КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные стили и их взаимодействие
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие «Культура русской речи» создано в соответствии с требованиями ФГОС в части формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Цель пособия – помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности в сфере научной, юридической (правовой), социальной, профессиональной и бытовой коммуникации; научиться грамотно использовать языковые средства в соответствии с требованиями функционального стиля; познакомить с принципами построения монологического и диалогического текста в устной и письменной форме. Пособие состоит из двух частей. В первой части «Употребление в речи единиц различных языковых уровней» рассматриваются языковые нормы. Во второй части «Функциональные стили» рассматривается система функциональных стилей современного русского литературного языка. Особое внимание уделяется научному стилю; затронуты вопросы положения стиля художественной литературы, статуса разговорной речи, разграничения разговорности и просторечия. Вопросы и задания нацелены на закрепление теоретического материала, приобретение умений и навыков отбора и употребления речевых средств с учётом требований стиля и жанра. Большое внимание уделяется развитию потребности работы со словарём. Вопросы и задания позволяют построить работу со студентами, получающими образование по разным направлениям, учитывая разный уровень коммуникативной компетенции, общекультурной и языковой подготовки. Материалы пособия подобраны с учётом особенностей современной языковой ситуации. Авторы выражают глубокую признательность проф. В.П. Малащенко и доц. Т.Г. Коноваленко за ценные рекомендации, которые были учтены при доработке текста УМП. В русской филологии учение о стилях опирается на идеи М.В. Ломоносова, изложенные в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке». Знаменитая теория трех штилей построена на выделении разнотипной русской лексики XVIII века. М.В. Ломоносов выделил три типа слов («три рода речений»): общеславянская лексика; церковно-славянская, понятная всем грамотным людям; лексика восточно-славянская, или собственно русская. Не были включены в число «родов речений» архаичные старославянизмы и русское околожаргонное просторечие. Необходимо отметить, что теория трех штилей включает в себя помимо членения словарного состава языка и речевое применение лексики. Данная теория находит свое отражение и в современном взгляде на стиль, понимаемый как «часть» словарного состава или «участок» языковой структуры. Позднее проблемы стиля рассматривались Л.В. Щербой, Г.О. Винокуром. Цельная концепция стилей появляется в 50-60–е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой, А.Н.Гвоздева, А.И. Ефимова, Ю.С. Сорокина и других ученых. Общим в этих работах является признание функциональной природы языковых стилей, их связи с функциями языка, ситуациями общения и видами человеческой деятельности. Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере [ЛЭС, с. 567]. Наличие функциональных стилей связывают также с различием функций, выполняемых языком. К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания, социальных отношений, виды производственной и другой деятельности. Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частое лицо, официальное лицо, государственное учреждение и т.п.), адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и др. Таким образом, функциональные стили проявляются в речи и представляют собой совокупность единиц различных языковых уровней и различной стилистической окраски, обслуживающих данную сферу общения. Характеристика функциональных стилей строится на основе экстралингвистических (сфера и задачи общения и т.д.) и собственно лингвистических (стилистическая дифференциация языковых единиц) факторов. Классификация функциональных стилей Разные подходы в классификации функциональных стилей объясняются тем, что одни ученые выделяют стили, опираясь на функции языка, другие – на сферу употребления. В отечественном языкознании одна из первых попыток выделения стилей на основании языковых функций была сделана А.М. Пешковским, который противопоставлял «основной цели всякого говорения – сообщения мысли» добавочные, т.е. «воздействие на воображение слушателя и возбуждения в нем эстетических переживаний (художественная речь), воздействие на волю его (ораторская речь, рекламная речь), облегчение ему понимания сказанного (лекторская речь, популяризация)» [Цит. по: Барлас, с. 44-45] и т.д. Классификацию функциональных стилей на основе сферы употребления языка предложила М.Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов: 1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство, право и т.д.; сюда входит и специфический характер (тип) мышления – отвлеченно-обобщенный или конкретный, а также форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т.д.) в целом определяют тематику и содержание речевых высказываний, а также состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля. 2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи (в широком смысле: очерк, рассказ, повесть, монография, учебник, научная статья, лекция, диспут, собрание и т.д.), вид науки, способ изложения (описательный, повествовательный, рассуждающий, полемически-критический)) определяют разновидности стиля, подстили. 3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи – высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта – двусторонний или односторонний). Помимо названных факторов можно отметить следующие: выражение авторской позиции (степень объективности или субъективности изложения), проявление авторской индивидуальности. Все указанные факторы оказывают влияние на характер речи, но их воздействие на формирование стиля неодинаково. Наиболее значимы в плане стилеобразования форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые становятся основой классификации функциональных стилей. В современном русском языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь; особое положение в системе стилей занимает язык художественной литературы. Системность каждого стиля заключается в том, что языковые единицы разных уровней взаимосвязаны на основе единой цели – обслуживания определенной сферы общения. Вопрос о положении художественного стиля среди других функциональных стилей решается неоднозначно. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые ученые считают его функциональным стилем (Р.А. Будагов, М.Н. Кожина и др.), другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится с национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты (см. Приложение Б). Необходимо отметить, что в языковой действительности функциональные стили взаимодействуют, границы между ними подвижны, элементы одного стиля могут проникать в другой, появляются переходные жанры. Однако, как правило, в тексте, являющемся результатом взаимодействия стилей, один стиль выступает главным, а некоторые особенности других проявляются на его фоне. Всякий текст создается в соответствии с функционально-стилевыми нормами конкретного стиля, но при этом в нем могут отмечаться черты, нетипичные для стиля в целом. О тесной связи культуры речи и умения пользоваться функциональными стилями пишет Б.Н. Головин: «Одной из задач науки о речевой культуре становится понимание и описание воздействий стилей языка и стилей речи на коммуникативные ее качества» [Головин, с. 265]. Связь между коммуникативными качествами речи и стилями языка представлена им в виде матричной таблицы, дающей ответы на вопросы: «Поддерживает ли стиль коммуникативное качество?» и «Нуждается ли коммуникативное качество в стиле?».
Таблица 1
Вопросы и задания по теме 1. Что такое функциональный стиль? Перечислите функциональные стили, выделяемые в современном русском литературном языке. 2. Как создается единство стиля? В чем заключается отличие одного стиля от другого? 3. Какое место в системе функциональных стилей современного русского литературного языка занимают просторечие, жаргоны, диалекты, профессиональные языки? При ответе обратитесь к функциональной структуре общенародного (национального) языка, представленной в таблице 2 (таблица дается по: Мечковская, с. 33).
Таблица 2
4. По таблице 2 охарактеризуйте иерархию всех форм существования общенародного языка; рассмотрите оппозицию литературного языка и ненормативных разновидностей речи; место разговорной речи, границы ее норм; место научного и официально-делового стиля по отношению к разговорной речи; объясните расположение на схеме языка художественной литературы параллельно пространству общенародного языка. 5. Приведите примеры текстов переходных жанров, возникших в результате взаимодействия функциональных стилей. Отметьте, какой стиль выступает главным в тексте, и укажите черты тех стилей, которые проявляются на его фоне. 6. Составьте диалоги на одну и ту же тему: 1) в официальной обстановке, 2) в неофициальной обстановке. 7. Какие из приведенных слов являются стилистически окрашенными, а какие стилистически нейтральными? Проверьте по толковому словарю. Составьте с этими словами предложения: Ладный, набег, обмозговать, поистине, ренегат, харизматический, синтаксис, реостат, сила, великолепный, всуе, зиждитель, птерозавр, собрат, стерильный, терраса, удобопонятный, урбанизм. 8. Подберите к приведенным ниже словам синонимы иной стилистической окраски: Даром, декларация, жульничать, интерпретатор, клан, конфликт, линючий, муторный, насупиться, криминальный, обшарить, шаромыга, эквивалент, кинуть. 9. Прочитайте отрывок из Правил Дорожного Движения 2011г. Передайте содержание средствами разговорной речи. Использование каких слов и выражений необходимо? Какие из них не имеют разговорных синонимов? Обязанности пешеходов. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, переводящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движения по тротуарам или обочинам создают помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части). Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. 10. Составьте текст на одну и ту же тему в научном и разговорном стиле; публицистическом и официально-деловом; научном и художественном. Темы: Осень. Посвящение в студенты ЮРГУЭС. Современные средства коммуникации. Автобиография. Донская степь.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |