Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2 страница

Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница



13. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти.//Государство и право, 1992, N 8.

14. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции.//Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 1992, N 3. Исполнительная власть: сущность, функции.//Там же. N 4; Исполнительная власть: федеральный уровень.//Там же. N 6.

15. Постников А. Статус Федерального Собрания РФ.//Рос.Федерация, 1994, N 1.

16. Окуньков Л.А. Президент РФ. - М., 1998.

 

К разделу 8

 

1. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г.//Рос.газета, 1.09.95. Комментарий к нему: М., 1997.

2. Закон РТ "О местном самоуправлении" от 30 ноября 1994 г.//Республика Татарстан, 1994, 20 декабря; Временный примерный устав местного самоуправления в РТ.//Утв. Президиумом Верх.Совета РТ 25 января 1995 г.

3. Закон Вологодской области "О местном самоуправлении в Вологодской области" от 5 сентября 1994 г.//Рос.газета, 14.01.95 г.

4. Писарев А.Н. Муниципальное право РФ: Уч. пособие. - М., 1997.

5. В Верховном суде Российской Федерации: глава местной администрации - должность выборная.//Рос.газета, 1995, 12 апреля.

6. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1994 г.

7. Белораменский В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления.//Правоведение, 1993, N 6.

8. Прохоров В.Т., Кашо В.С. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления.//Государство и право, 1992, N 7.

9. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.

10. Ларькина А.П., Малый А.Ф. Органы территориального общественного самоуправления. - Саранск, 1993.

11. Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. - Ярославль, 1996.

12. Выдрин И.В. Муниципальное право РФ. - Екатеринбург, 1994.

 

Контрольные вопросы

 

К разделу 1

 

1. Как соотносятся нормы - принципы и нормы - цели с юридическими фактами и конкретными правонарушениями?

2. Какие критерии позволяют определить предмет конституционного права как отрасли права?

 

К разделу 2

 

1. В чем выражается практическое применение принципа прямого действия Конституции РФ?

2. Могут ли применяться на территории Республики Татарстан акты текущего законодательства Федерации, противоречащие Конституции Республики Татарстан?

3. Каким Вам представляется оптимальный механизм реализации актов Конституционного Суда РФ?

 

К разделу 3

 

1. Чем отличаются основы конституционного строя от правовых основ конституционного строя?

2. Можно ли вынести на всероссийский референдум вопрос о выходе Чечни из состава РФ?



3. Какие меры воздействия могут применяться к общественным объединениям, действующим вне правового поля России?

4. Сформулируйте конституционные основы рыночных отношний.

5. Как изменилась социальная структура российского общества за 1990-1999 гг.? Существуют ли в России компрадоры? Являлось ли неизбежным разгосударствление социальных отношений?

 

К разделу 4

 

1. Как соотносятся права человека и права гражданина? Что такое позитивация естественных прав человека?

2. В каких случаях гражданин РФ может быть лишен российского гражданства?

3. Предусматривает ли законодательство РФ участие иностранцев и апатридов в выборах представительных органов и глав администрации?

 

К разделу 5

 

1. Что нового внес Федеральный Договор от 31 марта 1992 г. в правовую природу Российской Федерации? Почему Республика Татарстан не подписала этот Договор?

2. В чем состоят принципиальные правовые различия между декларациями о государственном суверенитете бывших союзных республик и декларациями бывших автономных республик?

3. Может ли быть одно и то же государство субъектом двух федераций одновременно? Какая историко-правовая ситуация может иллюстрировать Ваш ответ?

 

К разделу 6

 

1. Является ли принцип состязательности непременным условием проведения выборов на всей территории России?

2. Могут ли кандидаты, включенные в списки избирательных объединений, одновременно баллотироваться в мажоритарных избирательных округах?

 

К разделу 7

 

1. Считаете ли Вы, что органы государственного контроля составляют самостоятельный вид органов государства?

2. Сохраняются ли элементы императивного мандата в статусе депутатов где-либо на территории России?

3. Считаете ли Вы, что иммунитет должен быть сохранен за депутатами на всех уровнях представительных органов государственной власти?

