Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование графического способа в анализе хозяйственной




Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности

Показатели, используемые в анализе, их роль и классификация

Понятие методики анализа хозяйственной деятельности и ее содержание

Метод исследования тесно связан с методикой, через которую он реализуется. Методика всегда конкретна и зависит от цели, задач, объектов исследования, содержания программы изучения, вида анализа, выражает содержание метода, конкретизирует его особенности.

Методика анализа хозяйственной деятельности – это упорядоченная совокупность этапов и приемов исследования объекта для достижения поставленной цели.

Содержание методики включает в себя:

– цели и задачи анализа;

– источники информации для анализа;

– расчетные показатели и факторные системы;

– приемы и способы измерения влияния факторов на результативные показатели;

– варианты управленческих решений на основе результатов анализа.

Методики анализа хозяйственной деятельности подразделяются на следующие виды:

1. Общие – представляют собой совокупность аналитических приемов, используемых для анализа различных процессов, происходящих на предприятиях различных отраслей.

2. Частные – конкретизируют общую, применительно к определенным хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, в определенном типе производства, и даже на конкретном предприятии.

В зависимости от видов анализа, методики бывают:

– комплексного анализа;

– тематического анализа;

– оперативного анализа;

– перспективного анализа;

– и т.д.

По характеру изучаемых показателей методики бывают:

– методика анализа показателей эффективности;

– методика анализа эффективности использования отдельных видов ресурсов;

– методика анализа обобщающих показателей;

– и т.д.

 

Хозяйственная деятельность предприятия отражается в системе показателей плана, учета и отчетности.

Система показателей – это совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отражающих состояние и развитие данного объекта или процесса.

При построении системы показателей необходимо руководствоваться рядом принципов:

1. Древовидность системы показателей, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость показателей.

2. Обозримость – система показателей должна охватывать все основные стороны изучаемого объекта.

3. Разумное сочетание абсолютных и относительных показателей.

4. Адекватность отображения.

5. Неформальность, т.е. возможность оценки состояния предприятия и принятия управленческих решений.

Хозяйственная деятельность предприятий различных отраслей деятельности измеряется многочисленными показателями, которые можно классифицировать следующим образом:

По своему содержанию – делятся на количественные и качественные. Количественные показатели используются для характеристики объема продукции, численности, площади, отработанного времени и др. Качественные показатели – это рентабельность, производительность труда, урожайность и др.

По степени распространения – делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели себестоимости, прибыли, рентабельности и др. Специфические показатели используются в отдельных отраслях и предприятиях. Например, урожайность культур, жирность молока и др.

По способу формирования – делятся на нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические.

По степени синтеза – делятся на обобщающие, частные и вспомогательные.

От положенных в основу измерителей – показатели бывают относительные, абсолютные, стоимостные, натуральные, условно-натуральные.

При изучении причинно-следственных связей – исследуются факторные и результативные показатели.

Основной целью создания системы показателей является обеспечение всесторонней характеристики эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Хозяйственная деятельность характеризуется определенным кругом показателей, на каждый из которых оказывает влияние множество факторов.

Фактор – это условия, необходимые для совершения хозяйственных процессов и причины, оказывающие влияние на результаты этих процессов.

В ходе анализа, на основании причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, выявляются факторы, влияющие на изменение результативных показателей, устанавливаются формы зависимости и количественного влияния факторов.

В основе принятия управленческих решений лежат конкретные действия по изменению влияния факторов в заданных направлениях, т.е. снижение или устранения отрицательного влияния, закрепления положительного. Анализ исследует условия, которые обусловливают влияния факторов.

Для глубокого и всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности, необходимо произвести классификацию факторов по различным признакам.

По своей природе – факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические, производственно-экономические и др.

По характеру действий – факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные.

По времени действия – факторы подразделяются на постоянные и переменные.

По степени воздействия на результаты – факторы подразделяются на основные и второстепенные.

По отношению к объектам исследования – факторы подразделяются на внутренние и внешние.

По свойствам отражаемых явлений – факторы подразделяются на количественные и качественные.

По зависимости от субъекта хозяйствования – факторы подразделяются на объективные и субъективные.

По степени распространения – факторы подразделяются на общие и специфические.

По своему составу – факторы подразделяются на простые и сложные.

По уровню соподчиненности – факторы подразделяются на факторы первого порядка, факторы второго порядка и т.д.

 

11 Факторный анализ, его виды и задачи

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на уровень результативных показателей.

По характеру исследуемой связи различают:

Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, когда зависимость между факторами и результативным показателем является прямой, функциональной.

Стохастический факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, когда зависимость между факторами и результативным показателем является неполной (корреляционной) и проявляется не всегда, и ее можно выявить только в виде общей тенденции при сопоставлении всей совокупности факторов.

По методике исследования различают:

Прямой факторный анализ – исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом).

Обратный факторный анализ – исследование ведется от частных, отдельных факторов к обобщающим (индуктивным способом).

В зависимости от степени детализации факторов различают:

Одноступенчатый факторный анализ – исследуются факторы только одного уровня.

Многоступенчатый факторный анализ – при исследовании проводится детализация факторов на составные части.

По признаку состояния изучаемых явлений различают:

Статический факторный анализ – используется при изучении влияния факторов на определенную дату.

Динамический факторный анализ – используется для определения влияния факторов в динамике.

По признаку времени различают:

Ретроспективный факторный анализ – исследует изменение результативных показателей за прошлые годы.

Перспективный факторный анализ – исследует влияние факторов на результативные показатели в перспективе.

Основные задачи факторного анализа:

1. Отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей.

2. Классификация и систематизация факторов.

3. Определение формы зависимости (функциональная, прямая и обратная) и моделирование взаимосвязей.

4. Расчет влияния факторов на результативный показатель.

5. Подсчет резервов прироста результативного показателя и практическое их использование.

 

12 Основные типы факторных детерминированных моделей

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов на результативный показатель, когда связь между ними носит функциональный характер, т.е. изменение каждого фактора приводит к обязательному изменению результативного показателя. Следовательно, в основе детерминирования лежит положением о том, что одна причина при определенных условиях порождает следствие.

Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.

1. Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

 

 

Например: , где

 

– себестоимость продукции;

– материальные затраты;

– оплата труда;

– амортизация;

– накладные расходы.

 

2. Мультипликативная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов:

 

 

Например: , где

– выпуск продукции;

– численность работников;

– годовая выработка.

 

3. Кратная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель получают делением одного фактора на другой:

 

 

Например: , где

 

– рентабельность производственной деятельности;

– прибыль;

– себестоимость продукции.

 

4. Комбинированная (смешанная) модель – это сочетание в различных комбинациях аддитивной, мультипликативной и кратной моделей:

и т.д.

 

Например: , где

– прибыль;

– количество изделий;

– цена одного изделия;

– себестоимость одного изделия.

 

13 Способы преобразования моделей в детерминированном факторном анализе

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы сомножители. Степень детализации и расширения факторной модели зависит от цели исследования, а также возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил. Например,

 

 

 

 

Также, путем расчленения факторов на сомножители моделируются и аддитивные факторные системы.

Моделирование кратных моделей осуществляется путем удлинения, формального разложения, расширения и сокращения.

1. Способ удлинения числителя исходной факторной модели путем замены фактора числителя () на сумму отдельных слагаемых факторов и создание новой факторной системы вида . Например,

 

 

Например, себестоимость единицы продукции () можно представить как частное от деления общей суммы затрат () и объема выпуска продукции ():

 

 

Если общую сумму затрат заменить на отдельные статьи как, заработная плата (), материальные затраты (), амортизации основных средств (), накладные расходы (), то модель будет иметь следующий вид:

 

, где

 

– трудоемкость;

– материалоемкость;

– фондоемкость;

– уровень накладных расходов.

 

2. Способ формального разложения путем удлинения знаменателя исходной факторной модели на сумму или произведение отдельных слагаемых или сомножителей и создание модели вида . Например,

 

 

В результате формального разложения данной факторной модели получим модель следующего вида:

 

 

3. Способ расширения исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя на один или несколько новых показателей, и создание новой факторной модели вида . Например,

 

 

, где

 

– годовая выработка;

– численность рабочих;

– объем выпуска продукции;

– среднегодовая стоимость основных средств;

– фондоотдача;

– фондовооруженность.

4. Способ сокращения исходной факторной модели путем деления числителя и знаменателя модели на один и тот же показатель, и получения конечной факторной модели того же вида, что и исходная, но с другим набором факторов:

 

 

 

14 Сущность и значение моделирования, требования к нему

Применение методов моделирования в процессе познания имеет длинную историю. Известный вклад внесли в область моделирования опыты Леонардо да Винчи, Галилео Галиля. В современных условиях научно-технический прогресс привел к широкому использованию моделирования во всех областях знаний.

Моделирование – это процесс воспроизведения в математической форме совокупности количественных взаимосвязей данной экономической задачи.

Модель выступает как аналог исследуемого объекта, т.к. она отражает наиболее существенные связи моделируемого объекта.

Математические модели в экономике разрабатывают для двух целей:

– лучшего понимания и выработки варианта действий;

– выбора оптимальных решений в практической деятельности.

Моделирование с использованием компьютера позволяет быстро осуществить сравнение и выбор из множества вариантов решений – лучший, наиболее рациональный и эффективный.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами.

Математическая формула, которая выражает связь между результативным показателем и факторами называется моделью факторной системы.

В зависимости от целей моделирования объект может иметь различные математические описания и быть представлен различными математическими моделями. При моделировании факторной системы в детерминированном анализе необходимо выполнять ряд требований:

1. Факторы, которые включаются в модель и сами модели должны реально существовать.

2. Факторы, которые входят в модель должны находится в причинно-следственной связи с изучаемым результативным показателем.

3. Все факторы в модели должны быть количественно измеримы.

4. Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, а сумма влияние отдельных факторов должна равняться общему изменению результативного показателя.

15 Способ сравнения

Сравнение – это способ познания, в процессе которого изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже изученными ранее, с целью определения общих черт или различий.

Способ сравнения обеспечивает:

– выявление общих черт и особенностей в сравниваемых показателях;

– определение изменений в уровне исследуемых объектов;

– изучение тенденций и закономерностей развития сравниваемых объектов;

– соизмерение уровня влияния отдельных факторов;

– выявление и подсчет величины внутренних резервов.

В экономическом анализе используются множество видов сравнения, которые между собой отличаются, в основном, базой сравнения. Например, сопоставление фактических показателей с плановыми, с нормами, с данными прошлых лет, со средними показателями по отрасли, сопоставление темпов роста одного или различных показателей за разные периоды времени и др.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

– горизонтальный – определяются абсолютные и относительные отклонения фактических показателей от плановых, прошлых лет, среднего уровня и др.

– вертикальный – изучается структура показателей;

– трендовый – анализируются ряды динамики, т.е. анализ роста и прироста показателей за ряд лет;

– одномерный – сравнительный анализ по одному или нескольким показателем одного объекта, или нескольких объектов по одному показателю;

– многомерный – сравнительный анализ результатов деятельности по широкому кругу показателей.

 

16 Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Необходимым и обязательным условием сравнения является обеспечение сопоставимости и соизмеримости сравниваемых показателей.

Сопоставимость показателей позволяет нейтрализовать влияние стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов друг на друга.

При сопоставлении параметров выбирается важнейший из них – базовый. Базовый показатель должен быть сопоставим для всех анализируемых случаев.

Существует ряд способов приведения аналитических показателей в сопоставимый вид:

– нейтрализация стоимостного фактора;

– нейтрализация ценового фактора;

– нейтрализация количественного фактора;

– приведение к однородной структуре сравниваемых сложных показателей;

– равенство периодов времени, за которое делается сравнение;

– приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;

– замена абсолютных показателей относительными;

– устранение территориальных различий, географических условий и сезонных особенностей.

Использование этих способов обеспечивает сопоставимость показателей внутри предприятия, между отраслями и территориями.

Так, для обеспечения сопоставимости выпуска продукции (фактического) отчетного периода с базисным (прошлого года), необходимо физический ее объем в отчетном и базисном периодах выразить в ценах базисного периода, затем сравнить выпуск продукции отчетного периода в базисных ценах с выпуском продукции базисного периода также в базисных ценах, и тогда, нейтрализовав влияние цены, определить действительный прирост объема выпуска продукции.

Для нейтрализации влияния объемного фактора на сумму затрат, необходимо сумму затрат базисного периода пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода и эту величину сравнить с фактической суммой затрат.

Чтобы привести сравнимые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода и в базисных ценах, затем сравнить с базисным объемом производства продукции при базисной структуре и базисных ценах. Это дает возможность для объективной и детальной оценки изменений физического объема производства.

Замена абсолютных величин на средние и относительные при определенных условиях, также может обеспечить сопоставимость показателей.

Проводя сравнения различных показателей, аналитик должен быть уверен в их сопоставимости, т.к. их несопоставимость бывает настолько значительной, что приводит к искаженной оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия.

 

17 Использование относительных и средних величин

Экономические явления и процессы в экономическом анализе характеризуются абсолютными и относительными показателями. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т.д., безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели – это соотношения величины изучаемого явления и величины другого явления, или величины этого явления, но взятой за другой период или по другому явлению. Относительная величина как частное отделение двух сравниваемых показателей, это проценты, индексы, коэффициенты, а также все те показатели, которые рассчитаны как отношение одного показателя к другому (фондоотдача, рентабельность, производительность труда и др.). Достоинство относительных величин в том, что они дают качественную оценку процессов и явлений, а недостатком является то, что без дополнительной информации невозможно определить из каких абсолютных величин они рассчитаны.

Существуют следующие виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, пространственного сравнения, динамики, структуры, интенсивности, эффективности.

Наряду с абсолютными и относительными показателями, в аналитической работе широко используются средние величины.

Средняя величина – это обобщающая величина, которая характеризует размер определенного изменяющегося признака для показателя в целом или его составляющих.

Средняя величина абстрактна и используется везде, где необходимо обобщение. Достоинство средних величин в том, что с их помощью можно сравнивать различные процессы и явления, результаты деятельности различных предприятий. Недостатком является то, что за их значением невозможно узнать диапазон колебаний первичных данных.

В анализе используются следующие виды средних величин:

– средняя арифметическая:

 

 

– средняя арифметическая взвешенная:

 

 

– средняя геометрическая:

 

 

– средняя хронологическая:

 

 

18 Балансовый способ

При изучении определенных зависимостей между показателей применяется балансовый способ. Его применение носит многофункциональный характер и используется для составления планов и прогнозов, изучения бухгалтерского баланса, балансов финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Балансовый способ – это способ, отражающий соотношения, пропорции двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны.

Способ получил название балансового, по примеру бухгалтерского баланса где выведено равенство двух сторон – средств предприятия и источников их формирования. Составляя баланс трудовых ресурсов, с одной стороны, указывается потребность в трудовых ресурсах, с другой – их фактическое наличие. Также и по другим видам ресурсов. Таким образом, балансовый способ используется при анализе следующих групп показателей:

– обеспеченности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

– полноты использования предприятием экономических ресурсов;

– изучения платежеспособности предприятия;

– проверки исходных данных, на основе которых проводится анализ;

– контроля правильности аналитических расчетов;

– правильности определения величины влияния факторов на прирост результативного показателя;

– построение моделей на основе товарного баланса:

 

 

Конкретно влияние каждого фактора в балансовом уравнении можно рассчитать с помощью способа цепной подстановки или определить логически.

На основе балансового способа разработан один из способов факторного анализа – способ пропорционального деления или долевого участия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.