Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность общественного прогресса и его критерии. Рассмотрение истории в ее динамике требует выяснения сути таких феноменов как прогресс и регресс общества




Рассмотрение истории в ее динамике требует выяснения сути таких феноменов как прогресс и регресс общества. Являясь двумя разновидностями социального развития, т.е. качественного преобразования общества, последние противоположны по своей направленности: прогресс есть поступательное восхождение от низкоорганизованных социальных систем к высокоорганизованным, а регресс есть тенденция упрощения общественной организации, распада и деградации сложившегося социального устройства.

Хотя, по мнению большинства мыслителей прошлого и настоящего, "в понятии истории заключено понятие бесконечного прогресса" /5; С.199/, в истории философской мысли можно обнаружить теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание. Причем отрицание прогресса или подчеркивание его относительного характера имеют под собой реальные основания, связанные с противоречивостью прогресса, его неравномерностью, наложением тенденций прогресса и регресса как в различных сферах общественного производства, так и в одной и той же. (Например, прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью).

Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Отсюда очень важно определить четкий критерий прогресса. Мировая философская мысль изобилует предложениями такого критерия: здесь и уровень свободы и творчества, и мораль, и уровень правового, гражданского устройства, и наука и техника, и уровень производительных сил и т.д. По мнению автора, все эти критерии действительно могут служить показателем прогрессивности общества, однако при всем при том есть один критерий, который "снимает" в себе все другие, выступая интегральной характеристикой достигнутого обществом уровня развития - это производительная сила человека (реализуемая не только в сфере материального производства, но и во всех других сферах) как уровень всесторонности, гармоничности, целостности, свободы личности.

Не менее сложной и интересной проблемой в понимании социального прогресса является определение его источников. Согласно диалектической методологии, источником развития любой материальной системы являются заключающиеся в ней противоречия. В литературе можно обнаружить немало предложений, что же можно считать основным противоречием исторического процесса. Чаще всего называются противоречия между: 1) производительными силами и производственными отношениями, 2) возрастающими потребностями людей и достигнутым уровнем производства, 3) потребностями и деятельностью человека; 4) потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. По мнению автора, все эти противоречия действительно существенно влияют на общественный прогресс, и тем не менее основное противоречие нужно искать там, где заключен и основной критерий прогресса - в человеке, субъективном начале истории. Именно в противоречии между родом и индивидом (или, что то же самое, между социальной и индивидуальной сущностями человека) увидели основное противоречие истории Аристотель, Кант, Трубецкой /См.: 5; С.251, 437-438/ и некоторые другие философы. Это противоречие, проходящее стержневой линией через всю историю человечества, на каждом ее этапе приобретает особенный, специфический вид: в условиях аграрной цивилизации - это противоречие между обществом и индивидом, находящимся в физической и политико-правовой зависимости от других индивидов; в условиях индустриальной цивилизации - это противоречие между обществом и индивидом, находящимся в вещной зависимости от других индивидов; в условиях информационной цивилизации - это противоречие между обществом и всесторонне развитым, гармоничным, целостным, свободным индивидом.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, Т.8.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание.

4. Степин В.А. Социализм: теория и практика (опыт системного анализа).

Днепропетровск, 1992.

5. Мир философии, Ч.II. - М., 1991.

 

Степин В.А.

Раздел 11. ОБЩЕСТВО: ИСТОЧНИКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.