КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зубр.Пещера Ласко
Освещая свой путь неровным огнем факелов, древние люди пробирались вглубь подземных тоннелей, где не хватало света и свежего воздуха, но стены которых украшали около ста изображений великолепных, мощных, гордых животных (быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, медведей), а также сцены охоты. Первобытный художник создавал эти рисунки, используя минеральные краски, сажу, которой он обводил контур. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Сколько наблюдательности и восхищения перед красотой и величием природы в созданных им образах. Первобытные рисунки передают силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире. Искусство отражает наши желания, надежды. Возможно, древний человек мечтал быть таким же сильным, красивым, свободным, какими были эти животные. Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании. Именно в ней впервые испанский археолог Марселино Саутуола обнаружил на потолке изображения около 20 бизонов, лошадей и кабанов, колдунов в ритуальных одеждах. При этом каждое животное нарисовано превосходно. Бизоны изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Красочные сочетания черного, красного и желтого – производят чарующее впечатление. Это великолепное зрелище. Не менее впечатляющие памятники первобытного искусства известны и за пределами Европы. В Африке и Австралии традиции наскальных рисунков сохранялись на протяжении тысячелетий. Об этом говорят, например, перекрывающие друг друга изображения двенадцати жирафов на горизонтальной плите в Тассилин – Аджер (пустыня Сахара). Фигуры достигают в высоту более 8 метров, а общая площадь, которую они занимают 120 кв.км. Вероятно, это было изображение тотема, племен, живущих на этой территории. В горах Тадрарт – Акакус (пустыня Сахара, у границы с Алжиром) обнаружены тысячи наскальных рисунков, созданных древними художниками. Эти рисунки очень разнообразны: есть среди них и нацарапанные на каменных поверхностях («петроглифы») и созданные с помощью красок. Вырезая рельефы, древние художники нередко использовали естественные неровности скалы, напоминавшие очертания животных. На этих рисунках можно увидеть обитателей саванны (антилопы, жирафы, слоны, носороги, бегемоты), причем некоторые изображения достигают огромных размеров. Часто встречаются изображения сцен охоты. А с появлением скотоводства – появились и изображения быков и других одомашненных животных, а также людей рядом с ними. Человек каменного века – прежде всего охотник, поэтому животные – основной объект его внимания. Ни в одной пещере пока не найдено, например, изображение дерева, или облака. Зато животный мир первобытный человек знает в совершенстве: от этого зависела его жизнь, жизнь рода. Рисунки древних художников так реалистичны, что по изображению мамонта из пещеры Фон де Гом ученые даже восстановили строение его хобота, и эти данные подтвердились позднее, когда в слоях вечной мерзлоты в Сибири был обнаружен целый мамонт. Среди изображений на стенах пещер встречается множество знаков, символов: кресты, круги, прямоугольники, овалы, спирали. Смысл многих из них продолжает оставаться для нас загадкой. Часть знаков, по мнению исследователей первобытного и традиционного искусства, связаны с представлениями древних людей о мире (земля – квадрат, небо – круг, спираль – циклический характер жизни, смена времен года, времени суток и т.п.), с магическими культами и ритуалами. Крайне редко в наскальных рисунках можно встретить изображение человека. Чтобы изображать людей, древний художник должен был научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга. Мы уже говорили с вами о том, что община охотников была словно единое тело, в котором люди разного пола и возраста – это как бы клетки организма, не способные действовать обособленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иногда рисовали. Чаще всего колдунов изображали в ритуальных масках, одетыми в звериные шкуры. Но была ещё одна группа человеческих существ, которых считали необходимым изображать, - женщины. Эти таинственные существа рожали и выкармливали детей. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой для этого налаживали хорошие отношения. Нередко жён похищали. Они воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили. Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. (Например, в испанской пещере Когул археологи обнаружили изображения женских ритуальных танцев). Чаще предпочитали делать скульптурные изображения женщин. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали полными – матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин. Это – молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. Первобытных художников не интересовали черты лица. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Возникновение искусства говорит о том, что палеолитический человек достаточно высоко развил в себе способность наблюдать, сравнивать, изучать объекты природного мира. Наскальные изображения, украшение своего тела, предметов быта, музыка, пение, танец не были простым развлечением первобытных людей. Искусство было с ним всегда от рождения до смерти, оно было связано со всеми сторонами жизни древних людей. Искусство стало важнейшим средством общения людей, как между собой, так и с теми или иными духами. Наши далекие предки верили, что искусство поможет в их нелегкой жизни: принесет удачу в охоте, поможет вырастить хороший урожай, защитит от бед и несчастий. Искусство помогало человеку создать новый, очеловеченный мир, согретый теплом духовности, противостоящий молчащим и пугающим безднам Вселенной.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |