Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицина эллинистического периода




Праславянский период.

Медицина периода Империи

(30 г. до н.э. – 476г. н.э.)

история Римской Империи охватывает 5 столетий – с 30 г. до н.э. до 476 г. н.э. – время расцвета рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья и её падения. Период Империи принято делить на 2 этапа: Ранняя Римская империя (30 до н.э. 192 г. н.э.) и Поздняя Римская империя (3 – 5 вв. н.э.). В период Империи в г. Риме были построены самые знаменитые термы: при императоре Нероне (Клавдий Друз Германик Цезарь Нерон, 54 – 68гг.), Марке Аврелии Севере Антонине по прозвищу Каракалла (211 – 217 гг.) и Александре Севере (222 – 253). На площади 12 га могли одновременно помыться 1500 человек – это одно из чудес света.

 

 

Праславянскиая культура создавалась многочисленными племенами: древляне, северяне, поляне, кривечи, дреговичи, вятичи, скифы и другие. Античные и византийские писатели: Плиний, Геродот, Гален, Орибасий неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий – скифские травы и скифские корни (ривень), разведение целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.

Народное врачевание был единственный способ поддержания здоровья. Знания по медицине фиксировались в лечебниках, где немало мест отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции: черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводились через огонь. Раны обрабатывались берёзовой водой, вином, золой; а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавали на Руси и оригинальные конструкции протезов для ног. Торговля с соседними странами расширяла познания о лекарствах. Переписывались Косьмы Индикоплова «Христианская топография» (византийский купец, который в 6 веке посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию и описал лекарства, которые продавались другим странам).

 

(4 -1 век до н.э.)

 

Заключительный этап развития древнегреческой цивилизации,- её высочайший внешний расцвет. Он охватывает 3 столетия истории Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и связан с царствованием Александра Македонского.

К середине 4 века до н.э. греческие полисы, ослабевшие в результате длительной междоусобной борьбы. Утратили политическую независимость и в 337 г. до н.э. оказались под властью Македонии. После убийства македонского царя Филлипа 2 (336 год до н.э. на престол взошёл его 20 сын Александр Македонский (356-323год до н.э.). Ученик Аристотеля, он уже в 17 лет замещал отца на период его походов, а в 18 лет командовал македонской конницей во время военных действий. Весной 335 г. до н.э. возобновив союз эллинских государств и Македонии, он начал завоевания на Востоке, одержимый идеей объединения в одном государстве всех народов Европы и Азии. После смерти Александра его огромная страна, которая простиралась от Сицилии до Гималаев, от Чёрного моря до Индии и включала значительные территории Европы, Азии, Африки, раскололась на несколько эллинистических государств, которые просуществовали ещё 3 столетия. Самый процветающий среди них был Греко-египетское Царство Птоломеев – эллинистические Египет и Ливия со столицей Александрией, где её основал Александр в 331 году до н.э. закончилась эпоха эллинизма в 30 году до н.э. – Египет, завоёванный римлянами, вошло в состав Великой Римской империи. В результате походов Александра взаимодействие культур: Древней Греции и стран Востока (Египта, Сирии, Пафии, Палестины, Армении, Аравии, Индии) осуществилось плодотворное влияние друг на друга. «Эллинистическая культура стала синтезом греческой полисной и древневосточной культуры, но в этом структурообразующую роль играла Древняя Греческая культура, облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки».

Философские основы – базируются на учении древнегреческого философа Аристотеля из Стагиры (384-322 – эпоха Александра была эпохой Аристотеля, который был придворным врачевателем македонского царя и считал себя потомком Махаона. В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение20 лет был слушателем, преподавателем и равноправным членом содружества философов – платоников. После смерти Платона Аристотель много путешествовал, затем в течение 3 лет был учителем Александра Македонского. В 335 г.до.н.э. Аристотель основал самую знаменитую в то время щколу перипатетиков (peripatos – место прогулок). Аристотель соединил учение Демокрита с философией Платона. Трудно соединить механистический материализм Демокрита с теологией (teleologia; telos – цель) целесообразной организованностью живых существ Платон. Позднее перепатетики развивали каузальные (causalis; causa – причина), то есть причинно-следственные принципы вместо теологических. Их представления о природе нарушали сложившееся представления о боге.

Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течении предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. «Эпоха эта знаменательна не столько гениальным полётом человеческого духа, свойственным юношескому возрасту человечества, сколько тщательным собиранием и сортировкой добытых до сих пор данных и упорядочением, сравнением и осмыслением накопленного до сих пор материала» С.Г.Ковнер. в этот период центры греческой науки и образования переместились на Восток – в Александрию, Пергам, Антиохию, Селевкию, Тир.

В эпоху эллинизма средние и высшие слои населения получали образование в школах и гимнасиях, которые содержались на городские деньги. Гимнасии представляли закрытые корпоративные школы для городской аристократии. Существовали гимнасии для детей, эфебов (18-20 лет) и другие. Физическое воспитание и военная подготовка перестали в них быть основными дисциплинами – ученики изучали предметы «общего образования», которые стали предшественниками будущего средневекового цикла «семи свободных искусств»:

1. грамматика;

2. риторика;

3. диалектика – искусство спора и рассуждения;

4. геометрия;

5. арифметика;

6. музыка;

7. астрономия.

 

В эпоху эллинизма термин «свободные искусства» подразумевал «общее образование» эллина, которое отличает свободного человека от раба или варвара, а также от тех, кто работает за плату. К царским дворам стали приглашать крупных учёных. Их содержали за счёт государственной казны. Среди них крупнейшим культурным и научным центром стала Александрия – столица эллинистического Египта. Ещё при Македонском во главе Египта был поставлен Птоломей сын Лага, полководец и политик, ставший основателем новой династии, которая правила в Египте 3 столетия. В эпоху эллинизма на 7 миллионов коренных жителей Египта приходилось около 1 миллиона греков (греческий язык был официальным в эллинистическом Египте). При царском дворе бвли основаны Александрийский мусейон (museion – храм муз, музей), посвящённый 9 музам. И Александрийское хранилищё рукописей – Александрийская библиотека – самая большая в древности.

Александрийский муссйон был одним из величайших научных и культурных центров античного мира, объединившим и исследовательскую академиюи высшую школу. Там были помещения для чтения лекций и научных занятий, спальни и столовые, комнаты для отдыха и прогулок. Учёные со всего эллинистического мира жили там на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботаники, зоологии, медицины, филологии. В 3 веке до н.э. работали математик Евклид, механик и математик Архимед из Сиракуз, астрономы Аристарх с острова Самос и Птоломей из Птолемиады в Египте, грамматик Зенодот из Эфеса, первым возглавившим Александрийское хранилище рукописей, и врачеватели: Эрасистрат из Кеоса; Герофил из Халкидона в Малой Азии. При мусейоне имелись: ботанический и зоологический сады, и анатомическая школа. Но самым главным богатством была Александрийская библиотека. Хранитель библиотеки являлся главой всего мусейона и был наставником, воспитателем наследника престола. В начале 1 го тысячелетия до н.э. в библиотеке насчитывалось около 700000 папирусных списков. В 47 году до н.э. Ю. Цезарь сжёг свой флот и с ним сгорела библиотека, так как огонь перекинулся на сушу. В 391 году н.э. сгорела от рук христиан-фанатиков, а последние остатки её погибли в 7-8 вв н.э. во время арабских завоеваний.

В эпоху эллинизма потребности более глубокого и точного знания привели к специализации учёных и выделению из философии отдельных отраслей науки. Одной из первых среди них была медицина, которая достигла значительного развития. Она вобрала в себя с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство эллинов, а с другой – тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические познания народов Египта, Месопотамии, Индии и других стран Востока.

Анатомия (от греч. аnatome – рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. Её развитию в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птоломеев анатомировать тела умерших и выполнять живосечение на приговорённых к смерти преступниках, на них тренировались и исследовали расположение и строение органов (по описанию Авла Корнелия Цельса; царь Птоломей 2 Филадельф (285-246) разрешилотдаватьучёным приговорённых к смертной казни). Основатель описания анатомии:

Герофил из Халкидона в Малой Азии (335-260гг. до н.э.), живший при Птоломее 1 (323-282г до н.э.), он был сторонник гуморального учения Косской врачебной школы. Герофил описал:

1. твёрдую и мягкую мозговые оболочки;

2. части головного мозга, его желудочки (четвёртый из которых он считал местом пребывания души);

3. проследил ход некоторых нервных стволов и определил связь их с головным мозгом;

4. описал печень, семенной канатик, часть фаллопиевой трубы, 12 перстную кишку;

5. многие анатомические структуры носят названия даденные Герофилом;

6. описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку;

7. описал легочную артерию, которая наполнена кровью и воздухом;

8. дал название легочным венам

 

Эрасистрат (330-255 гг.до н.э.), преемник Герофила. Согласно Плинию, он был племянником Аристотеля, родился в городе Юлисе на острове Кеос, медицине обучался у Хрисипа и Метрадора – известных врачевателей книдской врачебной школы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора. Был придворным врачевателем Селевка 1 Никатора (323-281 до н.э.)первого правителя царства Селевкидов, а во времена Птоломея-2 Филадельфа жил и работал в Александрии. Он известен:

1. исследованиями сердца и его клапанов (которым он дал названия);

2. изучением анатомии мозга, мозговых оболочек и его желудочков, которые определял как вместилище души (впоследствии эти представления были развиты в трудах Галена);

3. человек подобен машине: сердце – насос, который на входе и выходе контролируют створчатые клапаны;

4. печень, почки и мочевой пузырь – фильтры;

5. развитие организма – механический процесс, который осуществляется через триаду – нервы, вены, артерии. Нервы исходят из мозга (по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге); в венах течёт кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях – воздух (жизненная пневма) артерия – греч. «воздушный путь»;

6. он открыл систему коллатеральных анастомозов соединение вен и артерий;

7. изобретение катетера;

8. делал дренирование при эмпиеме;

9. при заболевании печени накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии;

10. спускал асциты;

11. проведение сложных операций на почке; операции на селезёнке;

12. ампутация конечностей;

13. лапаротомия при завороте кишок и асците.

14. проводил первые вскрытия умерших больных, заложив основы патологической анатомии;

15. его учениками были видные врачи Древнего Рима: Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

 

Хирургия эпохи эллинизма объединила 2 мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были известны сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии Александрийского периода – введение перевязки сосудов, использование корня мандрогоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, и др.

Римские завоевания (1в.-30гг. до н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Политическим, экономическим и культурным центром Средиземноморья стал Рим. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства. Она сохраняла своё влияние в течение нескольких столетий и составила существенную часть той основы. Которая в течение тысячелетий успешно развивалась европейскую, а вместе с ней мировую культуру и медицину.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.