КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периодизация и хронология всемирной истории 2 страница
Корнелий Цельс – первый из древних медицинских авторов, кто выделяет болезни полости рта в самостоятельные главы, а не трактует их, как Гиппократ, среди других заболеваний; этим он кладет как бы начало систематизации различных отделов медицины. В предложении Цельса выполнять дупло зуба куском аспида, обернутого шерстью, как он говорит, для «сохранения зуба», Гейтс Якоби хочет видеть «первые робкие попытки консервативного зубоврачевания». С этим, конечно, нельзя согласиться, т.к. способствующая гниению во рту овечья шерсть ни в коем случае не могла предохранить зуб от дальнейшего разрушения. Скорее этой цели могла служить вышеприведенная «пломба» Диокла, состоявшая из камедистой смолы, опиума, перца и воска и обладавшая, несомненно, консервирующими свойствами. Кусок аспида, о котором говорит Цельс, служил, по-видимому, для более удобного введения шерсти в дупло, а самое выполнение зуба могло иметь целью избавить больного от тягостного застревания пищи в кариозной полости. С большим основанием можно видеть зачатки консервативного или профилактического зубоврачевания в упоминаемом у Цельса способе лечения поверхностного кариеса: «черные точки на зубе следует соскабливать и втирать в это место смесь из раздавленных розовых лепестков, чернильных орешков и мирры». Впоследствии Гален предложил спиливать черные точки на зубах при помощи напильника, и этот прием практиковался зубными врачами в течение многих столетий почти вплоть до нашего времени.
Кай Плиний Старший
Другой римский автор Кай Плиний Старший, подобно Цельсу, происходил из знатной семьи патрициев и занимал высокие государственные посты. Желая наблюдать извержение Везувия в 79-ом году, он слишком приблизился на своем корабле к вулкану и погиб, став жертвой своей любознательности, но оставив нам подробное описание исторического извержения Везувия. В написанной им «Historia naturalis», состоящей из 39 книг, отводится много места зубоврачеванию. Плиний, однако, не столько компилирует, в качестве дилетанта, известных древних авторов, сколько бесхитростно описывает ходячие, средства против зубных болезней. Таким образом, Плиний до известной степени дополняет ученого Цельса, давая нам представление о народной медицине той эпохи, полной суеверия. По Плинию, мужчины имеют 32 зуба, женщины – 28. Сверхчисленные зубы – признак долголетия; сверхчисленный верхний клык приносит счастье, нижний – несчастье. В зубах человека содержится яд, так как дыхание образует налет на зеркале и убивает неоперившихся голубиных птенцов. На ряду с этим он приводит очень ценные наблюдения случая наследственной аномалии прорезывания зубов: «у Тимарха молочные зубы не выпали, так что у него образовался двойной ряд зубов; у брата его передние зубы вообще не менялись, и молочные зубы стерлись до десны». Против зубной боли Плиний наряду с распространенными растительными и минеральными веществами - рекомендует самые невероятные средства: «Лягушку сварить в вине и этим отваром полоскать рот; у кого крепкий желудок, тот может съесть лягушку». «Сорок шесть лягушечьих сердец сварить в старом масле и класть масло в ухо соответствующей стороны». «Класть в зуб сваренную и растертую лягушечью печень с медом». «Класть в ухо соответствующей стороны вороний или воробьиный помет, смешанный с маслом». В том же стиле его средства для укрепления расшатанных зубов и лечения десен; в этих случаях он особенно рекомендует: грязь, накопляющуюся на овечьем хвосте, высушить на солнце, растереть ее и посыпать ею расшатанные зубы и десны. В качестве профилактического средства против зубной боли Плиний рекомендует раз в два месяца съедать жареную мышь. Гейтс Якоби справедливо сомневается в том, чтобы совет этот был результатом личного опыта автора. Как и Цельс, Плиний считает экстракцию опасной операцией и утверждает, что курослеп (ranunculus), положенный в зуб, ведет к его выпадению. При болях периоститного характера он прижигает десну каленым железом через маленькую трубочку; в качестве анестезирующего средства применяется при этом мемфиский камень (род оникса), который смешивается с уксусом и кладется на десну (анестезирующее действие обусловливается, по-видимому, выделяющейся угольной кислотой). В области гигиены полости рта Плиний рекомендует ряд целесообразных средств, как-то: применять зубочистку из слоновой кости или птичьего пера, полоскать рот по утрам натощак холодной водой, класть на язык щепотку соли. Кроме того, он дает рецепты большого количества зубных полосканий и порошков, в состав которых входит: зола оленьих рогов, волчьих, заячьих и мышиных голов, мирра, мастичные, миртовые листья, чернильные орешки и т.д. Медицина Плиния в течение долгого периода пользовалась большим распространением и была в особом почете у врачей-монахов средневековья, которые приписывали лекарственным веществам тем больший эффект, чем больше они противоречили здравому смыслу и чувству брезгливости. Lejeune полагает, что Плиний своим изощренным суеверием оказал вредное влияние на развитие медицины в древности.
Клавдий Гален
Клавдий Гален (Claudius Galenus) родился в Пергаме, важном центре эллинистической культуры в Малой Азии, расположенном в 75 км севернее Смирны (современное название – Измир). В 15 лет Гален начал изучать философию, но уже в 18 серьезно занялся медициной. Среди его преподавателей было несколько выдающихся греческих медиков того времени - Сатир, Фициан, Стратоник. Гален был чрезвычайно удачливым практикующим врачом, нередко он брался лечить тех больных, от которых, как безнадежных, отказывались другие врачи. Имел множество учеников, он производил вскрытия и экспериментировал. Мы знаем о нескольких знаменитых его пациентах в Риме. Среди них были император Марк Аврелий, римский претор и будущий наместник Палестины. Собрание сочинений Галена, дошедших до нашего времени, превышает по объему все медицинские сочинения, написанные до него. Для нас они – одни из основных источников сведений по античной медицине. В течение тысячелетия он был непререкаемым авторитетом в медицине. Вместе с Гиппократом Гален признает природу верховным целительным началом, которому врач должен только содействовать. Основные положения медицины Галена сводятся к следующему: для того, чтобы сохранить здоровье необходимо пользовать подобное подобным (simi-lia similibus). Чтобы излечить болезнь, следует пользовать противоположное противоположным (contraria contrariis). Гален значительно обогатил анатомические знания того времени, хотя, подобно своим предшественникам, он изучал анатомию не на трупах, а на животных, главным образом обезьянах; поэтому он нередко впадал в ошибки, приписывая человеку то, что наблюдал в животном мире (межчелюстную верхнюю кость, две кости нижней челюсти). Зубы он считает единственными костями, которые получают нервы непосредственно из мозга; от этих нервов зависит чувствительность зубов. В этиологии болезней он придерживается гуморальной теории Гиппократа и объясняет ею также зубные заболевания; однако, причиной зубных болезней может быть также недостаточное или слишком обильное питание. Первое вызывает воспаление нерва, особенно у молодых людей, и лечится диэтой; слишком обильное питание или его недостаток вызывает у старых людей расширение альвеолы и исчезновение десны (atrophia senilis, pyor. alv.). Галену принадлежит первое подробное описание жевательных мышц и мышц шеи. В трудах Галена описана клиника афтозной сыпи на слизистой оболочке полости рта. На себе самом Гален убедился, что в одном случае боль ощущается в самом зубе, в другом – в его окружности, в десне. Таким образом, Гален впервые делает различие между пульпитом и перицементитом, хотя существование пульпы в зубе было ему, по-видимому, неизвестно. Экстракцию Гален считает опасной операцией и рекомендует раньше, чем прибегнуть к удалению зуба, испробовать средства, ведущие к самопроизвольному его выпадению; таким средством является смесь из слюногона (pyrethrum) и уксуса, положенных на зуб. Против зубной боли он применяет вложение различных медикаментов, в том числе и мышьяка, прижигание каленым железом, а также трепанацию зуба по Архигену. В общем, терапия зубных болезней у Галена сходна с таковой же Цельса. Единственно новым практическим его приемом было широкое применение напильника, которым он пользуется для спиливания поверхностного кариеса и укорочения чересчур выступающих зубов; последняя операция совершается очень тщательно, в течение нескольких сеансов, чтобы не расшатать зуба, и носит, по-видимому, косметический характер, которому Гален, как придворный врач, уделял много внимания – галеновы препараты.
Другие известные зубоврачеватели Рима
Из других медицинских авторов I века следует упомянуть знаменитого хирурга Архигена (Archigenes), врача императора Траяна, который трепанировал особым буравом интактные потемневшие зубы, причиняющие боль. Трепанирование производилось в точке наибольшего потемнения. Очевидно, Архиген дошел до этой операции чисто эмпирическим путем, так как не знал о существовании пульпы в зубе; тем не менее, мы имеем здесь первую, и, пожалуй, единственную в древности целесообразную попытку специальной зубной терапии, удержавшуюся вплоть до нашего времени. Другой врач той же эпохи Скрибоний Ларг (Scribonius Largtis) первый из римских авторов упоминает о зубных червях, как причине зубной боли. Гейтс Якоби неправильно считает его создателем этой теории кариеса, так как о зубном черве, как мы знаем уже, упоминается у вавилонян и египтян за 2000 лет до Скрибония. Андромах (Andromachus), лейб-медик (archiater) императора Нерона, известен тем, что усовершенствовал так называемый териак, изобретение которого приписывается понтийскому царю Митридату, и стал его применять против зубной боли и для выполнения кариозных зубов. Териак в течение многих веков пользовался славой универсального средства против всех болезней, особенно зубных, и был настолько распространен, что ярмарочные врачеватели средневековья носили также название «продавцов териака». Входившие в состав его многочисленные ингредиенты, в том числе опии и белена, несомненно, действовали болеутоляюще, а различные смолистые вещества обладали дезинфицирующими свойствами и задерживали дальнейший распад зуба; поэтому териак так же, как вышеупомянутую мастику Диокла, до известной степени можно считать первым пломбировочным материалом. Из других врачей той же эпохи достойны упоминания также имена Педания Диоскорида, который в своем сочинении «De medicinali materia» составил полное описание всех известных в то время медикаментов. Сорана и Руфа из Эфеса были выдающимися хирургами своего времени. В области зубоврачевания, они не дают ничего нового по сравнению с Цельсом, но указывают на то, что к экстракции надо прибегать лишь в крайних случаях, когда исчерпаны все медикаментозные средства, так как зубы являются важными органами.
Зубное протезирование в древнем Риме
Об искусственных зубах многочисленные дошедшие до нас сочинения римских врачей, в том числе и работы Галена, совершенно не упоминают, так как зубные протезы служили исключительно косметическим целям. В Древнем Риме отбор воинов и гладиаторов осуществляли, в том числе по состоянию и внешнему виду зубов. Протезы замещали только передние зубы и прикреплялись к соседним зубам легкой золотой проволокой. Для протеза использовали выпавшие зубы, сделанные из слоновой и бычьей кости. В некоторых случаях изготовлялось подобие золотой коронки, укрепленной на соседних зубах золотыми кольцами. Искусство зубного протезирования было, несомненно, заимствовано римскими мастерами у этрусков, с которыми римляне жили в тесном соседстве. Дошедшие до нас зубные протезы этрусков, которые славились в древнем мире своими металлическими изделиями и произведениями искусства, отличаются большим совершенством и в основном построены на тех же принципах, что и современные мостовидные протезы, отличаясь от них, конечно, своей медицинской целесообразностью и техническим выполнением. Этрусский протез состоит из 7 колец, сделанных из высокопробных золотых полос шириной в 5 мм и толщиной в 1 мм и спаянных между собой припоем такой же пробы. Протез этот служит для укрепления во рту верхних зубов: трёх резцов и одного премоляра (выпал). Недостающие три резца сделаны из одного еще не прорезавшегося телячьего зуба, соответственно укороченного и снабженного на наружной поверхности продольной бороздкой, так что по внешнему виду получается не три, а два зуба. Вставные зубы тоже охвачены золотыми кольцами и укреплены в них с помощью поперечных штифтов. Долженствующий заместить три резца, укреплен двумя такими штифтами. Протез тянется от первого моляра с одной стороны до первого премоляра с другой. Золотой протез несколько иной конструкции. Пять зубов нижней челюсти охвачены не отдельными кольцами, а одной сплошной спаянной на конце беспрерывной лентой. Поперечные перегородки сделаны только для двух искусствен резцов, также заклепанных с помощью штифтов. Протез представляет собой фиксирующую шину для расшатанных зубов, которая не многим отличается от современной. Подобные фиксирующие шины, изготовленные однако не из ленты, а из золотой проволоки, были широко распространены в древнем мире, что свидетельствует о том, что преждевременное расшатывание зубов, обусловленное, по-видимому, той же причиной, что и в наше время, т.е. так называемой альвеолярной пиореей, не было редкостью у древних. Гиппократ подробно описывает наложение проволочной шины на расшатанные зубы при переломе нижней челюсти. Римские законы, начертанные на XII таблицах и относящиеся также к V веку, запрещали хоронить золото вместе с мертвецами, за исключением того золота, каким были связаны зубы: «не прибавляй золота к трупу, но, если зубы связаны золотой проволокой, не запрещается похоронить или сжечь ее». Несмотря на то, что методы зубного протезирования были заимствованы римскими мастерами у этрусков, римляне внесли в это дело некоторые улучшения и даже новые технические идеи. Так на протезе, изображенном на рисунке слева, и относящемся к первому веку нашей эры, недостающий нижний центральный резец замещён не зубом из слоновой или бычьей кости, как это практиковали этруски, а полой золотой гильзой, имеющей форму зуба и состоящей из двух спаянных между собой золотых пластинок. Низ гильзы охвачен золотым кольцом, спаянным с четырьмя друга кольцами, посаженными на соседние зубы. Возможно, что римские протезы имели и другие усовершенствования, но нам трудно судить об этом, так как древние зубные протезы дошли до нас лишь в самом незначительном количестве. Объясняется это отчасти их малой величиной, а главное тем, что драгоценный металл, из которого они были сделаны, в течение многих веков являлся приманкой для кладбищенских грабителей, так же как это было и с египетскими пирамидами, где хранились вещи знатных египтян. Однако и те немногие протезы, которые дошли до нас от этрусков и римлян, настолько совершенны по своему замыслу и техническому выполнению, что сколько-нибудь подобным им мы не находим не только среди древних народов, но и даже спустя огромный промежуток времени. В этой области римские мастера достигли значительных успехов, которые стоят несравненно ближе к нашим современным методам протезирования, чем зубная терапия ученых римских врачей – к современному консервативному зубоврачеванию. Обычно занимались этим не врачи, а различные ремесленники: ювелиры, кузнецы, резчики по металлу, а также цирюльники банщики, массажисты – вообще, лица, умевшие отношение к уходу за телом. Что ношение таких протезов, особенно среди женщин, было в то время широко распространено, мы узнаем косвенным образом из сочинений римских писателей (Марциала, Петрония), которые в остроумных сатирах нередко высмеивают своих современников, вернее современниц, носящих «купленные» зубы и вынимающих их на ночь, из чего видно, протезы эти были съемными.
Thais habet nigros, niveos Laecania denies. Que ratio est Haec habet suos, ilia emptos. Fiant absentes et tibi, Gala, comae Nec dentes aliter, quam serica nocte reponas. Dentibus atque comis nec te pudet uteris emptis.
У Таис черные зубы, у Лекани они белые; в чем причина? У одной – свои, у другой – купленные. Сними на ночь, Гала, свои волосы так же, как ты прячешь ночью в шелковый платок свои зубы. Не стыдно ли тебе пользоваться чужими зубами и волосами.
Поэт Гораций в своих сатирах говорит о двух ведьмах, из которых одна по пути в город теряет свои вставные зубы. Тот же Марциал упоминает о некоем Касцеллии, который «удаляет и ставит обратно больные зубы» (eximit aut ruficit dentem Cascellius aegrum). Трудно сказать, был ли этот Касцеллий врач, набивший себе руку на удалении зубов и протезировании, или удачливый «зубной техник», который одновременно занимался также лечением и удалением больных зубов. Это было обычным явлением в Риме, так как зубная терапия того времени была вообще примитивна и доступна всякому. В условиях древнего Рима этот вопрос, который интересует историков зубоврачевания, вообще не имеет значения, так как врачей в Риме мог называть себя всякий, кто только хотел. С другой стороны, профессия ювелира или банщика вряд ли была там менее почетна, чем врача – раба или вольноотпущенника. Период, наступивший в Европе после падения Римской империи длившийся целое тысячелетие, отмечен в истории человечества как эпоха культурного упадка и застоя. Открытия Греко-римской медицины не получали дальнейшего развития истории. Огромные достижения античных народов во всех областях знания и искусства не только не получили в средневековой Европе дальнейшего развития, но были почти совершенно забыты. Католическая церковь, господствовавшая в то время в Европе, жестоко подавляла всякую свободу народной мысли и творчества, заменив ее изощренной схоластикой и грубейшим суеверием. Последствием этого явился в дальнейший регресс в области науки и искусства, в частности медицины, которая целиком очутилась в руках священников и монахов. Естественно, что и зубное протезирование, которое, как мы видим это на примере этрусков и римлян, способно совершенствоваться только в определенных благоприятных материальных и культурных условиях, в средневековой Европе не только не развивалось, но пришло в полный упадок. По сравнению с технологически совершенными протезами античных мастеров средневековые протезы носили примитивный, почти «первобытный характер. Отдельные зубы изготовлялись обычно из слоновой, чаще бычьей кости и связывалась друг с другом и с соседними зубами с помощью золотой проволоки или обыкновенной нитки, как это описывает арабский врач X века Абул Казим. Иногда несколько соседних зубов вырезались целиком из одного куска, как это видно из рисунка, взятого из книги знаменитого французского хирурга конца XVI века Амфруаза Паре. Стоит отметить, между прочим, что этот протез отделен от вышеописанных римских и этрусских протезов промежутком почти в две с половиной тысячи лет. Это даёт яркое представление о тех зигзагах, какими шло формирование зубного протезирования и ещё раз подтверждает тот факт, что развитие общества происходит по спирали.
Терапия и профилактика зубных болезней
Что касается терапии зубных болезней в сочинениях греко-римских авторов, то она не отмечена печатью каких-либо существенных успехов по сравнению с Гиппократовой медициной. Кариес, как болезнь, совершенно не интересует врачей; нет стремления к предохранить зубы от разрушения. Врачи борются главным образом с зубной болью и ее последствиями, а также с расшатыванием и выпадением зубов. Против зубной боли применяются главным образом общие средства, как диэта, кровопускание, слабительные и т д., эффект которых был более, чем сомнителен; местные средства заключаются в разных наркотиках, как-то: белена, опий, мандрагора, которые кладутся в дупло зуба, либо применяются в форме полосканий, окуриваний, жевательных средств; широко применяется прижигание каленым железом и горячим маслом, а в более поздний период – также трепанация зуба; в народном зубоврачевании, как мы видели у Плиния в ходу самые невероятные средства мистического характера. Экстракционные щипцы носят почти такой же примитивный характер, как в Александрийскую эпоху. Этим только можно объяснить то обстоятельство, что римские врачи, которые были хорошими хирургами, всячески избегали удаления зубов, как опасной операции, и предпочитали прибегать в таких случаях к известным им средствам, которые, якобы, вызывают самопроизвольное выпадение зубов. Эта боязнь экстракции сохранилась и у средневековых врачей, находившихся под влиянием Цельса, Плиния и Галена. Гигиена полости рта заключалась у римлян в употреблении зубочистки (lentiscus, dentiscalpum), которая делалась из мастичного дерева, птичьего пера, а у богатых людей – из серебра. Часто применялись зубные порошков, рецепты которых мы находим в большом числе у римских авторов. Своеобразным является обычай римских матрон полоскать по утрам рот детской мочой, обычай, заимствованный, по-видимому, у Востока. Удивительно, что ему удалось сохраниться вплоть до начала XVIII века. Выдающийся врач того времени – Фошар в качестве средства для сохранения зубов рекомендовал дважды в день полоскать рот водой, прибавляя к ней столовую ложку собственной свежей мочи. Гораций также упоминает об ароматических пилюлях для жевания, изготовлявшихся знаменитыми римскими парфюмерами, против дурного запаха изо рта.
Заключение
Как уже было отмечено выше, ученые и философы древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они обобщили системы древнего Египта, Вавилона, Персии и в результате наблюдений сумели перевести медицину с уровня магии и заговоров на научный уровень. Конечно, несовершенство техники того времени и порой неправильная трактовка полученных результатов не позволили им избежать ошибок и заблуждений, которые ещё долгое время поддерживались их авторитетом. Однако то, что было сделано, легло в основу последующего развития европейской, а вместе в ней и мировой культуры.
Врачевание в Древней Греции.
Культ бога целителя АСКАЛЕПИЯ (ЭСКУЛАП в Древнем Риме) появился в Древней Элладе в 7 веке до нашей эры. Прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времён Троянской войны (1240 – 1430 гг.до нашей эры) царь Фессалии и глава семейной врачебной школы АСКАЛЕПИЙ. Первое упоминание о нём и его сыновьях МАХАОНЕ и ПОДАЛИРИИ – героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, АСКАЛЕПИЯ мудрые дети») – встречается в «Илиаде». Аскалепий, который был рождён кесаревым сечением, а врачом был отец АСКАЛЕПИЙ, он считался полубогом и сыном АППОЛОНА – целителя богов – бога солнечного света, музыки, поэзии, врачевателя богов и покровителя врачевателей. Искусству врачевания АСКАЛЕПИЙ учился у мудрого кентавра ХИРОНА, которому Апполон поручил воспитание своего сына. Вскоре ученик превзошёл своего учителя, он стал возвращать умерших, что привело в ярость Аиду бога подземного мира и царства мёртвых. Дети Аскалепия: 1. МАХАОН, ставший знаменитым военным хирургом, 2. ПОДАЛИРИЙ, прославившийся врачеванием внутренних болезней, 3. ГИГЕЯ – богиня здоровья, 4. ПАНАКЕЯ всеисцеляющая покровительница лекарственного врачевания (PANACEA – СРЕДСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ: ВСЕ ОНИ ОБУЧАЛИСЬ У СВОЕГО ОТЦА).
Критоахейский период врачевания.
Начало греческой медицины теряются в глубокой древности и связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других. Центром древнейшей греческой цивилизации был остров Крит. Наивысший расцвет его царств (Кносс, Маллия, Феста, Закро) приходится на конец 3-начало 2 го тысячелетия до нашей эры. Расцвет Крита (2 е тысячелетие до нашей эры развитые ремёсла, искусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно с Египтом, совпадает с пиком цивилизации Индской (хараппской) территория Пакистана, в то время существовали культурные связи. На территории Кносского дворца были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожжённой глины для стока загрязнённых вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, системы вентиляции, что созвучно сооружениям в долине Древнего Инда этого периода. С середины 15 века до нашей эры Микены подчинили себе остров Крит. С этого момента ахейская культура материковой Греции стала ведущей для всего бассейна Эгейского моря.
Врачевание предполисного периода.
Предполисный период долгое время называли «гомеровским», так как вплоть до 19 века (активных археологических раскопок) основные сведения о нём давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру (9-8 век до нашей эры), которые из устной формы были записаны в 6 веке до нашей эры. В поэмах описаны 141 повреждение туловища и конечностей: 1. поверхностные и проникающие ранения; 2. ушибленные раны и нагноения; 3. укусы ядовитых змей; 4. эпидемии чумы; 5. сумасшествие; 6. меланхолия; 7. рождение жизнеспособного ребёнка в конце 7 месяца беременности; 8. серные окуривания с целью предупреждения заболеваний; 9. использование серы как лекарственного средства.
Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами войны, так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав. «Стоит многих один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». (Перевод В.В.Вересаева) Прослеживается в поэмах связь древнегреческой медицины с достижениями древних цивилизаций Египта.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |