КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Астрономия в ХХ веке 3 страница
Прокариота* - клетка, не имеющая ограниченного мембраной ядра. Психика* - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой извлечения информации из окружающего мира и формирования языковой реальности. Психофизическая проблема* - в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком - о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Рациональное* - обусловленное разумом, доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам. Реальность* - наличное, ограниченное, определённое бытие в форме вещей (предметов, качеств, дискретных индивидов). Регрессия* - термин происходит от слова «регресс» - «обратное движение», обозначает такое состояние психики, для которого характерны процессы деградации; переход от высших состояний к низшим; утрата способностей организма выполнять те или иные функции. Рекомбинация* – перераспределение генетического материала родителей в потомстве, приводящее к наследственной комбинативной изменчивости живых организмов. Универсальный биологический механизм, свойственный всем живым системам – от вирусов до высших растений, животных и человека. Релаксация* - процесс установления термодинамического равновесия полного или частичного в физической системе, состоящей из большого числа частиц; постепенное исчезновение какого-либо состояния в теле, вызванного внешними причинами. Релятивизм* - методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и признании условности содержания познания. Рефлексия* – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Является сопутствующим моментом любого типа философствования. Сакральное* – всё то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное – освящённое, святое, заветное. Сакраментальное противоположно светскому, профанному, мирскому. Сапрофиты* - организмы, которые используют для питания готовые органические соединения, остатки мёртвых растений и животных. Секуляризация* – освобождение, отделение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозного мировоззрения. Семантика* – раздел семиотики, в котором изучаются значение и смысл различных знаковых форм, в том числе и языковых знаков и выражений. Семантическая сеть* - граф, вершины которого представляют объекты, а дуги - отношения. Примером может служить генеалогическое древо. Симбиоз* - совместная жизнь двух или более особей разных систематических групп, в ходе которой оба партнёра (симбионты) или один из них получают преимущества в отношениях с внешней средой. Симметрия* - свойство геометрического объекта совмещаться с собой при некоторых преобразованиях, образующих группу; преобразование, совмещающее геометрический объект с самим собой при повторении. Синапс* - область контакта нервных клеток (нейронов) друг с другом. Синергетика* - научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. Синтез* - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Синтетическое суждение* – суждение, истинность которого обосновывается посредством обращения к внешней информации, к знаниям о внелогической действительности. Система* - целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру системы. Сообщество* - ассоциация взаимодействующих популяций, обычно определяемая характером их взаимодействия или местом, где они живут. Спектральные линии* – узкие участки в спектрах оптических, каждый из которых можно охарактеризовать определённой длиной волны λ (или частотой υ = с/λ, где с – скорость света). Спин* – собственный момент импульса микрочастицы, имеющий квантовую природу. Спектры оптические* – спектры электромагнитного излучения в инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом диапазонах шкалы электромагнитных волн. Стратегия* - форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Структура* - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; основная характеристика системы, её инвариантный аспект. Субстанция* - объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субъект* - человек или человеческий коллектив, вступающие в контакт с миром, изменяющие предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе решения практических и духовно-теоретическтих задач. Табу* - распространённая в архаичном обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Таксон* - достаточно обособленная группа организмов, связанных той или дугой степенью родства, выделяемая в определённую таксономическую категорию (подвид, вид, род, семейство и т. д.). Тенденция* - направление развития какого-либо явления или процесса. Теория* - вид человеческой активности, направленный на получение обоснованного знания о природной и социальной реальности в целях её практического и духовного освоения. Теория «Суперструн»* - сформулирована для решения одной из проблем современной физики – определённого противоречия теории относительности и квантовой теории. Никому пока не удалось создать квантовую теорию гравитации, которая объединила бы эти две области знания. Согласно теории «Суперструн», Вселенная состоит из мельчайших колеблющихся струн. Эти струны примерно в 100 млрд. раз меньше протона, который и сам более чем в млрд. раз меньше метра. Кроме того, эти струны колеблются в десяти измерениях. Различные резонансные колебания струн порождают самые разнообразные фундаментальные частицы, как, например, кварки, лептоны и электроны. Теория вероятностей* – раздел математики, в котором изучаются связи между вероятностями случайных событий. Она даёт строгое математическое описание вероятностей каких-либо действий или событий, имеющих тот или иной исход в каждом конкретном случае. Теория систем* - рассмотрение функционально (материально-энергетически и информационно) целостных совокупностей (систем) как отдельностей, подчиняющихся единым законам, благодаря чему, возможно их обобщенное изучение, в том числе на основе методов моделирования. Технократия* - направление в общественной мысли 20 века, согласно которому индустриальное общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности, носителями которых являются инженеры и учёные (технократы). Топология* – раздел математики, в котором изучаются наиболее общие свойства пространств, а именно те, которые сохраняются при любых непрерывных преобразованиях; часть геометрии, посвящённая изучению феномена непрерывности (выражающегося, например, в