КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переход к конфликтному поведению
После того как конфликт осознан и когда вторая сторона, отвечая на действия первой, переходит к аналогичным действиям, начинается третья стадия, то есть стадия конфликтного поведения. Конфликтное поведение, как правило, направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Конфликт переходит из потенциального в актуальный. Конфликтное поведение может протекать в следующей последовательности: - постепенное усиление позиций участников за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния; - увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; - повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц; - нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которое может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта; - изменение отношения к проблемной ситуации и к конфликту в целом. 4. Разрешение конфликта. Оно возможно при: -изменении объективной конфликтной ситуации; -преобразовании образов конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. - Разрешение может быть: -частичным или мнимым (конфликтные действия исключаются, но побуждение к конфликту, конфликтная ситуация остается); -полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Типология конфликтов. Существует несколько оснований типологии конфликтов. По направленности конфликты делятся на: -горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении); -вертикальные (то есть между руководителями и подчиненными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80 %; -смешанные (то есть между руководителями и подчиненными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчиненности). По источнику возникновения обычно выделяют: - личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние, интрасубъективные, интраперсональные, психологические), которые возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека; - межличностные конфликты. Эта разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели; - межгрупповые конфликты. В качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. Часто этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками. В соответствии с концепцией Р.Л. Кричевского, можно выделить три основные группы причин, вызывающих конфликты: 1. Группа причин, порожденных процессом деятельности: - технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех; - перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности в отношениях по горизонтали; - невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель — подчиненный». Например, руководитель не обеспечивает надлежащих условий деятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту; - несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений, царящих там, и это ведет к конфликту. 2. Группа причин, порожденных психологическими особенностями человеческих отношений: - взаимные симпатии и антипатии; - неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группировок, культурных различий и др.); - плохая психологическая коммуникация (люди не считаются с потребностями других, не учитывают их состояния); - нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые существуют у каждого человека). 3. Группа причин, порожденных личностным своеобразием членов коллектива: -неумение контролировать себя; -низкий уровень самоуважения; -повышенная тревожность; -агрессивность; -некоммуникабельность; -чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др. Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выражена степень напористости при защите собственных интересов; по горизонтали — степень склонности к кооперации и внимание к интересам оппонентов. В соответствии с этими характеристиками, К. Томас выделяет следующие пять основных способов управления и регулирования конфликтами: - соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; - приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради другого – компромисс; - избегание (уклонение) как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; - сотрудничество как создание участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей обе стороны. На предложенной ниже «сетке Томаса» нет однозначно плохих или однозначно хороших способов управления конфликтами, многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов: - при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха; - при соревновании, приспособлении и компромиссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; - лишь при сотрудничестве оба выигрывают, так как оба пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы. Вместе с тем любой из изложенных способов имеет право на жизнь. В каких же конкретных условиях целесообразно переходить к изложенным стилям управления конфликтами? Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях: - когда исход очень важен для вас; - когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью; - когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования; - когда у вас нет иного выбора; - когда вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой. Избегание (уклонение) эффективно в условиях: -когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас; -когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью; -когда вы общаетесь со сложным собеседником; -когда вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять; -когда у вас недостаточно информации по проблеме; - когда велика напряженность и нужно ее сбросить; - когда вам нужно выиграть время. Приспособление эффективно в условиях: - когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало; - когда надо смягчить ситуацию; - когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас; - когда правота не на вашей стороне. Компромисс, то есть когда вы сходитесь в частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого, наиболее эффективен в условиях: - когда у участников конфликта одинаковая власть и они имеют взаимоисключающие интересы; - когда требуется быстрое или временное решение; - когда другие подходы оказались неэффективными; - когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения. Сотрудничество, в отличие от компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффективен в условиях, когда: - решение проблемы очень важно для обеих сторон; - у вас тесные и длительные взаимоотношения; -у вас есть время поработать над проблемой; -обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью. Возможные пути разрешения конфликта. В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения: -самый легкий, но не всегда реальный: изменить себя или изменить свое отношение к проблеме; -самый трудный, а поэтому практически нереальный: изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направлении; -самый оптимальный и реальный: найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию. В конфликтологии выделяют также и такой метод решения конфликта как обращение к третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях прекращения противоборства и налаживания отношений и др. Возможные пути разрешения конфликта заключаются в поиске ответов на вопросы: Что бы я сделал для разрешения конфликта? Что мог бы сделать для этого партнер? Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
Тема №10. Психология группы Основные вопросы: 1. Классификация групп. 2.Малые группы. 3. Межличностные групповые отношения.Лидер группы. 4. Динамические процессы в группе. Стадии и условия развития коллектива.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |