КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фонетика. Акустические и артикуляционные характеристики звуков
Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека. В отличие от нелингвистических дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка. Три аспекта: 1) анатомо-физиологический (артикуляционный) Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки Вытянуты ли губы вперед и т. д. 2) акустический (физический) Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность. 3) функциональный аспект (фонологический) Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Звуки речи – способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения. Звук речи – единица звуковой системы языка. Фонема – звуковая единица языка. Общей теорией звука занимается акустика – один из разделов физики, она определяет сущность звука и даёт ему количественную характеристику. Звук речи, как и всякий другой звук, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим ухом. Звуки речи ограничены возможностями органов слуха, при помощи которого они воспринимаются, и речевого аппарата, который их производит. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тона - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок) и немузыкальные (шумы - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ). Из шума и голоса состоят гласные и звонкие согласные, глухие согласные – из одних шумов. Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью, а также тембром. Высота звука - это число колебаний в секунду. Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Сила звука определяется амплитудой колебания. Сила звука называется громкостью. Мощность звука зависит от резонатора Напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея меньшую мощность, звучит сильнее, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных. Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов. Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов. Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален
Артикуляция - процесс произнесения звука. Фазы: 1. Экскурсия - органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука 2. Выдержка- сохранение положения, необходимого для произнесения звука 3. Рекурсия - возвращение органов в исходное положение. При произнесении звуки влияют друг на друга из-за накладки экскурсии на рекрсию и наоборот.
У каждого языка есть своя артикуляционная база - свойственные языку движения того или иного органа. Также индивидуальным органом является сочетание артикуляционных органов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |