КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уголовная ответственность 2 страница
Выбор и применение соответствующего способа защиты зависят от множества факторов, в том числе от подходов арбитражных судов к разрешению споров с участием налоговых органов. В связи с этим арбитражно-судебной практикой выработаны следующие положения: 1. Обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчиненности не лишает предприятие права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке. 2. Взыскание сумм, полученных предприятием в результате совершения неуставной сделки, а также любых других сумм, не являющихся недоимкой по налогу либо финансовой санкцией, не может производиться налоговыми инспекциями в бесспорном порядке. 3. Налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства и в том случае, если это нарушение произошло по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников. 4. Повторным признается нарушение налогового законодательства, совершенное одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое нарушение32. В соответствии со ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с налогоплательщика, повторно нарушившего налоговое законодательство, предусмотренный данной статьей штраф взыскивается в двойном размере. 5. Пеня за просрочку уплаты обязательных платежей в бюджет начисляется только на сумму недоимки. Названные способы защиты имущественных прав предприятий от незаконных действий государственных налоговых инспекций, а именно: требования о возврате из бюджета незаконно списанных сумм либо о признании недействительными актов о применении к предприятию экономических (финансовых) санкций — могут быть использованы для защиты своих имущественных прав от незаконных действий и других контролирующих органов, которым предоставлено право применять к предприятиям такие санкции, списываемые в бесспорном порядке. К числу таких органов относятся, в частности, органы ценообразования, земельные комитеты, органы стандартизации и метрологии, Пенсионный фонд Российской Федерации. г) Финансовые санкции, применяемые в административном порядке (административные штрафы) Административная ответственность не характеризуется такой строгостью и тяжестью санкций, как, например, уголовная ответственность; не влечет судимости, не создает тяжелых правовых последствий. Административные штрафы как вид финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства предусмотрены Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Закон “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” также устанавливает такую ответственность некоторых субъектов через полномочия должностных лиц налоговых органов33. Отдельные составы налоговых правонарушений, устанавливающих ответственность налогоплательщиков, которые осуществляют экспортно-импортные операции, включены в Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г.34 Нарушения налогового законодательства, влекущие административные штрафы, можно классифицировать в зависимости от их субъектов. В соответствии с действующим законодательством административной ответственности за совершение налоговых нарушений подлежат должностные лица, граждане (физические лица) и предприятия, организации, учреждения. Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ч. 5 ст. 15 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Правонарушения, субъектами которых могут быть только должностные лица, связаны с определением объекта налогообложения, с постановкой и осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, представлением документов, отражающих порядок исчисления и уплаты платежей в бюджет. Если должностные лица предприятий-налогоплательщиков непосредственно виновны в совершении соответствующих нарушений налогового законодательства, они подлежат ответственности. Субъектом ответственности может быть руководитель предприятия-налогоплательщика. Он несет ответственность, например, за искажение отчета, составленного главным бухгалтером либо каким-то иным лицом. Руководитель предприятия в соответствии с п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления документов для учета. Таким образом, руководитель подлежит ответственности как за правонарушение, совершенное им непосредственно, так и в результате действий, совершенных подчиненными ему работниками. Другим должностным лицом, которое может быть субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства, является главный бухгалтер. Положение о бухгалтерском учете и отчетности предусматривает ответственность главного бухгалтера за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета, договорной и финансовой дисциплины. Субъектами ответственности кредитно-финансовых учреждений за нарушения налогового законодательства являются их должностные лица в ранге руководителей. Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусматривает за невыполнение установленных требований наложение на руководителей банков и кредитных учреждений административного штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ч. 2 ст. 4). Из всех взысканий и санкций, установленных за совершение налоговых правонарушений, в качестве меры административного взыскания к физическим лицам может быть применен только штраф, который при этом не может быть заменен каким-либо другим административным взысканием. Должностные лица налоговой службы не вправе выносить предупреждение. В последние годы произошли существенные перемены и в содержании института административного штрафа, размер ко торого установлен в настоящее время не только в нормах КоАП РСФСР, но и в финансовом законодательстве. Размер административного штрафа определяется теперь в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения35. На должностных лиц предприятий может быть наложен штраф в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, — до десяти минимальных размеров оплаты труда". В данном случае повторность связывается с наложением административного взыскания за предшествующее однородное правонарушение. Это значит, что недопустимо применять штраф как за повторное правонарушение, если он не налагался за такое же нарушение, совершенное ранее в пределах годичного срока. Указ Президента Российской Федерации “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” от 23 мая 1994 г. устанавливает возможность наложения админглт-ративных штрафов в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших такие, например, нарушения, как несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п. 9 Указа Президента РФ “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, производится органами Государственной налоговой службы РФ по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным п. 9 названного Указа Президента РФ, зачисляются в федеральный бюджет. В случае выявления органами Государственной налоговой службы РФ фактов сокрытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, де- позитных и других) счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере стократного установленного законодательством РФ размера минимальной месячной оплаты труда (п. 1 абз. 2 упомянутого Указа Президента Российской Федерации). Граждане признаются субъектами нарушений налогового законодательства, состоящих в: — нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; — занятии предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; — отсутствии ведения учета доходов или ведении его с нарушениями установленного порядка; — непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо включении в декларацию искаженных данных. Как должностные лица, так и граждане признаются субъектами правонарушений, выражающихся в неисполнении определенных законных требований налоговых инспекций, связанных с обеспечением их эффективной деятельности: — непредставлении налоговым инспекциям по их требованию предприятиями (включая банки и другие кредитно-финансовые учреждения) справок, документов, копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения; — отказе допустить должностных лиц налоговых инспекций при осуществлении своих полномочий к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения; — невыполнении должностными лицами проверяемых налоговыми инспекциями предприятий и гражданами требований об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и законодательства о предпринимательской деятельности; — невыполнении решения налоговой инспекции о приостановлении операций предприятий и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Ответственности за правонарушения этой подгруппы подлежат руководители и другие должностные лица предприятий-налогоплательщиков (за правонарушения, относящиеся к кре-дитно-финансовым учреждениям,— их руководители и другие должностные лица), а также граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства. На них может быть наложен штраф в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”). Штраф, определяемый в законе как финансовая санкция, по своей сути является мерой финансово-административного воздействия, но формально не признается административным взысканием. Это придает штрафу ряд особенностей: 1) штраф налагается обязательно вместе со взысканием недоимки по налогам; 2) закон не предусматривает возможности освобождения от наложения штрафа по усмотрению органа, уполномоченного взыскивать недоимки и вместе с тем налагать штраф; 3) исключается также взыскание и обжалование постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Решения должностных лиц налоговых инспекций о взыскании недоимки по налогам и штрафа с граждан мо^ут быть обжалованы лишь в судебном порядке. В отличие от этого постановления о наложении штрафа как административного взыскания могут быть обжалованы в административном порядке или в районный (городской) народный суд, решения которого являются окончательными. Применяя нормы законодательных актов об ответственности должностных лиц и граждан, необходимо учитывать особенности привлечения к ней за соответствующие повторные правонарушения. Повторность представляет собой совершение одним и тем же лицом двух и более правонарушений. Однако следует помнить, что нарушение признается повторным, если оно совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение. Повторное совершение в течение года однородного правонарушения, за которое должностное лицо уже подвергалось административному взысканию, признается обстоятельством, отягчающим ответственность. В отличие от этого ответственность гражданина за повтор-ность, независимо от того, применялось ли к нему взыскание за 17-495 совершенное ранее правонарушение, предусмотрена за сокрытие или занижение прибыли (дохода) либо за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения. Характер этих нарушений обусловливает, что вновь совершенное правонарушение может быть только однородным, а его отношение к первому правонарушению не связано сроками давности. Разрыв во времени может быть значительным, поскольку налоговое обязательство физического лица прекращается его исполнением, отменой налога либо смертью налогоплательщика, если исполнение не может быть произведено без его участия. На производство по наложению рассмотренных мер ответственности, порядок их обжалования и исполнения распространяются нормы КоАП РСФСР. Изменившиеся условия хозяйственной деятельности вызвали появление и новых правовых норм об уголовной ответственности за налоговые преступления. Взамен часто существовавших ранее различных форм хищений возникают налоговые нарушения, содержание которые состоит в отказе предпринимателя, гражданина исполнять свои налоговые обязательства перед государством, бюджетом. Поэтому одним из серьезных экономических преступлений становится уклонение от выполнения требований налогового законодательства". В 1992 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен двумя новыми статьями — 1622 и 1623 (уголовная ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах либо лицом, ранее уже совершившим это преступление, за противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов). Крупным считается такое сокрытие дохода, налог с которого составляет от 50 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, особо крупным — свыше 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных Законом Российской Федерации. Ст. 1623 УК РСФСР описывает наказуемые действия как уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно непредставление документов или иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной налоговой службы. Можно выделить следующие особенности уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения: 1) субъектами уголовной ответственности являются должностные лица предприятий, учреждений и организаций, граждане-предприниматели, а также граждане-налогоплательщики; 2) уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке; 3) она устанавливается уголовно-правовыми нормами; 4) имеются некоторые процессуальные особенности: например, согласно ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР по преступлениям, предусмотренным ст. 1621, 1622 (частью первой) и 1623, предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признают необходимым суд или прокурор. На этой основе налоговые органы имеют право передавать необходимые документы в суд для рассмотрения дела и вынесения приговора. Состав преступления, предусмотренного ст. 1622 УК РСФСР, имеет особенность, которая состоит в описании преступных действий посредством определений, содержащихся в хозяйственном законодательстве38. Употребляемые в диспозиции этой статьи термины “объекты налогообложения”, “прибыль”, “сокрытие прибыли” требуют конкретизации. Поэтому необходимо анализировать те нормативные акты, в которых данные понятия раскрываются либо определяются. Например, понятия объектов налогообложения и их перечень содержатся в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., где указывается, что к ним относятся: доходы (прибьыь); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость продукции, работ и услуг; другие объекты, установленные законодательными актами. Одним из первых объектов налогообложения указывается прибыль. Ст. 1622 УК РСФСР также выделяет прибыль (доходы) из перечня объектов, все остальные названы “иными”. Очевидно, что сокрытие прибыли является основным нарушением налогового законодательства. Однако нормативные акты, устанавливающие ответственность за совершение этого нарушения, не раскрывают данного понятия. Поэтому на практике и возникло множество вопросов: всегда ли уклонение от уплаты налогов связано с сокрытием прибыли; является ли фактическая неуп- лата налогов без представления в органы налоговой службы неверных бухгалтерских документов видом сокрытия? Соответствующие нормы проекта УК России устанавливают положение об “уклонении от уплаты налогов с предприятий и организаций”, где предусматривается ответственность за “умышленное сокрытие или занижение прибыли (дохода) или сокрытие иных объектов налогообложения налогами, а равно иное умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей, совершенное должностным лицом хозяйствующего субъекта”. Авторы законопроекта считают сокрытие одним из видов уклонения от уплаты налогов. Одной из острых проблем является возможность привлечения к уголовной ответственности за неумышленное сокрытие объектов налогообложения. Для привлечения к уголовной ответственности лица по ст. 1622 УК РСФСР в действиях виновного необходимо установить прямой умысел на сокрытие прибыли. Однако в уголовном законе отсутствует положение о том, что сокрыть прибыль (доход) можно и неумышленно. Противники такой точки зрения считают, что сам термин “сокрытие” предполагает осознанность налогоплательщиком целенаправленного характера своих действий по утаиванию объектов налогообложения. О том, что существует возможность “сокрытия по неосторожности”, можно судить не только исходя из анализа хозяйственной практики и здравого смысла, но и формулировки п. “а” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, где говорится о более строгих экономических санкциях “при установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли)...”. Таким образом, данным законом достаточно определенно устанавливается возможность и неумышленного сокрытия объектов налогообложения, результатом совершения которого могут быть различные правовые санкции (меры финансовой или уголовной ответственности). Целесообразно, чтобы законодатель устанавливал прямое указание на умышленное сокрытие39. В подобной ситуации можно, видимо, говорить и о преступной небрежности как виде неосторожной формы вины. Таким образом, должностные лица предприятий должны предвидеть результаты своих действий; например, в результате непрофессиональной работы главного бухгалтера в отчетные документы могут быть внесены неправильные сведения, и тогда налогооб-лагаемая прибыль полностью не показывается. В случае принятия министерствами и ведомствами нормативных актов, устанавливающих ответственность за налоговые нарушения, юридические и физические лица должны считаться невиновными в совершении указанных нарушений, если такие нормативные акты не были в установленном законодательством порядке опубликованы. Согласно Указу Президента Российской Федерации “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской'Федерации” от 21 января 1993 г. нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и подлежат официальному опубликованию. В противном случае они не влекут за собой никаких правовых последствий и не считаются вступившими в законную силу. Поэтому они не могут служить законным основанием для применения каких бы то ни было правовых санкций к юридическим и физическим лицам, к должностным лицам предприятий за невыполнение содержащихся в них предписаний. Если ведомственный акт Государственной налоговой инспекции Российской Федерации не был зарегистрирован и опубликован, но по сути затрагивает права, свободы и интересы граждан, то налогоплательщик должен считаться всегда невиновным в совершении действий, запрещенных неопубликованным нормативным актом. Важным является вопрос о возможности отнесения физических лиц к кругу субъектов состава преступления, предусмотренного ст. 1622 УК РСФСР. Критерием разграничения административной и уголовной ответственности является размер сокрытой прибыли. В ст. 1622 УК РСФСР устанавливается крупный и особо крупный размер сокрытия прибыли. Если гражданин скрывает свои доходы (уклоняется от подачи декларации, подает ее несвоевременно или включает в нее заведомо искаженные данные), т. е. виновен в сокрытии, и при условии, что налог с сокрытого дохода не превысит 50 минимальных размеров установленной оплаты труда, его действия могут квалифицироваться по статье 162' УК РСФСР. В случае неуплаты налога в большем размере квалификация осуществляется по ст. 1622 УК РСФСР. Нынешняя редакция ст. 1622 УК РСФСР указывает лишь на сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения и не устанавливает уголовную ответственность за сам факт неуплаты налогов40. Данный состав преступления является формальным, хотя основной причиной установления ответственности за такие нарушения является стремление государства обеспечить поступление всей суммы налогов. Проблемным является и вопрос о непредставлении в налоговые органы запрашиваемой их должностными лицами информации. Это также влечет различные виды юридической ответственности: финансовую (например, п. “б” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), административную (п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”) и уголовную (ст. 1622 УК РСФСР, где не предусмотрено административной преюдиции). Четкий критерий разграничения видов ответственности в налоговой сфере законодателем не установлен. Вместе с тем в 1986 г. была установлена уголовная ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах в случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, а также за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 1621 УК РСФСР). Ответственность в данном случае предусматривается в виде исправительных работ до двух лет или штрафа в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа был увеличен Законом РФ от 20 октября 1992 г." Статья 1623 УК РСФСР названа “Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия прибыли (доходов) или неуплаты налогов”. Однако ответственность в данной статье установлена за уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно непредставление документов или иной информации о деятельности хозяйствующего субъецга по требованию органов Государственной налоговой службы. Таким образом, данная статья Не устанавливает в качестве квалифицирующего признака обязательное наличие у гражданина цели сокрытия прибыли (доходов). Он должен являться по требованию налогового органа независимо от того, имеет он прибыль или нет.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |