Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеал сверхчеловека




Идеал эвдемонизма

Идеал человека - утилитариста

Известно, что родоначальниками утилитаризма являются англичане Бентам и Джемс Стюарт Милль.

Они рисуют нам идеал человека утилитариста, главным мотивом всех нравственных действий которого является "благо" или "польза".

Это учение очень трудно отграничить от эгоизма, что пытался сделать Милль, но ему это не удалось. В России у нас это учение пропагандировалось Писаревым в откровенной форме эгоизма.

В Библии я нахожу указание на существование утилитаризма и в отдаленные времена. Она говорит нам о людях, главным мотивом действия которых являлась "награда", которые следовали за Христом только потому, что "ели хлеб и насытились" и пр., и пр. Но вместе с тем она называет такую мораль - моралью рабов и наемников и противопоставляет ей мораль свободных сынов, творящих добро из любви к Отцу; делающих добро и тогда, когда они не ожидают ближайшей пользы и даже тогда, когда могут потерять высшее благо, самую свою жизнь...

Аристотель и особенно Эпикур рисуют идеал эвдемониста, т. е. человека, главным мотивом нравственных действий которого является "счастье".

Многие склонны доказывать, что этот идеал имеет много сходства с идеалом Библии.

Нельзя отрицать того, что идеал христианина включает в себе стремление к "счастью", к "блаженству", но это, во-первых, "счастье" иного, более высшего порядка, блаженство не земных наслаждений, а духовное блаженство общения с Богом, Отцом душ.

Но кроме того стремление к "блаженству" не есть главный мотив нравственных действий христианина. Скорее всего он является результатом другого высшего мотива, который есть удовлетворение воли Отца душ... Христианин все делает во имя Бога, во славу Бога и самое свое спасение, т. е. приобретение блаженства, он совершает или принимает как средство удовлетворения Бога.

Ницше создал идеал человека, живущего "по ту сторону добра и зла, истины и лжи" на основании принятых им положений, что "воля к власти есть воля к господству, а самое высшее господство это - господство человека над человеком". Обязанность сверхчеловека по Ницше есть всякое насильственное порабощение другого, всякое освобождение в себе первоначального "дикого зверя". Сверхчеловек представляет собою высший тип породы людей, сильный род, который, будучи свободным от помехи морали рабов, наслаждается в могучем развитии жизни своею властью господина.

В этой теории есть известная доля поэзии, но ведь поэзия есть и вокруг демона и ада. Если откинуть одеяние поэзии от сверхчеловека, то мы увидим фигуру Тамерлана с пирамидами черепов.

Современное сознание человечества уже ушло далеко от миросозерцания, которое вдохновляло Ницше, и его идеал не может найти продолжительный отклик в мыслящей части человечества, в особенности при существовании лучей другого идеала, идеала Христа.

Идеал Христа, прежде всего "власти" в ее даже высшем проявлении в виде господства над всем миром, противопоставляет неизмеримо более высокую ценность души человеческой ("Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Мат. 16, 26). Идеал Христа есть совершенство души. И вот образ человека с совершенной душой.

"Се, Человек!" по внешнему виду в нем нет ни вида, ни величия, внутри же он горит нетленными лучами кроткого и великого духа; Он льна курящегося не угасит, трости надломленной не сокрушит, но бури и ветры повинуются Ему. Он не имеет где главы приклонить, а Сам является убежищем для разбитых жизнью душ, Он - нищ, но всех обогащает, Он не ищет власти. Он хочет всем "служить", и в то же время покоряет все сердца и люди сами в умилении падают к ногам Его. Его обвиняют во всем, Он не виновен ни в чем, даже лести не обрелось в устах Его; Его ненавидят, - Он прощает. Его распинают, - Он молится за палачей. Он всех призывает к миру, к братству и свободе.

Он ходит по миру, благовествует нищим, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным освобождение. Он есть сочетание противоречий, а между тем, проще его нет ничего и никого в мире.