4. Устраивает ли Вас существующий порядок формирования палат Федерального Собрания РФ и формирования Госсовета РТ, а если нет, то почему?

5. Можно ли утверждать, что в структуре Госсовета РТ существует скрытая двухпалатность, а если да, то почему?

6. Обязательно ли участие Совета Федерации в повторном рассмотрении закона, который ранее был правомерно принят Госдумой без рассмотрения в Совете Федерации, но отклонен Президентом РФ?

7. Согласны ли Вы с тем, что в формировании правительства РФ должна участвовать Государственная Дума? Если да, то в каких пределах? Следует ли сохранить право Президента отправлять Правительство в отставку без согласия парламента?

8. Могут ли суды общей юрисдикции принимать решения, устанавливающие неконституционность правовых актов?

9. Ваше отношение к вопросу о предоставлении Генеральному прокурору РФ права законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

 

К разделу 8

 

1. Что такое муниципальное образование?

2. Что такое местное территориальное самоуправление граждан?

 

Темы курсовых рефератов

 

1. Источники российского конституционного права.

2. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Российской Федерации.

3. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Республике Татарстан.

4. Основные принципы Конституции РФ 1993 г.

5. Конституционный Суд Российской Федерации.

6. Формы реализации народного суверенитета в Российской Федерации.

7. Политические партии Российской Федерации: система, классификация, место в политической организации общества.

8. Конституционные основы регулирования рыночных отношений в РФ.

9. Социальная структура современного российского общества и конституционные основы регулирования социальных отношений.

10. Гражданство Российской Федерации: принципы и основы правового регулирования.

11. Понятие, система и виды основных прав, свобод и обязанностей личности в Российской Федерации.

12. Государственный и национальный суверенитет, особенности его реализации в РФ.

13. Становление и развитие советской и постсоветской федерации.

14. Государственно-правовые особенности Российской Федерации и ее субъектов.

15. Правовой статус республики в составе РФ.

16. Понятие и виды автономии. Автономия в Российской Федерации.

17. Избирательная система Российской Федерации.

18. Правовой статус депутата в Российской Федерации.

19. Формирование, структура и компетенция палат Федерального Собрания РФ.

20. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

21. Правовой статус и акты Президента РФ.

22. Правительство России: порядок формирования, компетенция, акты, его место в системе органов власти.

23. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

24. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

 

 

РАЗДЕЛ 1

 

Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ. Наука конституционного права.

 

Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право". Отсюда - ведущая роль конституционного права РФ в системе российского права.

Рассматривая же предмет конституционного права РФ, следует иметь в виду, что нормы конституционного права, в отличие от других отраслей права, охватывают практически все сферы общественных отношений, поэтому важно понять, что критерий, позволяющий выделить этот предмет, заключается главным образом в значимости регулируемых отношений. Однако встречаются и такие нормы конституционного права, которые регулируют менее значимые отношения (например, между депутатами в парламенте), не регулируемые нормами иных отраслей права.

Предметом конституционного права являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конституционного строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2. взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль российского права, нормы которой закрепляют и регулируют конституционные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм.

Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.

Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.

Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели". Примером в этом отношении можетслужить норма, которая содержится в п. 1 ст. 19 Конституции РФ ("Все равны перед законом и судом").

Нормы, которые регулируют однородные конституционные отношения, объединяются в конституционно-правовые институты - например, в институт гражданства.

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержание составляют права и обязанности сторон, т.е. участников правоотношения.

Конституционно-правовые отношения можно классифицировать прежде всего по субъекту и объекту.

Субъектами конституционных правоотношений являются государство, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица местного самоуправления, граждане, лица без гражданства и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы Российской Федерации (например, в процессе референдума).

Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать конституционные отношения и по другим признакам:

по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

В первой группе особое место занимает Конституция Российской Федерации.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам конституционного права относятся "Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации", "Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражданстве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).

Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.

Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками конституционного права.

Первый раздел в системе науки посвящен характеристике конституционного права и одноименной науки.

Второй раздел составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института "Основы конституционного строя". Она охватывает теории и концепции, связанные с исследованием проблем сущности Российского государства, суверенитета, народовластия и т.д.

Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

Особый раздел науки посвящен теоретической разработке проблем Федерации, ее субъектов и автономии.

