Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая агрессия




Это вопрос о том, кто станет образцом для подражания толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди оценивают произошедшее и готовятся к действию. Здесь им можно и нужно «подсунуть» желательный пример для вполне вероятного подражания. Кто -то должен крикнуть: «Ложись!», или: «К шлюпкам!», или: «По местам!». Соответственно, те, кто исполнят эту команду, становятся образцами для подражания. Жесткое управление людьми в панические моменты — один из самых эффективных способов ее прекращения.

Яния и рационализировать, индивидуализировать его психику.

Го лишь частный случай социально -психологического воздействия на массы. Здесь

Оценивая весь цикл панического поведения,надо иметь в виду следующее.

 

Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыду -

щие этапы могут как бы «свертываться». Это продемонстрировала паника в Хироси -

ме и Нагасаки после атомных бомбардировок. Внешне предшествующих этапов мо -

жет вообще не быть — тогда массовое бегство становится непосредственной реакцией

на панический стимул.

 

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания

может само по себе непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до его по -

явления. Так, страхом и паническим бегством реагировали солдаты в Первую миро-

вую войну на один только крик: «Газы!».

 

В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: об -

щую социально-политическую обстановку, в которой происходят события, характер

и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это

имеет большое значение для прекращения или даже предотвращения паники.

Воздействие на паническое поведение, в конечном счете, представляет собой все -

действует общее по отношение к любой толпе правило: снизить интенсивность эмо -

ционального заражения, вывести человека из гипнотического влияния данного состо -

Однако в случае паники есть и некоторые специфические вопросы. Во-первых, —

Во-вторых, в случаях паники, как и массового стихийного поведения вообще, осо -

бую роль играет ритм. Стихийное— значит, неорганизованное, лишенное внутренне го ритма поведения. Если такого «водителя ритма» нет в самой толпе, он должен быть задан извне. Широкую известность приобрел случай, произошедший в 1930 -е гг. после окончания одного из массовых митингов на Зимнем велодроме в Париже. Люди,

ринувшись к выходу, начали давить друг друга, и все было готово к трагическому

концу. Однако в проеме лестницы случайно оказалась группа приятелей -психологов,

которые, сообразив, что может сейчас начаться, начали громко и ритмично скандиро-

вать потом уже ставшее знаменитым: «Не -тол-кай!». Скандирование данного лозун -

га-приказа было мгновенно подхвачено большинством присутствовавших, и паника

прекратилась.

Известен эпизод и с пожаром в парижской Гранд -опера, когда толпа также готова

была броситься из задымившего здания, сметая все на своем пути, однако была оста -

новлена необычным образом. Несколько отчаянных смельчаков, встав во весь рост в

одной из лож второго яруса, начали орать (пением это было трудно назвать) нацио -

нальный гимн. Через несколько секунд к ним стали присоединяться соседи. Посте -

пенно и остальные начали если не петь, то все -таки останавливаться — все же это был

национальный гимн. В итоге театр встретил как всегда припоздавших пожарных ис -

полнением гимна, к которому присоединились и пожарные. Затем людей вывели, а

пожар потушили.

Роль ритмической и, отдельно, хоровой ритмической музыки имеет огромное зна -

чение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за се -

кунды сделать его организованным. Не случайно субботники и воскресники, демон -

страции и прочие массовые или псевдомассовые акции советской эпохи встречали

людей бравурной, маршевой, зажигающей музыкой. Известна роль хорового пения

солдат на марше. Не случайно большинство революционных песен, написанных в раз -

ные времена, разными людьми в разных странах, имеют сходную ритмику. Чилийская

Venceremos, американская We shall overcome, французская «Марсельеза» или польская

«Варшавянка», “Die Fahne hoch!” — ритм всех этих песен, наряду с соответствующим содержанием, был своеобразным средством противостояния страху и панике в острых ситуациях.

Известны и противоположные приемы. Если вы хотите сорвать митинг полити -

ческих противников, подгоните к месту его проведения радиофицированный автобус

и начните транслировать что-нибудь типа «Вы жертвою пали...» или любого реквие -

ма. Тем самым вместо мажорных усилятся минорные, в частности, панические настро-

ения. Можно привести много примеров такого рода».

 

ВЫВОДЫ:

Недоучет фактора паники на массовых мероприятиях может повлечь за собой катастрофические последствия. Поэтому, паникеров надо четко отслеживать и жестко удалять из своих рядов. В ситуации недостатка информации в толпе легко может возникнуть паника. Во избежание хаоса, необходим набор приемов, по предотвращению этого явления. Это могут быть:

· Четкие команды, транслируемые по громкой связи (мегафоны)

· Решительные действия руководителей данного мероприятия

· Четкое знание и предвидение действий противостоящих толпе правительственных сил.

· Представление, что паника, помимо бегства, может закончиться и крайними формами агрессии, что должно учитываться при планировании массовых акций.

· Ритмическая организация толпы снижает риск панических настроений (очень важны барабаны)

· Организованные группы сторонников, демонстрирующие примеры выучки и отваги, могут резко снизить риск возникновения паники.

· Изгнание из толпы паникеров

 

Не менее заметным и иногда даже более опасным видом поведения толпы являет -

ся стихийная агрессия, обычно определяемая как массовые враждебные действия, на -

правленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или

ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общ -

ностей. Психологически за внешней стихийной агрессией — разрушительным пове-

дением, всегда стоит внутренняя агрессивность — эмоциональное состояние, возни-

кающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров (например,

социально-политических), или недоступность чего-то желанного. Именно высоким

эмоциональным накалом стихийная агрессия отличается от агрессии организованной,

при которой солдаты атакующей армии, например, вполне могут не испытывать силь-

ных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия

всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного

комплекса типа гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Для нас важно, что на основе агрессивности и агрессии в истории и современнос -

ти периодически возникали и возникают агрессивные толпы с весьма специфическим

поведением. Если войны обычно вели организованные армии, то восстания и революции совершали именно агрессивные толпы. В общепринятом смысле под «агрессией» как раз и понимают массовое агрессивное поведение толпы. Один из исследователей данной темы Дж. Роуэн определял агрессию как «неприкрыто насильственную, угрожающую, преднамеренную и не подчиняющуюся нормам силу», действия которой не спровоцированы аналогичными, противоречат обычаям, закону, ценностям».

В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или пре-

стижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается.

Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв

насилия происходит по причинам прежде всего психологическим, приобретая подчас

экстатический характер, когда восстание становится для его участников самоцелью

(как это было, например, весной 1968 г. во Франции).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.