КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы по теме. Предметная область и особенности дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений
Предметная область и особенности дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений. Методология изучения межэтнического взаимодействия. Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях. Роль социально-структурных и культурных факторов. Социально-психологические и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях Учебное пособие Арутюнян Юрик Вартанович ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ Ведущий редактор Л.Н. Шилова Редактор А. Г. Гридчина Корректор В.Ф. Герасимова Технический редактор Н.К. Петрова Компьютерная верстка О.С. Коротковой ЛР№ 090102 от 14.10.94 Подписано к печати 23.02.98. Формат 60 х 90'/16.Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 17. Тираж 5000 экз. Заказ № 759 Издательство «Аспект Пресс» 111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3. e-mail: aspect.press@relcom.ru Тел. 309-11-66, 309-36-00 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г Можайск, ул. Мира, 93. * Упоминавшийся Проект «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов» (см. с.140) 1. Что изучает социальная психология как наука? 2. Существует ли ненаучное социально-психологическое знание? Обоснуйте ответ. Приведите примеры. 3. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии. 4. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии? 5. По какому критерию представлено деление на этапы развития социальной психологии как науки в данной теме? 6. Назовите основные теоретические концепции в области социальной психологии на первом этапе ее развития как науки. 7. Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии? 8. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно было бы сформулировать эти проблемы? Задания для самостоятельной работы 1. Дайте оценку высказыванию Г.Оллпорта по поводу специфики социальной психологии, приведенному в эпиграфе к главе. Исходя из предмета социальной психологии сделайте вывод о ее связи с другими науками (кроме тех, которые обозначены в главе). 2. Используя дополнительную литературу, подберите материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. Какие колоссальные изменения происходили в мире на рубеже XIX-XX веков в экономической, социальной и политической жизни мира? Каким образом эти изменения связаны с новым осмыслением жизни в контексте социальной психологии как науки? 3. Проанализируйте 2-3 философских источника о соотношении общественного сознания с индивидуальным, используя произведения философов, представленных в теме. Можно пользоваться философскими словарями, энциклопедиями. 4. Используя учебник Г. М. Андреевой, подготовьте вопрос о месте социальной психологии среди других наук и, прежде всего, психологии и социологии. (См.: Социальная психология. - М., 1997. - С. 18-22.) 5. Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать ее как: а) часть социологии: б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции. 6. Подготовьте конспект статьи Г.Оллпорта «Шесть десятилетий социальной психологии» таким образом, чтобы он отражал основную периодизацию развития социальной психологии как науки. Сравните данную периодизацию с периодизацией, представленной в главе. Что общего и в чем различия? (Оллпорт Г. Личность в психологии. - М., 1998. - С. 35-45.) Литература 1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997. 2. Елсуков А.Н., Соколова Г.Н., Румянцева Т. Г., Грицанов А. А. и др. История социологии. - Минск, 1997. 3. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. - М., 1997. 4. Ждан А.Н. История психологии. - М., 1990. 5. Краткий словарь по социологии. - М., 1988. 6. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. - М., 1998. 7. МайерсД. Социальная психология. -СПб., 1997. 8. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999. 9. Московичи С. Век толп. - М., 1998. 10. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. - М., 1998. 11. Психология масс: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского - Самара 1998. 12. Руденский Е. В. Социальная психология. - Новосибирск. - 1996. 13. Сигеле С, Фрейд 3., Вундт В. Преступная толпа. - М., 1998. 14. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. 15. Шевандрин И. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. 16. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. 17. ШульцД., Шульц С. История современной психологии. - М.; СПб., 1998. Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует самую его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и представляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющие мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бесконечный ряд обязанностей. Это позволяет сделать очевидный вывод, что социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержание взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы)... Ж. Пиаже «Избранные психологические труды» ...И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Пушкин А. С. «Евгений Онегин» Социальный контроль: экспектации, нормы и санкции • Признаки социальных норм • Виды санкций • Формы социального контроля • Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек связан с обществом, в котором он проживает, бесчисленным множеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Но это влияние носит не только формальный характер, как, например, действие законов, но также и скрытый психологический характер. Так, воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения, формируя собственные цели и ценности, индивид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них. Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния. В более узком, юридическом смысле, под социальным контролем понимается механизм саморегуляции в социальных системах, действующий по принципу обратной связи, когда органы социального управления реагируют на факторы дестабилизации социальной системы. Г.Тард, один из родоначальников социальной психологии, объяснял действие социального контроля через законы подражания, на которых строятся человеческие взаимоотношения. Общество он сравнивал с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При этом общество выступает продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу идей, убеждений, ценностей, желаний и т.д. (Законы подражания. -СПб., 1892). Те многочисленные социальные связи, которыми «обременен» человек, не остаются незамеченными и в самой личности. В психологии есть понятие «социальный тип личности», которое определяет то типичное, что несет в себе человек, принадлежащий той или иной социальной группе. В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Иными словами, это не столько прямые, сколько косвенные требования. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать. Многие требования-ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли. Вполне понятно, что в одной и той же ситуации экспектации по отношению к ребенку будут отличаться от экспектации по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоцируются типичным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это типичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм. Наиболее общее представление о социальных нормах связано с понятием согласия людей о должном. Социальные нормы – это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать (!), чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно сказать, что в некоторых случаях нормы выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (Г.М.Андреева). Однако чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. Мы можем видеть, что люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентично, поскольку представления о должном в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведение человека. Большинство социальных норм - это неписаные правила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся привычными. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жесткими являются нормы. Так, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают регулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе абитуриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту старшего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент может делать это совершенно свободно. Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки. Выделяют различные признаки социальных норм, среди которых наиболее значимыми являются следующие. Во-первых, это общезначимость. Нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства. Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного общественного мнения. Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы. Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов. Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посторонний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувствовать неловкость. Поэтому, когда субъект первый раз принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незнакомую компанию, он прежде всего старается понять нормы группы, т.е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать. Поскольку большинство правил не декларируется, а подразумевается, то не всегда просто осознать нормы. Индивид не может прийти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким исключением особых случаев). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций – наград или наказаний, одобрения или порицания. Поскольку санкции являются не только признаком норм, но также входят в социальный контроль, о них более обстоятельно будет сказано позже. Третий признак нормы – наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам. Любая норма содержит в себе возможность отклонения, даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон. Вариативность отклонений достаточно велика. Стремление человека к психологическому комфорту будет направлять его к установлению баланса между внешним и внутренним миром. Если нарушение норм будет слишком сильным, то такой баланс становится совершенно невозможным. В психологической литературе описан феномен отклонения, связанный с патологическими нарушениями субъектом социальных норм. Этот феномен получил название социопатии или антисоциального поведения и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека. Четвертый признак социальных норм – взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей. Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного. Хорошо известен, например, внутриличностный конфликт, описанный еще К.Левиным, – конфликт интериоризации разнонаправленных ценностей, когда индивид в процессе воспитания и социализации усваивает социальные ценности, которые являются взаимоисключающими, но одинаково привлекательными для него. Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие - естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными. Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Вполне понятно, что нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия преступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время общество стремится усовершенствовать нормы и санкции для предотвращения деятельности антисоциальных групп. Пятым признаком или особенностью норм является масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Собственно социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки). Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу). Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых члены группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду. С другой стороны, если человек соответствует нормам данной группы, то его поведение будет поощряться всевозможными способами. Итак, все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Традиционно выделяют следующие виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные. Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм. Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем. Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Таким образом, можно выделить четыре типа санкций: формальные негативные, формальные позитивные, неформальные негативные и неформальные позитивные. Так, пятерка за ответ учащегося на уроке - формальная позитивная санкция. Она носит не только дидактический характер, но и социально-психологический, хотя большинство учителей просто не задумываются над этим. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осуждение человека на уровне общественного мнения. Один и тот же человек может получить одновременно несколько разных санкций, противоречащих друг другу. Например, ученик на уроке может одновременно получить отрицательную формальную санкцию от учителя и положительные неформальные санкции от своих одноклассников. Какая санкция будет более действенной, зависит от многих обстоятельств. В теории воспитания часто рассматривают типичную модель неблагоприятного семейного воспитания, заключающуюся в том, что родители одновременно дают ребенку разные санкции. Согласие родителей по поводу санкций рассматривается как важный фактор целенаправленного воспитания. На уровне общества согласие по поводу санкций имеет не меньшее психологическое значение, чем в семье. Если в обществе санкции часто меняются и нет согласия по поводу их применения, то на психологическом уровне человек чувствует себя совершенно незащищенным. Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций. Для ученика подкрепление школьных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание. Хорошо известно, что успех несет в себе самоподкрепление в отличие от неудачи, которая может стимулировать на деятельность лишь немногих. Не следует думать, что формальные санкции всегда сильнее неформальных. Сила воздействия тех или иных санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения. Санкции эффективны только тогда, когда существует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет. Даже наказание ребенок может воспринять как должное, если считает его справедливым. В данном случае наказание может снять чувство вины. Однако при наказании, не соответствующем проступку, ребенок будет считать, что с ним поступили несправедливо, и не только не исправит поведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма, делая «назло родителям». Конечно, воспитательные меры родителей и учителей - лишь маленькая часть колоссальной системы социального контроля, действующего на уровне индивидуального сознания, группы, общества. Рассмотрим основные формы социального контроля, влияющие на всех без исключения субъектов общественной жизни. Под формами социального контроля понимаются многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с интегральными психологическими характеристиками больших и малых социальных групп. Формы социального контроля предопределяют переход внешней социальной регуляции во внутриличностную. Это происходит за счет интериоризации социальных норм. Понятие интериоризации было введено французскими психологами и социологами для обозначения процесса формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности (Ж.Пиаже, А.Валлон и др.). В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Постепенно эти представления развиваются, закрепляются в ценностях и установках и определяют модели поведения, выходя уже из внутреннего во внешний план. Невозможно понять действие социального контроля, игнорируя процессы интериоризации, сопровождающие развитие человека на протяжении всей жизни. Однако не все формы социального контроля переходят во внутренний план деятельности. Некоторые так и остаются внешними по отношению к конкретному индивиду. Но иные представляют собой результат интериоризированных норм, имеющих ярко выраженный признак субъективности, как, например, манеры или привычки. Существует много форм социального контроля. Наиболее распространенными являются: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Уже по самому их перечислению мы можем сделать вывод об особенностях и возможностях интериоризации. Очевидно, что менее интериоризированным является закон. Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок в обществе, закон может способствовать либо препятствовать самореализации людей; влиять на снижение или повышение жизненного уровня населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни. Это особенно заметно в периоды дестабилизации общественной, экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство субъектов вообще никак не ощущают действия правовых норм, хотя многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредственно связаны с ними. Пренебрежение субъектом правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям. Например, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с негативными санкциями неформального характера. Шибутани писал, что закон не делает человека счастливым или несчастным, как и виртуозное умение водить машину нисколько не зависит от правил дорожного движения, которые, впрочем, необходимо знать. Закон выступает как активная и действенная форма социального контроля в ситуации его явного нарушения, ибо именно закон определяет предел, поставленный свободе воли или действий (В.Даль). Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. Табу включают в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил или предзнаменованием. Чаще всего табу возникают в наиболее значимые или просто ответственные моменты жизни человека. Так, студент, отправляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу перебегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.п. Приметы, суеверия, предрассудки - все это факторы внутренних запретов или ограничений, связанных с внутренним табу. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это интериоризированные (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты. Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, - обычаи. Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая -распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Под традициями понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Поскольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изменить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Многие социальные психологи и социологи выделяют функцию социальной интеграции традиций и обычаев. Так, Э.Дюркгейм еще в начале века обратил особое внимание на социальную солидарность, которая возникает между людьми в связи с преобладанием обычаев, объединяющих людей. Именно в солидарности он видел главный психологический смысл обычая или традиции. Солидарность объединяет людей одного общества, интегрирует их сознание, делает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900). Большинство современных социальных психологов видят главный психологический смысл традиций в их социальной целесообразности. Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе, – мораль. Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали универсальны, поскольку несут в себе абсолютные ценности бытия. Эти ценности интериоризируются в процессе социального развития человека. Интериоризация понятий добра и зла происходит с самого раннего детства и определяет понимание человеком сущности мира в ценностном аспекте. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю осуществляется при всех формах социального контроля. Однако наиболее значимой в этом отношении формой является мораль. Интериоризация морали происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального психологического и духовного качества личности. Совесть представляет собой особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития (Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1997. - Т. 4). Толкование В.Даля на первый план выводит постижение истинного смысла, когда совесть выступает как чувство и внутреннее знание. Философское и психологическое понимание совести больше связано с ее контролирующей функцией. В философии и психологии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990). Вполне понятно, что совесть несет в себе внутренние особые контролирующие функции. Неудивительно, что все религии мира так или иначе нацелены на формирование именно данного качества в человеке, поскольку оно является абсолютным гарантом реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, некоторые реалии современной жизни не всегда способствуют развитию этого действительно уникального человеческого свойства. Очень близкой к категории морали является категория нравов, служащая для обозначения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. В отличие от морали нравы связаны с определенными группами по социальной стратификации. То есть общепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные. Так, нравы элиты и нравы люмпенизированной части общества имеют существенные различия. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. Манеры включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности. Говоря о манерах, следует особое внимание уделить привычке как поведенческой единице социального шаблона поведения. Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Несмотря на то что привычки чаще связаны с конкретными, относительно простыми навыками, они весьма основательно регулируют социальную жизнь. Собственно простой навык выступает обычно лишь как основа для формирования еще более сложного. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Сначала через усвоение простейших привычек человек входит в культуру своего общества. В процессе взросления и развития личности привычки становятся все более сложными и опосредованными, превращаясь, по мере усложнения и включения, в систему уже освоенных привычек, в уникальную матрицу социального поведения. Все хорошо усвоенные знаковые системы, которыми владеет современный человек, функционируют на уровне привычки. Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. Любопытно, что на первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое. Однако привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором. Так, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, по крайней мере, согласие по поводу их проявлений. Известная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу, посеешь судьбу - пожнешь жизнь». Определенный социально-психологический смысл в этой пословице есть, ибо формирование хороших привычек лежит в основе очень многих психических новообразований индивида в процессе его социального развития. В отечественной педагогике в свое время уделялось много внимания развитию социально-адаптивных привычек у детей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой, С.Я.Рубинштейн и др.). И это вполне естественно, так как формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для индивида. Все современные бихевиористские методики обучения основаны на поэтапном формировании и закреплении положительных привычек, и надо отметить, что в наше время данные методики получают все большее признание как наиболее результативные. Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходимость в дополнительной мотивировке познавательных процессов. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют индивиду шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль. Особой формой социального контроля является этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой - может вести к развитию неискренности и лицемерия. Перечисление форм социального контроля может быть продолжено. Однако даже на основе анализа вышеназванных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе субъект вырос. Какие ценности были интериоризированы им в процессе социализации и т.д. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом из-за процессов и результатов интериоризации. Следует иметь в виду, что особенно ярко влияние социального контроля можно наблюдать в процессах изменения интегральных психологических характеристик социальных групп: общественного мнения и психологического климата. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера. Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения. Так, общеизвестно право шута говорить то, что он хочет; право ребенка действовать вне зависимости от социального контроля. Юродивый в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» имеет право ребенка: говорить истину, а шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном. Многие сюжеты художественных произведений связаны с идеей освобождения личности от социального давления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |