КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды рисков
Тема 4. Предпринимательские риски и работа с ними Государственная поддержка малого предпринимательства Малое предпринимательство нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Прежде всего необходимо создать широкую правовую среду для функционирования малого предпринимательства. Данный процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Вместе с этим происходит создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот. Формирование правовой среды малого предпринимательства — обязательное и непременное условие, обеспечивающее субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств. Формирование правовой среды позволяет решить проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.
Источники и литература: «Основы предпринимательства» составитель Баранникова Г.Н. Учебно-методическое пособие Федеральное агенство по образованию. Воронежский госудраственный университет, Воронеж, 2005 Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008.
Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все сто процентов. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов стал проявляться особенно в условиях всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а в классических экономических теориях особое внимание уделяется исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности. Многие исследователи предпринимательства особенно выделяют важнейшую его особенность — наличие риска как на стадии создания нового предприятия, так и на стадии его дальнейшего функционирования. Причина высокой рискованности предпринимательской деятельности заключена как внутри предприятия (связана с работой подразделений и персонала), так и в значительной мере определена ситуацией, складывающейся во внешней среде предпринимательской фирмы. Это факторы политического, общеэкономического, правового и социально-культурного развития страны. Таким образом, одна из причин возникновения предпринимательского риска — неопределенность внешней среды, так как всем предпринимателям приходится осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды, что способствует формированию постоянно меняющихся хозяйственных ситуаций. Эти ситуации полностью зависят от условий функционирования предпринимательской фирмы — как внутренних, так и внешних. Условия, в свою очередь, определяются наличием и состоянием уровня спроса на производимую продукцию, работы и услуги; рынков, каналов и объемов сбыта; хозяйственного потенциала, включающего производственные и прочие площади, оборудование, разработки новых товаров и т.п., кадры и многое другое; источников финансирования, за счет которых фирма активизирует свою деятельность; формирования и использования прибыли; конкуренции (доля на внутреннем и внешнем рынках); наличием покупателей (ценовая, рекламная и прочая политика); предоставлением послепродажного обслуживания; влиянием внешней среды (размер налоговых платежей, темпы инфляции) и т.д. В результате изменения какого-либо одного из перечисленных условий или комбинации условий, имеющих место в экономической, политической, а также внутрифирменной среде функционирования предпринимательской организации, создаются рисковые хозяйственные ситуации.
Следует отметить, что чем больше неопределенность хозяйственной ситуации, тем выше уровень риска, но в то же время, как правило, чем выше уровень риска, тем выше и вероятность получения высокой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любая предпринимательская организация старается свести к минимуму степень риска и из нескольких вариантов решений всегда выбирает тот, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности. При рассмотрении проблем предпринимательского риска следует обратить внимание на соотношение понятий «риск» и «неопределенность». Эти понятия следует разграничивать, так как риск характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных событий достаточно вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность же характеризует ситуацию, когда вероятность наступления таких событий заранее оценить невозможно. Типичный пример ситуации неопределенности — форс-мажорные обстоятельства, т.е. препятствия непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Именно поэтому потери вследствие форс-мажорных обстоятельств обычно не принимаются к страхованию. В качестве ситуаций риска можно рассматривать такие ситуации неопределенности, наступление которых весьма вероятно и может быть оценено. В рыночной экономике существуют три основные группы причин возникновения ситуации неопределенности
Основные группы причин возникновения ситуации неопределенности Источник: Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008, стр. 431
Некомпетентность — это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде. Случайность определяется тем, что будущие события очень сложно предвидеть, так как в некоторых случаях те или иные события даже в сходных условиях происходят неодинаково. Выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию или услугу, неожиданный срыв сбыта продукции, невыполнение поставщиками своих обязательств — все это относится к случайностям. Противодействие — это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы (конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.). Основная задача предпринимателя — «предугадать» возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействий. Неопределенность хозяйственной среды является объективной причиной возникновения предпринимательского риска, однако существует и субъективная причина. По мнению известного американского ученого П. Друкера, основная причина риска заключается в том, что очень многие предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами. Действительно, ведь именно предприниматель оценивает ситуацию, формирует множество возможных исходов и представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества альтернатив. Результат данных действий зависит от компетентности предпринимателя, уровня знаний и умений, которыми он обладает, его прошлого опыта, а также от его склонности к принятию рисковых решений. Следует отметить, что склонность предпринимателей к риску с позиции обыденного сознания обычно завышается: самые удачливые предприниматели рискуют умеренно, «скрывая» за смелым решением трезвый учет своих возможностей и умение использовать личностные параметры потенциальных партнеров (потребителей и поставщиков). Кроме того, существуют различные виды риска: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоциональным благополучием, но разумно и обдуманно. Теория предпринимательского риска пока сложилась далеко не полностью. Однако уже накоплен огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения предпринимателя, а частично и везения в реальной обстановке риска. Понятие риска является предметом изучения ряда наук. Категория «риск» получила в XIX в. глубокую проработку в области права, особое внимание уделялось такому понятию, как рисковый договор, т.е. договор, по которому сторона, рассчитывающая на получение выгоды, рискует тем, что произведенные ею затраты могут не окупиться. С 20-х гг. XX в. началась интенсивная работа в области исследования риска в экономике, а также в таких областях, как медицина, психология, теория катастроф. Разнообразие направлений исследования категории «риск» объясняется многоаспектностью этого решения. В настоящее время наиболее разработано и изучено понятие риска в страховании, психологии, медицине. Роберт Хизрич отмечает, что понятие предпринимательского риска получило свое развитие в XVII в., когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку своей продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась заранее, размеры прибыли или убытков определялись исключительно удачливостью самих предпринимателей. Риск в предпринимательской деятельности отличается от риска в других сферах человеческой активности и имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего предпринимательский риск носит «неигровой» характер, т.е. не является чистым подсчетом вероятностей. Игра по типу «казино» в итоге имеет нулевой результат и сводится к перераспределению существующих ресурсов, риск же при осуществлении предпринимательской деятельности предполагает появление чего-либо принципиально нового — товара или услуги на рынке; хозяйственных связей, возникающих в результате осуществления коммерческих сделок. Создание и внедрение новой технологии или нового производства — результат именно рискового поведения предпринимателя. Риск предпринимательской деятельности — это не только действия в ситуации неопределенности, но и создание таких ситуаций. Как правило, для предпринимателя характерны неприемлемость устоявшихся образцов деятельности, стремление к созданию новых предпринимательских структур, выработка своего индивидуального стиля поведения. Кроме того, хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако при определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. Следовательно предпринимательский риск можно охарактеризовать как экономическую категорию, количественно (да и качественно) выражающуюся в неопределенности исхода намеченной предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |