Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и процессы мышления




Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основными процессами памяти являются:

Запоминание это организация (кодирование, удержание, «присвоение») вновь поступающей информации. Запоминание условно подразделяется на собственно запоминание и запечатление.

Сохранение активное или пассивное (произвольное и непроизвольное) преобразование (трансформация) запомненной информации.

Забывание – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.

Воспроизведение – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала. Процесс воспроизведения включает в себя процессы припоминания и воспоминания.

Узнавание – идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

У животных организмов существуют только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая.

Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению,к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Наиболее высокого уровня развития память достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.

В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени, то можно выделить следующие ее виды: мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная, или сенсорная, память — это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время — порядка '/4 секунды, за которое решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание высших отделов мозга или нет. Если этого не произойдет, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени — порядка 20 секунд (без повторения). Любая информация попадает вначале в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память при условии одно-двукратного повторения информации.

Объем кратковременной памяти определяется по формуле 7 + 2, т.е. в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур и т.п. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, так как кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится для очищения промежуточной памяти. Информация обобщается и переводится в долговременную память или вытесняется. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточ­ная память не успевает очиститься и происходит нарушение мыс­лительных процессов.

Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает двух типов:

- долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек может по своей воле вспомнить информацию;

- закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которые, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.

Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня ее в генотипе. Генетическая память не поддается влиянию через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и в оспроизведении информации, которое происходит без усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание. Непроизвольно лучше запоминается материал, имеющий для человека большое значение, представляющий интерес, связанный с увлекательной и сложной умственной работой.

Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, недаром народная мудрость гласит, что «повторение — мать учения».

Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить: вербальную (память на слова); образную (память на образы), моторную (память на движение), эмоциональную память (память на эмоции, чувства, переживания), а также память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Виды амнезии:

- При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далеком прошлом.

- При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

- Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памятивплоть до ее полной потери.

Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот — сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Мышлениепсихический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

В многообразных явлениях мышления различаются.

1. Мыслительная деятельность система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;

2. Мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;

3. Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;

4. Виды мышления: практически-действенное, наглядно- образное и теоретически-абстрактное.

По содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую – творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление

При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума – систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а также и мышления индивида, его интеллектуальные особенности.

Различаются три формы мышлениясуждение, умозаключение и понятие.

Суждение – определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. В зависимости от содержания отражаемых предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Дедуктивное умозаключение – это вероятностное умозаключение: от общего к частному.

Индуктивное умозаключение – это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) – решение типовых задач известными способами – и поисковую (продуктивную). Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последовательного ряда этапов.

1. Начальный этап поисковой познавательной деятельности – осознание индивидом возникшей проблемной ситуации.

2. Второй этап решения задачи – выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения.Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами.

3. Третий этап решения задачи – проверка выдвинутых гипотез.Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами.

4. На четвертом, заключительном, этапе решения задачи, полученные результаты сопоставляются с исходным требованием.Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи.

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнениеобобщение, абстракцияклассификацияконкретизация.

Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – генерализациясоединение сходных предметов по внешним признакам. Второй уровень – выделение существенных общих признаков.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств, явлений.

На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификациягруппировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2—3 лет) до наглядно-образного (до 6—7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления — понятийное, или словесно-логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Раньше других появилась генетическая классификация, согласно которой выделяются три уровня развития мышления.

Практически – действенное мышление – вид мышления, для которого характерно оперирование предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое или словесно-символическое мышление – вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

Деление мышления на виды в зависимости от того, чем оно оперирует: символами, образами или действиями. По этому же критерию выделяют вербальное и визуальное, конкретное и абстрактное мышление.

Существует также деление мышления на виды в зависимости от направленности этого мышления – теоретическое и практическое. Направленность на объяснение явлений действительности приводит к появлению теоретического мышления, а направленность на преобразование действительности – практического.

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria – опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат – раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека.

Логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций.

Синкретичное (от греч. synkretismos – соединение) мышление связывает явления по признаку их внешнего сходства, а не существенных связей: связь впечатлений принимается за связь вещей.

В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление – это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление – мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивное и аналитическое.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Также выделяют особый вид мышления – аутическое мышление.

Аутистическое мышление проявляется в болезненных состояниях (например при шизофрении), однако в действительности существуют всевозможные переходные формы, начиная с незначительного отрыва от непосредственного опыта (что необходимо при любом выводе по аналогии, при логической индукции) до самого необузданного полета фантазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.