Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врачевание в период зрелости человеческого общства




(ок. 40 тыс. лет назад — X—V тыс. до н.э.)

Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины ) начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформи­ровался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens). Значитель­но расширилась ойкумена, — если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу позднего палеолита человек освоил значительные территории Северной Евро­пы и Сибири, Австралии и Америки.

В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выра­зилось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным заняти­ем широкого круга общинников. Женщины занималисьим потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали по­мощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Поздняяпервобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, нео­лит) характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию и разведению домаш­них животных. Врачевание в этот бурный период ис­тории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантасти­ческими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал дляих реконструкции дают исследо­вания традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австра­лии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовлен­ными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовалиих для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

В период ранней родовой общины начали за­рождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в пе­риод развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков— людей — покровителей рода (предков—мужчин — при переходе к патриархату и предков—женщин — при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), —ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри­тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за­канчивались успешно.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.