Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определите, какое высказывание относится к материализму, а какое к идеализму




План

Семинарские занятия

План

1. Будущее человечества.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Понятие «футурология» Футурология – (лат.futurum – будущее и греч. logos – учение, слово) – представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую «философию будущего».
Глобальные проблемы Глобальные проблемы – это комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: предотвращение мировой термоядерной войны, разоружение и создание условий для развития международных отношений на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; преодоление экономической отсталости, ликвидация на земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости – голода и нищеты; рациональное и комплексное использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики и стратегии охраны окружающей среды; развитие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений научно-технической революции, проблемы образования, здравоохранения и др.
Условия решения глобальных проблем Социально-политическая интеграция Международное сотрудничество Развитие науки Развитие экономики Развитие нового, этически, экологически и культурно ориентированного мировоззрения

 

 

 

Семинар №1: «Предмет философии»

Основные термины: философия, мировоззрение, исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, основной вопрос философии, материализм, идеализм. аксиологический, философия, гносеологический, онтология, антропология, этика, эстетика, бытие

1. Предмет философии (разнообразие подходов)

2. Типы философии (по месту возникновения, по авторам, в зависимости от исторического времени, по широте распространения и доступности, по тематике, по исходным установкам, по подходу к первоосновам мира, по способу познания)

3. Основные функции философии:

· Мировоззренческая;

· Методологическая;

· Гносеологическая;

· Аксиологическая;

· Интегрирующая.

4. Структура философского знания (онтология, история философии, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, логика, философия права, философия политики, философия религии, философия науки)

5. Специфика философского знания

6. Основной вопрос философии:

· Традиционная трактовка основного вопроса философии

· Современная трактовка основного вопроса философии

· Структура основного вопроса философии

· Основные характеристики материализма

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что означает «философия»?

2. Философия и мировоззрение: соотношение и особенности

3. Какова структура философии?

4. Раскройте основной вопрос философии

5. Каковы основные функции философии?

Литература:

  1. Голубинцев, В.О, Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- C.4-14.
  2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – C.5-19.
  3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- C. 19-30, 40-42, 123-125.
  4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736c.- С.11-14.
  5. Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.26-32.

Задания

1.О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части …» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С.119)

2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:

а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (…) и которое выясняет действия, или явления из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. // Избр. Произв.: В 2 т. М., 1964. Т.1. С. 49-60.

б) «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2. С.103.

в) Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Мир философии. М., 1991. С.104.

3. О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте?

«… для других наук определяется предмет философии как таковой не может быт ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.35.)

4. Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.

Философская проблематика возникает:

а) в философии как особой форме профессиональной деятельности;

б) в самой реальной жизнедеятельности людей.

5. Что общего между философствованием и философией?

Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова

6. Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.

В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные диаметрально противоположные мысли. Одна из них: «Предмет философии «не имеет образа», как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии «в потенциале» спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления»

7. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным?

Идеальное – это …

а) отраженное материальное; б) субъективная реальность;

в) субъективная реальность, отраженная человеком;

г) то, чего нет в объективном мире; д) психическое

 

Какие из перечисленных ниже явлений материальны?

а) головная боль; б) мираж; в) тень человека; г) абсолютный вакуум;

д) отражение в зеркале; е) галлюцинации; ж) производственные отношения;

з) сноведения; и) созвездие; к) события прошлого

 

а) Природа, Вселенная, космос первичны, а мышление есть свойство человека, его способность познавать мир и разумно действовать и в этом смысле вторично, зависит от внешнего мира

б) Согласно учению пифагорийцев, количественные отношения, числа являются сущностью вещей: от них же зависит и вся Вселенная, которая представляет ни что иное, как гармонию чисел

в)Согласно учению Гераклита субстанцией всего сущего в мире является огонь; все происходит из огня, и все в конечном счете превращается в огонь; мир, по Геоаклиту, никем не создан, но существует вечно

г) Анаксимен считал первоосновой всего сущего – воздух. Согласно его концепции, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.