КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скважинные камеры
Пакеры
Оборудование скважин пакером - один из важных этапов их освоения и эксплуатации. Выбор типа и конструкции пакера для оборудования скважины определяется ее геолого-эксплуатационной характеристикой. На месторождениях Каспийского моря пакерами оборудуются глубокие и сверхглубокие разведочные и добывающие скважины газоконденсатных месторождений (Бахар, Булла-море, б. ЛАМ, б. Жданова и т. д.). В скважинах этих месторождений начальное пластовое давление достигало 50-75 МПа при глубинах скважин 4000-6200 м (например, в скв. 18 месторождения Булла-море пластовое давление на глубине 5500 м составляло 70 МПа, пластовая температура – 80-100°С, относительная плотность газа по воздуху - 0,6, конденсата - 0,77-0,79. Дебиты газоконденсатных скважин в начальный период их эксплуатации составляли: газа – 300-1200 тыс. м3/сут, конденсата – 200-500 т/сут; нефтяных: газа – 100-500 тыс. м3/сут и нефти -150-300 т/сут. Устьевое давление при таких отборах составляло 15-25 МПа. Для борьбы с гидратообразованием в выкидные линии газоконденсатных скважин дозирующими насосами подавался метанол. С учетом перечисленных условий было решено применять импортные гидравлические пакеры HRP-1, HRP-1SP фирмы «Камко». Впоследствии применялись также гидравлические пакеры FH фирмы «Отис» и гидростатические FH-1 фирмы «Бэйкер». Применение указанных пакеров объясняется в первую очередь простотой их управления (давлением, создаваемым в трубах), что особенно важно для сверхглубоких скважин, а также большой прочностью резиновых уплотнений пакера, выдерживающих высокие перепады давления.
Техническая характеристика пакеров HRP-1SP RH Наружный диаметр, мм......... 114,0 114,0 Внутренний диаметр, мм 49,2 49,3 Присоединительная резьба, мм............................................ 60 60 Внутренний диаметр обсад- ных труб для посадки пакеpa, мм.................................. 118,6-126,0 118,6-126,0 Перепад давления, выдер- живаемый пакером, МПа 70,0 50,0 Максимальное рабочее дав- ление, МПа......................... 105,0 105,0 Число срезных штифтов......... 4 3 Давление, необходимое для, среза штифтов при посадке пакера, МПа............................ 18,0 10,5 Нагрузка, необходимая для извлечения пакера, кН......... 110-130 90
Над пакером HRP-1SP фирмы «Камко» обычно устанавливают срезную пробку с седлом для приема шара или посадочный ниппель для установки глухой пробки (рис.5). После сброса шара на седло срезной пробки или установки пробки, спускаемой на проволоке, в НКТ создают давление, которое, действуя на поршни 7 и 8, заставляет их перемещаться относительно ствола 3 пакера. При давлении 10 МПа срезаются штифты 6 и поршень 8 перемещается вниз, выдвигая с помощью верхнего, связанного с поршнем 8, и нижнего неподвижного конуса 10 плашки 9, которые, упираясь в колонну, заякоривают пакер. При давлении 18 МПа срезаются штифты 5 и поршень 7, перемещаясь вверх, сжимает резиновые уплотнительные манжеты 4 пакера, который окончательно раскрывается. Для предотвращения обратного перемещения поршней в конструкции пакера предусмотрены крановые устройства (на рис. 5 они не показаны).
Дальнейшее увеличение давления до 21-24,5 МПа (в зависимости от числа срезных, штифтов, устанавливаемых на срезной пробке) приводит к срезу седла клапана и падению шара с седлом на забой скважины. Для освобождения пакера приподнимают трубы, тем самым, прикладывая к пакеру усилие, направленное вверх. При этом главные срезные штифты 2 пакера срезаются и корпус 1, перемещаясь вверх, освобождает уплотнительные манжеты 4 и плашки 9. Усилие для среза штифтов 2 составляет 45-450 кН, в зависимости от материала штифтов. После перемещения корпуса 1 вверх относительно ствола 3 пакера в корпусе открывается отверстие, соединяющее трубное и затрубное пространства (для выравнивания давления над и под пакером, осуществления циркуляции и т. д.). Пакер можно освободить и без среза главных срезных штифтов 2. Для этого необходимо повернуть колонну НКТ, на которых спущен пакер, вправо. Под действием крутящего момента в 480 Н·м, действующего на пакер, срезаются штифты малого диаметра, установленные в корпусе 1 (на рис. 5 эти штифты не указаны), а поворот корпуса на 1/8 оборота вправо устанавливает главные срезные штифты в продольные пазы на стволе 3. Корпус 1 получает возможность перемещения до выхода конусов из-под плашек 9 и снятия нагрузки с уплотнительных манжет. Пакер HRP-1 фирмы «Камко» отличается от HRP-1SP тем, что для его освобождения необходим поворот колонны НКТ вправо на 16 оборотов. При этом прямоугольная резьба, соединяющая корпус и ствол пакера этой конструкции, отворачивается и нагрузка с плашек и уплотнительного элемента снимается. После первых четырех оборотов вправо открывается, отверстие для сообщения трубного и затрубного пространства, а последующие 12 оборотов выводят конусы из-под плашек и освобождают уплотнительные элементы. Пакеры этих типов имеют наружный диаметр 114 мм. Однако в некоторых случаях, когда из-за сужения ствола эксплуатационной колонны спуск пакеров HRP-1 и HRP-1SP указанного размера не представлялся возможным, наружная поверхность корпуса (см. рис. 5), уплотнительных манжет 4 и поршня 8 обтачивалась на 1 мм на сторону. Применение этих пакеров дало положительные результаты, несмотря на снижение их прочностной характеристики.
Пакер RH фирмы «Отис» (рис. 6) работает следующим образом. После изоляции полости НКТ, на которых спущен пакер, с помощью шара, сбрасываемого на седло срезной пробки 17, установленной под пакером, создается давление в трубах. Это давление через отверстие в корпусе якоря 1 и соединительную трубку 2 передается на поршень 4, расположенный в цилиндре 3, перемещая его вниз. При этом срезаются штифты 7. Движение поршня 4 вниз в свою очередь перемещает конус 9, который раздвигает в радиальном направлении четыре плашки 11, установленные в плашкодержателе 12. Плашки 11 внедряются в эксплуатационную колонну 16. Дальнейшее перемещение поршня 4 сжимает резиновые уплотнительные элементы 8, которые, расширяясь, герметизируют затрубное пространство. Обратное перемещение поршня 4 блокируется храповиками 6, подпружиненными пружиной 5. Для предотвращения воздействия ударных нагрузок на срезные штифты 13, возможных при спуске пакера, в конструкции его предусмотрены храповики 15. Для установки пакера давление внутри труб повышают до величины, необходимой для среза седла срезной пробки. Под действием давления в скважине выдвигаются шлипсы 18, которые внедряются в эксплуатационную колонну, предотвращая перемещение пакера вверх. Для извлечения пакера необходимо приподнять колонну НКТ, тем самым, прилагая к пакеру определенное усилие, направленное вверх. При этом срезаются штифты 13, ствол 10 пакера перемещается вверх и, когда расточка в нижней части ствола окажется против кулачков 14, они выпадают в нее, освобождая плашкодержатель 12. Последний опускается вниз вместе с плашками 11, соскальзывающими с конуса 9. По мере перемещения ствола 10 пакера снимается нагрузка с уплотнительных элементов 8, и конус 9 выводится из-под плашек — пакер освобождается. После этого подпакерная и надпакерная зоны сообщаются через кольцевой зазор между стволом 10 пакера и цилиндром 3, что предотвращает поршневой эффект при подъеме пакера, и т. д. Шлипсы 18 освобождаются раньше, после глушения скважины. Плоские пружины (они на рис. 6 не указаны) возвращают эти шлипсы в перво-начальное положение после прекращения воздействия на них забойного давления.
Давление, необходимое для раскрытия пакера, регулируется числом (от одного до шести) или материалом (латунь или сталь) срезных штифтов 7. Рекомендуемое давление для раскрытия пакера 6—14 МПа. Усилие среза срезных штифтов 13 для подъема пакеров также регулируется их числом и материалом. Для применяемых пакеров диаметром 114 мм они изменяются от 60 до 80 кН. Пакер FH-1 фирмы «Бэйкер» (рис. 7) отличается от пакера RH фирмы «Отис» наличием под поршнем 4 герметичной полости между корпусом 5 и стволом пакера 1. Давление в этой полости равно атмосферному и поэтому после среза штифтов 3 гидростатическое давление столба жидкости в трубах над пакером, действуя на поршень 4, перемещает его вниз и усиливает герметичность и надежность установки пакера. Кроме того, предусмотренные в конструкции храповики 2 предотвращают обратное перемещение поршня 4 при снижении гидростатического давления в трубах над пакером или при установке пакера в неглубоких скважинах, где гидростатическое давление столба жидкости меньше 10,5 МПа. Минимальное избыточное давление, необходимое для установки (посадки) пакера, составляет 7 МПа (при гидростатическом столбе жидкости не менее 1300 м). Однако в неглубоких скважинах при увеличении числа срезных штифтов 3 это давление следует довести до 14 МПа. Освобождение пакера осуществляют натягом труб. При этом срезается срезное кольцо 6, и плашки 7 освобождаются. Для нормальной работы пакеров необходимо предварительно рассчитать ожидаемые под и надпакерное давления и выбрать соответствующие уплотняющее и заякоривающее устройства. Необходимо учесть влияние высоких температур и возникающих внутренних давлений на НКТ и на пакер, предпринять меры против разъякоривания.
Одним из основных методов морской добычи нефти является способа значительно усовершенствовано применением скважинных камер и канатной техники.
Скважинные камеры предназначены для размещения газлифтных клапанов на колонне подъемных труб. По окончании периода фонтаниро-вания скважин обычно возникает необходимость перевода их на газлифтный способ эксплуатации без замены основного скважинного оборудования. Для этого после бурения в скважину спускают газлифтное оборудование. В период фонтанирования скважин на трубах, в так называемых скважинных камерах, для разобщения трубного и затрубного пространств вместо газлифтных клапанов устанавливают глухие пробки. При переходе на газлифтный способ эксплуатации глухие пробки заменяют газлифтными клапанами при помощи канатной техники. Скважинная камера (рис. 8) состоит из наконечника 1, рубашки 2 и кармана 3 под клапан. Рубашка изготовлена из специальных овальных груб. Для посадки клапана в кармане предусмотрены посадочные поверхности с целью фиксации в них газлифтных клапанов. В кармане скважинкой камеры имеются радиальные отверстия для входа нагнетаемого газа в газлифтный клапан. Газ, нагнетаемый в затрубное пространство, через отверстия проникает в карман камеры, открывает клапан и, поступая в полость скважинной камеры, газирует жидкость и поднимает ее по НКТ на устье скважины.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |