Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 5 страница




Важным этико-философским аспектом проблемы человека является вопрос о предназначении человека, о его сопричастности истории народа, его борьбе за счастье, о смысле жизни. Смысл жизни создается самим субъектом. Философия реального гуманизма связывает выявление смысла жизни через приобщение человека к духовным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступки. Духовные ценности - это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Духовные ценности (речь прежде всего идет о моральных и эстетических ценностях), считаются высшими, ибо во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоззренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравственности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) - это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это - область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. В ней первенствующую роль играют убеждения, сила характера, сознательность, переходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность творить добро. Мораль - общечеловечна, она включает в себя возвышенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознавшей себя индивидуальным представителем человечества.

Особое место в мире человека занимает сфера эстетического отношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящное - все эти ценности порождаются бытием человека и общества, обнаруживаются в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, совершенства, эстетической культуры у разных людей различны. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеалы, нормы, традиции - основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции в центре внимания социальной философии. Познание собственного “Я”, его сильных и слабых сторон, волевая регуляция, формирование ответственного отношения к труду, гражданским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный культурный рост - предпосылки эффективной самореализации личности.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

 

12. Философия истории. Проблемы социальной философии.

 

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, то есть как целостная саморазвивающаяся система, а также законы функционирования и развития общества. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, на уровне всего общества как самовоспроизводящейся социальной системы. В этом контексте она решает мировоззренческие вопросы, касающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.

В центре внимания социальной философии практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные отношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности - производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности.

Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно - закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную природу. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обдумывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к природе), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника определяющим образом влияют на функционирование и развитие общества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с природой, или, наоборот, ни рассматривать последнюю как продукт общественной практики, поскольку общество представляет собой органическое единство: конкретно-историческую совокупность общественных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных можно определить следующим образом. Материальные отношения складываются в ходе практической, трудовой деятельности человека, социальных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей, через осмысление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение ценностей культуры. Философский анализ общества выделяет основные сферы общественной жизни. Основными сферами общественной жизни, функционирования и развития общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей; отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также исциональных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитании молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности государства, классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений. Их деятельность происходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отношений господства ведущих социальных сил, их политических институтов, подчинение им масс населения. Политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, например, художественные творения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино. Но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведения, различные чувства и т.п., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Целостность общества формируется на базе внутреннего взаимодействия основных сфер общественной жизни, которое носит сложный характер. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства материальных благ обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества - одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. И как дом нельзя сводить к его фундаменту, так было бы неправильно сводить общественную систему к экономическому началу, к материальному производству. Не меньшую роль играет духовное производство. Вместе с тем существуют и другие подходы. В современной западной социологии существует так называемая теория факторов. В ней в первую очередь речь идет о технологическом, культурном, политическом и географическом факторах. Первопричина прогресса человеческого общества усматривается, например, в науке, новейшей технике и технологии (Р.Арон, Дж.Гэлбрайт, Д.Белл, А.Тоффлер), в политических идеях (С. Хук). У. Ростоу на первое место в экономической модернизации общества ставит политику.

Ясно, однако, что наука, техника и технология, играющие огромную и все более значительную роль в развитии общества, являются далеко не единственным фактором общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая и, конечно, не везде определяющая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, то есть уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В качестве движущих сил общества выступают потребности, интересы, ценности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры - тип мышления, чувствования, традиции, представляющие собой устойчивый “информационный код” поведения, передаваемый от поколения к поколению. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в общественной жизни. Вариантность истории в немалой степени определяется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший “возмущающий” фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов. Таким образом, развитие и совершенствование общества происходит под влиянием многих условий - соцально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом - как исторически определенная целостность,“великий совокупный процесс” (К. Маркс).

Важным вопросом философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого вопроса необходимо разобраться в сущности формационного и цивилизационного подходов. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ К.Маркса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами - социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как качественно исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфическая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие “общественно-экономическая формация” позволило представить общество как целостную систему. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса. И потому нельзя толковать историю человечества в духе “линейного прогресса”. К тому же подлинное теоретическое наследие Маркса свидетельствует о выделении им трех основных форм в истории человеческого общества по гуманистическому критерию положения человека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма - это личная зависимость (она касается первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вторая - личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций (капитализм). Третья - свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращения их коллективной производительности в общественное достояние (дело будущего).

Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации.

При цивилизационном подходе социокультурное измерение общества, духовные факторы и отношения становятся в известных условиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Для более полного уяснения сущности цивилизационного подхода необходимо определить понятие цивилизации, проанализировать ее наиболее существенные черты. Суммируя многочисленные подходы к этому вопросу можно дать следующее определение цивилизации. Цивилизация - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов. Цивилизация есть социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.

Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации, христианскую и исламскую цивилизации, современную индустриальную цивилизацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.

Завершающей задачей философского постижения общества является попытка выявить “смысл истории”, ее направленность. Откуда мы и куда мы идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего. В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой конкретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла относительно человека и его истории (религиозные теории, Бердяев, Франк), либо целям просвещенного и духовно-нравственного освобождения человечества, полной реализации “сущности человека”, воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человека.

 

 

13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы

развития цивилизации.

 

Понятие “глобальные проблемы” прежде всего отражает растущую взаимозависимость многих сторон жизни современного мира. По своему характеру глобальные проблемы различны: от угрозы ядерного самоуничтожения до опасности экологической катастрофы, от преодоления растущего раскола мира на “богатые” и “бедные” нации до перспективы истощения старых и необходимости поиска новых источников энергии. Но при всем конкретном различии многое объединяет глобальные проблемы. Прежде всего центральная идея -идея выживания человечества. Эти проблемы объединяет и то, что они лежат как бы на перекрестке научно-технических, социально-экономических и морально-этических факторов и процессов. В философском плане само их возникновение является результатом опережающего развития научно-технического прогресса в сравнении с прогрессом социальным и нравственным.

Их объединяет также необходимость совместного решения на основе взаимодействия многих стран и государств. В одиночку просто не под силу это сделать. Подход к ним с эгоистических, узко понимаемых национальных или классовых позиций может завести в тупик, породить непоправимые последствия.

Роль всех этих проблем в жизни человечества - величина постоянно возрастающая. Главная же и самая неотложная из них - сохранение мира, предотвращение ядерного катаклизма. Если человечество окажется в состоянии их решить, у него будут серьезные шансы справиться с другими проблемами и создать качественно иной, безопасный мир, достойный Человека.

В современную эпоху особую остроту приобрела экологическая проблема в силу реальности угрозы глобальной экологической катастрофы. В основе экологического кризиса лежит противоречие между безграничными возможностями развития общественного производства и ограниченными естественными возможностями биосферы обеспечить такое развитие. Истоки ее сопряжены с давно наблюдаемой тенденцией роста воздействия общества на природную сферу (причем все чаще - отрицательного воздействия). Парадоксально в этом положении то, что современная глобальная экологическая ситуация складывалась стихийно в ходе целесообразной интенсивной деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей и улучшение локальных природных условий их существования. Изменение ландшафтов, вырубка лесов, засоление почвы, загрязнение воздуха, кислотные дожди, почти все негативные последствия воздействия человека на природную среду, снижающие в целом ее качество, - результат стремления людей увеличить свое богатство и улучшить условия жизни, более полно удовлетворить потребности в продовольствии, одежде, жилье. Противоречивость этого процесса очевидна. Если первоначально факты влияния человека на окружающую природу (в том числе и негативные) носили локальный характер, то теперь антропогенное влияние затрагивает не только биологическую составляющую природной сферы, но и различные неорганические компоненты последней. Вместо соразмерности вещественно-энергетических процессов, порождаемых общественным производством, с деятельностью других организмов по трансформации веществ и энергии возникло резкое несоответствие между ними. По словам В.И.Вернадского, человечество стало основным геологическим фактором всех происходящих на земной поверхности изменений. Антропогенные процессы зачастую в десятки раз превосходят природные. Врываясь в устоявшиеся, хорошо пригнанные миллионами лет эволюции круговороты, потоки вещества и энергии нарушают их равновесие, искажают и ломают их структуру взаимосвязи составляющих их звеньев, и в перспективе может распасться вся их цепь.

Этого допустить нельзя. Нужно позаботиться о структурном совмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного процесса. Это не сможет произойти стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе познания и соблюдения требований экологических законов. Ныне объективная тенденция возрастающей власти человека над природой реализуется через свою противоположность - дальнейшее подчинение природе, требованиям присущих ей законов.

Сущность и главные тенденции развития отечественной науки в этом направлении, ее гуманистический, ориентированный на гармоническое единство человека с природой характер, наиболее ярко отразились в творчестве великого естествоиспытателя XX века В.И.Вернадского. Разработанная ученым концепция ноосферы содержит новый взгляд на природу, на характер и метод ее научного познания, включающий человеческую субъективность, и имеет большое мировоззренческое значение.

Вернадский показал, как происходит процесс перехода верхней, занятой живым существом, оболочки планеты - биосферы, в новое состояние - ноосферу (от греческого “ноос” - разум). Ноосфера - это новая “оболочка Земли”, новый этап развития человечества, “сфера разума”, формирующаяся в результате синтеза научной, технической, культурной деятельности человека и естественных природных процессов.

В отличие от идеалистической религиозно-философской концепции ноосферы П.Тейяра де Шардена, рассматривавшего эволюцию человека как естественноисторический процесс лишь до рубежа, который он называл “точкой Омега”, где обнаружится божественный промысел и произойдет гармоническое слияние сознаний, Вернадский подчеркивал, что ноосфера создается научной мыслью и направляемым ею трудом, культурной энергией “в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого”, “в унисон с идеалами демократии”. (9:328). В своем труде “Научная мысль как планетное явление” ученый писал: “Человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует...”(9:32). Он отмечал, что для истинного торжества ноосферы необходимо господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами. Конечно, человек в своих антропологических, социальных, исторических аспектах есть существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле “кризисное”. Тем не менее существует идеал высшего, духовного человека, который и движет им, ибо человек живет не только наличным бытием, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. Ноосфера существует как историческая формирующаяся реальность. Ныне с каждым годом все интенсивнее развивается на планете информационный поток открытий, идей, художественных образов, знаний, концепций, проектов, программ, который дает нам конкретное представление о становлении ноосферы. Трудности и противоречия этого становления выражаются в явлениях хищнического истребления природы и ее ресурсов, в дисгармонии шумных проектов и их уродливой реализации. Задача истинной гармонизации жизни человека и природы относится к далеким еще этапам развития человечества. Наше будущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы “стратегия развития человека” и “стратегия человеческого отношения к природе”, обеспечено их коэволюционное развитие. Подлинная гармонизация взаимодействия человека с природой требует принятия человеком на себя нравственной ответственности за природу, за жизнь на Земле. Для этого необходима настоящая духовная революция. Можно указать на определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений. Первая предпосылка - развертывание информационной революции как научной, технико-экономической основы преодоления преград к объединению человечества. Новые высокие технологии, новые математические средства, новые химические материалы, физические и технические орудия - все это поможет развитию системы образования, здравоохранения, воспитания подрастающих поколений.

Вторая предпосылка - утверждение глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Знание, не облагороженное вечными ценностями, идеей блага, не утверждающее справедливость, ненасилие, может привести к всеобщей гибели. Таковы основные предпосылки для выхода из глобального кризиса. При всех успехах науки, техники, технологий - главная надежда связывается с самим человеком, с его способностью определить новые горизонты развития.

Будущее человека и общества - это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т.д.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. Осмысляя их, мир бросает взгляд в свое обозримое будущее. Общество, контуры которого только-только проявляются, будут характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Такое общество в разных теоретических системах именуется неодинаково. В самом широком смысле чаще всего его называют информационным. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на понятии “информация”. Еще недавно информация понималась как передача сообщения, как некоторый содержательный сгусток любого знания. В последнее время в связи с “электронно-компьютерной революцией” информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, вероятность выбора. Логически строгого общепринятого определения информации пока нет. Полагая возможность развития общества как “информационного”, мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в “техносфере” и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с “энергетических” и “вещественных” аспектов на “информационные”. Эта терминология из лексикона компьютерной технологии приобретает более широкий смысл. Чем выше уровень технологии, информатизации общества, тем выше должна быть и степень развития самого человека. Соответственно развиваются новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек - “самоцель”, высшая цель общественного развития. Будущее экономики, экологии, вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечают отечественные исследователи (например, Н.Моисеев, А.Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех противоречий в отношении “общество-природа”. Назревающий глобальный экокризис повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, то есть достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды.

 

14. Дополнительная литература.

 

1. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1990.

3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

6. Сумерки богов: Сб. статей (Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм и др.) М., 1990.

7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

10. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

11. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

12. О России и русской философской культуре. Сборник. М., 1990.

13. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969.

14. Платон. Государство. Соч. В 3-х томах. М., 1971. Т.3.

15. Аристотель. Этика. Соч. В 4-х томах. М., 1975. Т. 4.

16. Спиноза. Этика. Избр. произведения. В 2-х томах. М., 1957. Т.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.