Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием




В качестве ее основных элементов можно выделить

1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,

2. социальные общности (педагоги и учащиеся),

3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс правил учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Система образования включает:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием.

Дошкольное образование (домашнее или в детском дошкольном учреждении) прививает первичные познавательные навыки, отчасти — чтение и письмо. В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения. На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин.

Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования.Школы, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине появились в Древней Греции и Древнем Риме. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

В Древнем мире и Средневековье все образование можно было назвать элитарным. Оно было доступно от 1 до 5 % населения. Главное внимание уделялось высоко специализированному гуманитарному знанию. Тенденция элитарности высшего образования сохраняется в большинстве стран и сегодня. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается не более 10 % потенциальных студентов. Главное внимание в них по-прежнему уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы. В США, Канаде, России и Японии наблюдается распад элитарного образования, т.к. высшее образование получило широкое распространение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.