содержать только самую важную информацию.

· Следует избегать повторений, подробных описаний и примеров.

· Прочитав резюме, человек, незнакомый с оригиналом, должен понять основную мысль первоначального текста.

· Не допускается полное цитирование текста оригинала.

· По возможности оно должно быть написано в настоящем времени.

· Не следует использовать личные местоимения, чтобы избежать неясности.

· Объем резюме должен составлять не более 1/3 или 1/4 оригинала.

· В нем не должно содержаться предложений, которые можно было бы трактовать неоднозначно.

· Допускается изменять порядок предложений, мыслей, структуру текста оригинала с целью сделать резюме более понятным и логичным.

· Прямую речь нужно переделывать в косвенную.

Пошаговый план написания резюме:

1) Сначала необходимо ознакомиться с заголовками и подзаголовками текста, обратить внимание на выделенные курсивом или жирными шрифтом слова, цитаты. Необходимо иметь очень четкое представление об их значении.

2) Далее бегло проглядываем текст, чтобы получить общее представление о том, что в нем говорится, о языке автора, цели написания статьи.

3) Следующим шагом, несомненно, нужно вдумчиво прочитать всю статью, обращая внимание на непонятные слова и фразы. Необходимо выделить основную мысль текста. Желательно найти в тексте и выделить предложение, отражающее его основную идею. Особое внимание также следует обратить и на первое предложение. Часто оно имеет ключевое значение. Если есть возможность, то нужно распечатать копию статьи и карандашом или цветными ручками выделить основную мысль. Это поможет в дальнейшем исключить излишнюю детализацию текста. Кроме того, выделяем в тексте часто повторяющиеся ключевые слова.

4) Необходимо также выделить основную мысль каждого абзаца. Очень эффективно в каждом абзаце выбрать по одному предложению, более полно отражающую его основную мысль.

5) Наиболее простая стратегия – сначала написать резюме, состоящее из одного предложения, ко всему тексту, то есть передать значение всего текста одним предложением. Затем пишется резюме к каждому абзацу. Здесь также нужно соблюдать краткость. Содержание абзаца должно суммироваться в одно предложение!

6) Теперь приступаем к написанию самого резюме. Кроме основной мысли всего текста в первом предложении необходимо указать автора и название статьи (книги). Затем излагаем краткое содержание каждого абзаца (это мы заготовили заранее). Здесь важно отметить, что можно изменить порядок абзацев. Следующее предложение должно логически вытекать из предыдущего. Желательно, чтобы в конце содержался вывод.

7) Теперь перечитываем готовый черновик и добавляем вводные слова и фразы, которые призваны облегчить переход от одной мысли к другой (Примеры фраз я приведу во второй части статьи). Необходимо проследить, чтобы границы между мыслями автора были плавными. Не стоит забывать, что резюме должно дать человеку, незнакомому с данной книгой или статьей, общее представление о ее теме. Вашему предполагаемому читателю предстоит решить, интересно ли ему будет прочитать всю книгу или статью. Ваша цель – заинтересовать, поэтому язык резюме должен быть разнообразным, живым, ясным, четким.

8) Перечитываем готовое резюме, исправляем грамматические, орфографические и стилистические ошибки. Иногда есть смысл еще раз сократить некоторые моменты, исключить примеры.

9) Обычно личное мнение в резюме включать не нужно.

 

РЕЦЕНЗИЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Рецензия – отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку. Главную роль здесь играет не объективная, а субъективная (оценочная) информация, предназначенная для воздействия на читателя. Оценка может быть как рациональной (интеллектуальной), так и эмоциональной.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример:

Рецензия на статью «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны.

2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.

Пример:

Статья Е.В.Рябцевой посвящена определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе.

3. Степень актуальности предоставляемой статьи.

Пример:

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.

Пример:

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Е.В.Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

5. Рекомендацию к публикации.

Пример:

Научная статья Е.В.Рябцевой «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью:

· Автор в своей работе дает подробный анализ...

· Автор грамотно анализирует...

· Автор данной статьи акцентирует внимание...

· Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...

· Автор на конкретных примерах доказывает...

· Автор на основе большого фактического материала рассматривает...

· Автор обращает внимание на то, что...

· Автор справедливо отмечает...

· Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...

· Автором предложены оригинальные идеи...

· Актуальность настоящего исследования заключается в...

· В качестве основных моментов используемой автором методологии...

· В статье автор рассматривает...

· В статье анализируются основные подходы...

· В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...

· Важным в статье является рассмотрение...

· Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

· Данная статья демонстрирует...

· Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...

· Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

· Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

· К положительным сторонам работы можно отнести...

· Как положительный факт можно отметить то, что...

· Материал статьи основан на детальном анализе...

· Особо следует подчеркнуть, что...

· Особое внимание в исследовании... уделено...

· Особый интерес представляет вывод о...

· Отдельного внимания заслуживает...

· Практическая значимость данной статьи заключается в...

· Предлагаемый подход к изучению проблемы...

· Рассмотренная в статье оригинальная концепция...

· Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...

· Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

· Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...

· Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

· Статья содержит определенную концепцию...

· Теоретическая значимость данной статьи заключается в...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.