Его мораль - не рабская; это - мораль Бога неограниченного - во имя любви самоограничившего Себя. Телом Он Сын Человеческий, душою - Сын Божий. Он есть соединение Божеского и человеческого. Он есть то, чем должен быть человек - Богочеловек. Выше идеала Богочеловека ничего не может быть на земле.

"Се, человек!"

Б) Идеал общества

Во всей философии, вплоть до Гоббса (17 век), человек рассматривался, как индивидуум-эгоист, не знающий никаких компромиссов и с неохотою вступавший в общественный союз.

Гоббс единственным состоянием естественного человека признавал "состояние войны каждого против всех", при чем, однако, по его учению для своей выгоды человек вступает в соглашение "со своим соседом".

После Гоббса, однако, стали проводиться взгляды на общество как на агрегат сознательных существ, объединяющихся одной организацией для общей пользы.

Только Герберт Спенсер возвысился до понимания того, что общество есть не организация, а организм нравственный и физиологический, потому что в строении его замечается разделение труда, распространяющееся от отдельных индивидуумов на группы и организации индивидуумов.

Но что я читаю в Библии - и именно у ап. Павла?

Говоря об идеальном обществе Христа, он называет его организмом, "телом, составляемым и совокупляемым посредством взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена" (Еф. 4,16). При этом он указывает на неразрывную зависимость друг от друга отдельных членов организма.

"Страдает ли один член, страдает все тело".

Восемнадцать веков потребовалось для научной человеческой мысли сделать то определение общества, которое я нахожу в моей Библии. Восемь веков потребовалось для того, чтобы в нашу криминологию ввели понятие об ответственности всего общества за нравственное падение отдельных членов, т. е. тот принцип, который так просто указывается в Библии.

Отсюда ясно, что если бы люди изучали поглубже Библию, то и скорее формулировали бы принципы социологии.

В) Идеал человечества или идеал международной жизни

В основу жизни международной, как известно, ложится так называемое международное право, которое есть - "совокупность правовых норм, которыми определяются взаимные права и обязанности государств, входящих в международное общение". Это право основано на признании эгоизма каждого государства и национальности.

В числе прав имеется и такое право: "Ultima ratio" для решения международно-правовых споров - "война".

Прежде всего я утверждаю, что Библия не отвергает права в принципе.

Напротив, она дает самое лучшее определение права, какое когда-либо существовало, когда говорит: "не делай того другому, чего себе не желаешь" (Мат. 7, 12; Лук. 6, 31).

Но Библия считает право низшей формой людских отношений, уже по одному тому, что право само по себе консервативно, оно исключает возможность прогресса; вместе с тем Библия предлагает другую более возвышенную форму отношений. Она вводит новый психологический или, вернее сказать, духовный фактор в отношения людей и народов.

Уча тому, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея, Библия провозглашает великий принцип братства народов и тем самым уничтожает непреодолимые без того национальные и государственные перегородки между народами и призывает человечество к устроению Царства Божья на земле, т. е. к такому устроению всей жизни человечества, при котором все люди и все народы будут жить в полном сознании непосредственного владычества Бога и Его закона и при котором не может быть и речи о войнах, и люди "перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы" (Ис. 2, 4) и "волк будет жить вместе с ягненком, и молодой лев и вол будут вместе и малое дитя будет водить их" (Ис. 11, 6).

Эта жизнь будет жизнью сынов Божиих. Идеал жизни всего человечества идеал богоподобия.

Все рассмотренные нами идеалы литературно-научно-философские: человека, общества и человечества не связаны между собою никакою идеею, ни каким принципом. Между тем идеалы Библии относительно человека, общества и человечества основаны на одном великом принципе высшего альтруизма, отречения человеческого во имя божественного и достижения Божеского совершенства или абсолютного богоподобия.

Таков смысл идеалов Библии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.