Шестой раздел объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.

Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи.

Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений.

Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

 

Тесты к разделу 1

 

1. Предмет конституционного права РФ:

а) субординация в армии;

б) основные общественные отношения;

в) дипломатические отношения.

2. Конституционное право как отрасль права:

а) изучает общественные отношения;

б) определяет технику конституционного законодательства;

в) закрепляет и регулирует определенные общественные отношения.

3. Конституционное право РФ как наука:

а) регулирует общественные отношения;

б) изучает общественные отношения.

4. Источники конституционного права РФ как отрасли права:

а) акты применения права;

б) любые нормативные правовые акты;

в) нормативные акты, содержащие нормы конституционного права.

5. Нормы:

а) непременно состоят из гипотезы, диспозиции и санкции;

б) могут выступать как нормы-принципы.

6. Субъекты конституционных правоотношений:

а) только органы государства;

б) только субъекты Российской Федерации;

в) любые государственные и муниципальные образования, их органы, физические, юридические и должностные лица, а также общественные объединения, участие которых допускается конституционным законодательством.

7. Конституционное право РФ в системе отраслей права:

а) занимает ведущее место;

б) входит в систему международного права;

в) стоит над правовой системой.

8. Санкции:

а) иногда устанавливаются непосредственно в нормах конституционного права;

б) применяются только санкции, установленные нормами других отраслей права;

в) вообще не применяются.

 

РАЗДЕЛ 2

 

Учение о Конституции

 

Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

В докапиталистических формациях действовали фактические, т.е. неписанные конституции, отражавшие сложившиеся основы конституционного строя, разрозненные законы, а также обычаи и традиции государственного руководства обществом. Первой писаной конституцией стала Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 г.

В России попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали "Основные государственные законы", прнятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Однако первой писаной конституцией стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и закрепившая победу Октябрьской революции, диктатуру пролетариата и основы социалистической экономики.

После образования Союза ССР была принята Конституция СССР 1924 г., а РСФСР и другие союзные республики привели в соответствие с ней свои основные законы.

В 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР принимает следующую Конституцию СССР, призванную закрепить построение основ социализма. В 1937 г. все союзные и автономные республики страны также принимают свои новые конституции. Наконец в 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР, закрепившая провозглашенный Коммунистической партией этап построения развитого социализма и общесоюзного государства, а в 1978 г. вновь принимаются конституции союзных и автономных республик.

С конца 80-х гг. в конституционное законодательство стали вноситься многочисленные изменения, отвечавшие реалиям периода перестройки, когда же распался Союз ССР и рухнула авторитарная командно-административная система, строившаяся на безраздельной власти КПСС, встал вопрос о подготовке новой Конституции РСФСР, равно как и других бывших республик Союза. С принятием Декларации о государственном суверенитете приступили к пересмотру своего конституционного законодательства также бывшие автономные республики.

Проект новой Конституции РСФСР подготовило образованное по Указу Президента РСФСР Конституционное совещание; 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации.

Юридические признаки Конституции РФ:

1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.

2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.

При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь поле подписания Президентом РФ, а затем - одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая Конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено.

3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.

4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание его присяги.

В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.

 

Тесты к разделу 2

 

1. Конституция:

а) закон прямого действия;

б) действует только опосредованно, через акты текущего законодательства.

2. Первая Конституция СССР была принята:

а) в 1918 г.;

б) в 1922 г.;

в) в 1924 г.

3. Действующая Конституция РФ может быть изменена:

а) только посредством референдума;

б) Государственной Думой;

в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.

4. Изменения могут вноситься:

а) в любую главу Конституции РФ;

б) только в главы с третьей по восьмую;

в) только в главы 1, 2 и 9.

5. Действие Конституции может быть приостановлено:

а) Президентом РФ;

б) Постановлением Совета Федерации;

в) посредством референдума.

6. Конституция РФ может быть принята:

а) только народом;

б) только Конституционным собранием;

в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.

7. Конституционный контроль:

а) то же, что и конституционный надзор;

б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства;

в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным Собранием и Президентом.





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.58.62
Генерация страницы за: 0.047 сек.