понятии предела). Трансмутация* - превращение одного элемента в другой за счёт внутриядерных процессов. Трофические цепь* (цепь пищевая, цепь питания) – ряд видов или их групп, каждое предыдущее звено в которых служит пищей для следующего. В пределах трофической цепи отличают травоядность, паразитизм и хищничество. Ультрафиолетовое излучение* - электромагнитное излучение, длина волны которого короче длины волны видимого фиолетового света. Управление* - организация (или самоорганизация) взаимосвязей между какими-то составляющими, приводящая к намеченным результатам (или саморегуляции). Основывается на необходимой информации и направлено на поддержание или улучшение функционирования управляемой совокупности. Фазовые переходы* – переходы вещества из одной фазы в другую (плавление, испарение, кристаллизация …). Фазой называется термодинамически равновесное состояние вещества, отличающееся по своим физическим свойствам от других равновесных состояний (газ, жидкость, кристалл). Фен* - наследуемый признак организма. Фенотип* - совокупность всех фенов, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фермент* - биологический катализатор; вещество, ускоряющее биохимические реакции. Филогенез* - процесс исторического развития живых организмов. Флуктуация* - случайное отклонение системы от равновесного положения. Фототроф* – фотосинтезирующий организм, то есть использующий для фотосинтеза энергию света. Фрейм* - структура представления знаний, используемая для описания характеристик объектов. Функция* - отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Хищничество* – питание животными (с их поимкой и, как правило, умерщвлением), то есть питание не падалью. Главная сила передвижения энергии и вещества в экосистеме. Хорда* – прямая, проходящая через две точки окружности. Хромосома* - материальная основа наследственности. Самовоспроизводящийся структурный элемент ядра клетки, содержащий ДНК, в которой заключена генетическая информация. Цепная реакция* - многостадийная реакция, в которой продукт каждой предыдущей стадии является исходным реагентом последующей. Цитология* – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию живых клеток. Штамм* – чистая культура микроорганизмов или вирусов одного чётко выделенного и хорошо изученного вида, отличающегося от других культур того же вида организмов рядом физиолого-биохимических свойств (например, чувствительностью к антибиотикам). Эволюция* - непрерывное, постепенное количественное изменение. Необратимое и направленное историческое развитие живой природы. Эквивалентность* - отношение типа равенства, общее название для рефлексивных, симметричных и транзитивных отношений, таких как равночисленность, подобие, изоморфизм и т. д. Экзотермическая реакция* – химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты. Экоклин* - географический градиент растительности. Экологический континуум* - взаимопереливание друг в друга экосистем и популяций, то есть отсутствие границ между ними. Экология* - часть биологии, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и окружающей средой; дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня. Экосистема* - вся совокупность взаимодействующих факторов физического и биологического мира определённого участка биосферы. Экотип* - генетически дифференцированная субпопуляция, ограниченная определённым местообитанием. Эксперимент* - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Экспликация* (истолкование, объяснение) – свод пояснений к какой-либо системе условных знаков. Электролиз* – совокупность процессов электрохимического окисления-восстановления на погружённых в электролит электродах при прохождении через него электрического тока. Электролиты* – жидкие или твёрдые вещества и системы, в которых присутствуют в сколько-нибудь заметной концентрации ионы, обусловливающие прохождение электрического тока. Электрон* - элементарная частица, несущая отрицательный заряд. В атоме электроны расположены в оболочках, окружающих ядро, и только электроны внешней оболочки принимают участие в образовании химических связей. Элиминация (в биологии)* – гибель неприспособленных особей в процессе борьбы за существование. Неизбирательная элиминация возникает при воздействии на популяцию факторов среды, превосходящем адаптивные возможности данной популяции. Избирательная элиминация – гибель части особей популяции, обусловленная их более низкой относительной приспособленностью. Энергия* - общая количественная характеристика (мера) движения материи. Энтропия* - понятие термодинамики для определения меры необратимого рассеяния энергии. Эпителий* - ткань, покрывающая поверхность организма или отдельного органа. Эргономика* – научная дисциплина, исследующая трудовые процессы, в том числе их биологические составляющие, с целью создания наилучших условий труда. Этология* - раздел зоологии, изучающий поведение животных в естественных условиях обитания. Этос* – совокупность стабильных черт индивидуального характера, определяющих все его проявления. Эфир* - субстрат, который как считали физики девятнадцатого века, заполняет всё пространство и служит средой для распространения электромагнитных волн. Ядро клетки* - клеточная структура, в которой хранится наследственное вещество. Curriculum vitae* – жизнеописание. Примечания [1] Ахутин А. В. Понятие «природа в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). – М., 1988, с. 19-20. [2] Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. – М.,1997. – с. 22-26. [3] Редони П. Научная революция XVII в.: новые перспективы. // Наука: исторический обзор - 2. №4. - 1991. С. 81. [4] Роджерс Э. Физика для любознательных. - т. 1. М.,1969. - с. 38-39. [5] Там же. - с. 39. [6] Там же. - с. 307-322. [7] Там же. – с. 323. [8] Клайн М. Математика. Поиск истины. – М.: Мир, 1988 – с. 237-255. [9] Цит. по Клайн М. Там же. – с. 244. [10] Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. [11] Редони П. Научная революция XVII в.: новые перспективы. // Наука: исторический обзор - 2. №4. - 1991. С. 81. [12] «Кирилл и Мефодий». 1999. http://character.webzone.ru/ [13] Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.,1991. - с. 31-34. [14] История философии в кратком изложении. - М.,1991. - с. 109-121. [15] Там же. - 167-170. [16] Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. [17] