Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанциии




Мире.

Отношение человека к бытию и способы бытия человека в

В предыдущих разделах темы, анализ проблемы бытия был сосредоточен в основном на ее объективных аспектах. Однако с позиций философии важнейшим ракурсом этой проблемы является личностное отношение человека к бытию, осознанный выбор им достойного способа своего бытия в обществе. Современный западный философ Э.Фромм в работе “Иметь или быть” (Нью-Йорк, 1976г.) выделил два принципиально различных способа существования человека в мире: способ, ориентированный на Бытие и способ, ориентированный на Обладание. “Под обладанием и бытием я понимаю... два разных вида ориентации в мире..., преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает”[16].

Существование по принципу Бытия выражает ориентацию человека на сопричастность и приобщение к миру, переживание его во всей полноте. Такая ориентация означает сознательный отказ человека от эгоцентризма и себялюбия, способность к сочувствию и сопереживанию, стремление делиться с другими, жертвовать собой ради других, продуктивно использовать свои человеческие потенции.

Ориентация на Бытие присуща людям с продуктивным типом характера. В основе продуктивного характера лежат начала любви и деятельного созидания. Этому типу характера присущи творческое отношение к жизни, вера в людей, забота, внимание и уважение к ним, ответственность за все происходящее в ближнем и дальнем мире. продуктивный характер проникнут стремлением к защите и сопереживанию любой, а не только человеческой жизни. Для человека с таким типом характера естественно стремление отдавать и тем самым побуждать к отдаче других, ощущая при этом взаимную радость дара друг другу. Распространенность в обществе людей с продуктивным характером - показатель здоровья и процветания общества. Однако по мнению Фромма современное общество больно и порочно, что вызвано растущей переориентацией людей на противоположный тип существования, связанный с приоритетом обладания.

Существование по принципу Обладания выражается в стремлении превратить все существующее в свою собственность. Такая ориентация обусловлена рыночным типом характера, наиболее характерным для буржуазного общества. Она состоит в стремлениях к накоплению собственности, превращению других людей, в том числе и близких, зависимых от себя, в разновидность своей собственности. Человек рыночного типа стремится к максимальной власти над другими. Причем в отличие от человека с продуктивным характером, для которого осуществление власти основано на компетентности и авторитете, человек рыночного типа отдает предпочтение власти, основанной на деньгах, насилии, обмане. Обычной реальностью многих “демократических” обществ стало появление у руля государственной власти людей, отличающихся не компетентностью и моральным авторитетом, а наибольшей суммой денег, вложенных в предвыборную кампанию, широкими, в том числе и криминальными связями, моральной неразборчивостью, склонностью к демагогии и прямому обману избирателей. В современных условиях ориентация на обладание приобрела в развитых стран Запада особенно разрушительный, антиэкологический характер: если в XIX веке человек, делая покупку, стремился ее сохранять, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент делается на сам процесс потребления. Человек общества “массового потребления” стремится не сохранять вещи, а как можно чаще их заменять на более дорогие и престижные, стремясь этим повысить свой статус.

Ориентация на обладание означает подход к людям только как к “объектам”. Для человека с рыночным характером отдать значит чего-то лишиться, потерять, почувствовать себя обедневшим. Рыночный человек скорее согласится потерять жизнь, чем свое владение. Стремление обладать деньгами, вещами, имуществом стимулирует его больше чем что-либо. Автомобили, обусройство своего дома, владения, телерадиоаппаратура, всевозможные технические игрушки и предметы быта интересуют его больше чем женщины, любовь, природа. Рыночный тип характера незаметно превращается в тюрьму для собственного “Я”. Даже свобода понимается обладателем такого характера как свобода распоряжаться собой на рынке, иметь частную собственность. “Рыночного” человека не волнуют вопросы истины, смысла жизни, будущего. Он живет одним днем, по принципу “после нас- хоть потоп” и готов приспосабливаться к любой действительности.

Характерный для стран Запада в ХХ веке сдвиг в ориентациях людей в пользу обладания получил любопытное лингвистическое отражение. Э.Фромм отмечает изменения в западных языках и разговорной речи в последние десятилетия, связанные с заменой глаголов, выражающих ДЕЙСТВИЕ, на существительные, эквивалентные ОБЛАДАНИЮ: вместо “я думаю”, человек говорит - “У меня ЕСТЬ идея”; если вначале века пациент, приходя к врачу, говорил “Я обеспокоен, я не могу заснуть”, то в современном языке это выглядит иначе: “У меня ЕСТЬ проблемы. У меня бессонница”.

Распространенность личностей “рыночного” типа в современном западном, а в последние годы и в российском обществе привела к невиданному взрыву эгоизма, моральной глухоты, одиночества, продажности, цинизма, по отношению к другим людям, принижению ценности человеческой жизни вообще. “Рыночный” человек в силу односторонне-эгоистической ориентации своей жизни чувствует себя несчастным и ущербным, что является одной из причин массовой наркомании, алкоголизма, роста числа самоубийств, преступности, терроризма и других опасных социальных тенденций.

Есть ли выход из этого положения? По мнению Э.Фромма выход состоит в гуманизации общества методами социальной терапии. Построение здорового общества состоит в создании условий, при которых на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, гуманистический, ориентированный на всю полноту Бытия.

Социально-экономической основой воспроизводства “рыночного” характера в западном обществе является частная собственность. Именно она представляет главный источник отчуждения человека от гуманистических начал. Тем не менее, происходящая в последние десятилетия заметная трансформация общества Запада в направлениях социальной справедливости социального равенства, социальной защищенности, отражающих опыт социализма, расширяет возможности формирования человека продуктивного, гуманистического типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.