Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм




Утопическо-социалистическое направление философии эпохи Возрождения– искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• отсутствует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно рабочего дня в 6 часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

Согласно Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• рез-ты труда поступают в собст-ть общества, и равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Эмпири́зм (от др.-греч. — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм); Эмпиризм близок сенсуализму.

Сенсуализм (от лат.— восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Осн. принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Близок эмпиризму.

Основателем эмпиризма считается Ф. Бэкон.

В качестве целостной гносеологич. концепции эмпиризм сформировался в 17—18 вв. Он выступал как материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс). В противоположность ему субъективно - идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).

Ф. Бэкон — родоначальник эмпиризма в английской философии. Ф.Бэкон предлагает иной путь познания – индукцию, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений ("признаков" или "идолов"). Этот процесс познания основан на движении мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Т. Гоббс, ученик Бэкона, упростил и систематизировал взгляды учителя. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" ( звуки, издаваемые животными, различные знаки, придуманные человеком для общения, "сигналы" природы ).

В творчестве Локка, развившего далее идеи своих предшественников Бэкона и Гоббса эмпиризм получил свое наивысшее развитие. Своим известным положением, что в разуме не содержится ничего, что не содержалось бы в чувстве, он обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира Утверждение чувственности в качестве главной формы истинного знания определяется в философии как сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие). Из подобного вывода следовало утверждение о невозможности познания предметов самих по себе, ибо наши познавательные способности жестко ограничены ощущениями. Эмпирические идеи Локка оказали решающее воздействие на развитием материализма как в Англии, так и во Франции.

Д.Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо от сознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм.

Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.

Теорет-ие взгляды англ. философа Д.Юма логически завершают эмпиризм как философское направление. Выступал с позиций абсолютизации опытного знания. Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В некотором отношении всякая субъективно-идеалистическая философия неизбежно приходит к солипсизму. Точка зрения солипсизма лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Гносеологическим основанием солипсизма служит абсолютизация ощущения как источника познания.

С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват. виде солипсизм встречается крайне редко, у отдельных мыслителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.