Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход к конфликтному поведению




После того как конфликт осознан и когда вторая сторона, отвечая на действия первой, переходит к аналогичным действиям, начинается третья стадия, то есть стадия конфликтного поведения.

Конфликтное поведение, как правило, направле­но на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Конф­ликт переходит из потенциального в актуальный.

Конфликтное поведение может протекать в следу­ющей последовательности:

- постепенное усиление позиций участников за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния;

- увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

- повышение конфликтной активности участни­ков, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

- нарастание эмоциональной напряженности, со­провождающей конфликтные взаимодействия, кото­рое может оказать как мобилизующее, так и дезорга­низующее влияние на поведение участников конфликта;

- изменение отношения к проблемной ситуации и к конфликту в целом.

4. Разрешение конфликта. Оно возможно при:

-изменении объективной конфликтной ситуации;

-преобразовании образов конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов.

- Разрешение может быть:

-частичным или мнимым (конфликтные действия исключаются, но побуждение к конфликту, конф­ликтная ситуация остается);

-полным (конфликт устраняется на уровне внеш­него поведения и на уровне внутренних побуждений).

Типология конфликтов. Существует несколько ос­нований типологии конфликтов. По направленности конфликты делятся на:

-горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

-вертикальные (то есть между руководителями и подчиненными). Эта разновидность конфликтов со­ставляет от 70 до 80 %;

-смешанные (то есть между руководителями и под­чиненными по социальному статусу, но не находя­щимися в прямой соподчиненности).

По источнику возникновения обычно выделяют:

- личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние, интрасубъективные, интраперсональные, психологические), которые возникают при столкновении противоположных мотивов, по­требностей, интересов у человека;

- межличностные конфликты. Эта разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной си­туации, в которой личности преследуют несовмести­мые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношени­ях друг с другом; одновременно в острой конкурент­ной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели;

- межгрупповые конфликты. В качестве конфлик­тующих сторон выступают социальные группы, пре­следующие несовместимые цели. Часто этот вид кон­фликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

В соответствии с концепцией Р.Л. Кричевского, можно выделить три основные группы при­чин, вызывающих конфликты:

1. Группа причин, порожденных процессом деятель­ности:

- технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, вы­полнение задания бригадой, командой, когда дей­ствия одного ставят под удар действия всех;

- перенос проблем, решаемых по вертикали, на гори­зонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напря­женности в отношениях по горизонтали;

- невыполнение функциональных обязанностей в си­стеме «руководитель — подчиненный». Например, ру­ководитель не обеспечивает надлежащих условий де­ятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к ти­пичному вертикальному конфликту;

- несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям.

Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений, царящих там, и это ведет к конфликту.

2. Группа причин, порожденных психологическими особенностями человеческих отношений:

- взаимные симпатии и антипатии;

- неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группиро­вок, культурных различий и др.);

- плохая психологическая коммуникация (люди не считаются с потребностями других, не учитывают их состояния);

- нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и тер­ритории, которые существуют у каждого человека).

3. Группа причин, порожденных личностным свое­образием членов коллектива:

-неумение контролировать себя;

-низкий уровень самоуважения;

-повышенная тревожность;

-агрессивность;

-некоммуникабельность;

-чрезмерная принципиальность в сочетании с дог­матизмом и др.

Наиболее удачную модель управления конфликта­ми предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выражена степень напористос­ти при защите собственных интересов; по горизонта­ли — степень склонности к кооперации и внимание к интересам оппонентов. В соответствии с этими ха­рактеристиками, К. Томас выделяет следующие пять основных способов управления и регулирования кон­фликтами:

- соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление как принесение в жертву собствен­ных интересов ради другого – компромисс;

- избегание (уклонение) как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к дости­жению собственных целей;

- сотрудничество как создание участниками кон­фликта альтернативы, полностью удовлетворяющей обе стороны.

На предложенной ниже «сетке Томаса» нет одно­значно плохих или однозначно хороших способов управления конфликтами, многое зависит от конк­ретной ситуации, от конкретных участников и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов:

- при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

- при соревновании, приспособлении и компро­миссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проиг­рывают, так как идут на компромиссные уступки;

- лишь при сотрудничестве оба выигрывают, так как оба пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

Вместе с тем любой из изложенных способов име­ет право на жизнь.

В каких же конкретных условиях целесообразно переходить к изложенным стилям управления конф­ликтами?

Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наибо­лее эффективен этот способ в условиях:

- когда исход очень важен для вас;

- когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью;

- когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реаги­рования;

- когда у вас нет иного выбора;

- когда вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен по­вести их за собой.

Избегание (уклонение) эффективно в условиях:

-когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас;

-когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей влас­тью;

-когда вы общаетесь со сложным собеседником;

-когда вы пытаетесь принять решение, но не зна­ете, что предпринять;

-когда у вас недостаточно информации по про­блеме;

- когда велика напряженность и нужно ее сбро­сить;

- когда вам нужно выиграть время.

Приспособление эффективно в условиях:

- когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало;

- когда надо смягчить ситуацию;

- когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас;

- когда правота не на вашей стороне.

Компромисс, то есть когда вы сходитесь в частич­ном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого, наиболее эффективен в условиях:

- когда у участников конфликта одинаковая власть и они имеют взаимоисключающие интересы;

- когда требуется быстрое или временное реше­ние;

- когда другие подходы оказались неэффективными;

- когда компромисс позволяет сохранить взаимо­отношения.

Сотрудничество, в отличие от компромисса, дос­тигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффек­тивен в условиях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сто­рон;

- у вас тесные и длительные взаимоотношения;

-у вас есть время поработать над проблемой;

-обе стороны имеют одинаковую власть или хо­тят проигнорировать различия в обладании реальной властью.

Возможные пути разрешения конфликта. В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения:

-самый легкий, но не всегда реальный: изменить себя или изменить свое отношение к проблеме;

-самый трудный, а поэтому практически нере­альный: изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направлении;

-самый оптимальный и реальный: найти взаимо­приемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.

В конфликтологии выделяют также и такой метод решения конфликта как обращение к третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях прекращения противоборства и налаживания отношений и др.

Возможные пути разрешения конфликта заклю­чаются в поиске ответов на вопросы:

Что бы я сделал для разрешения конфликта? Что мог бы сделать для этого партнер? Каковы общие цели, во имя которых необходимо най­ти выход из конфликта?

 

Тема №10. Психология группы

Основные вопросы:

1. Классификация групп.

2.Малые группы.

3. Межличностные групповые отношения.Лидер группы.

4. Динамические процессы в группе. Стадии и условия развития коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.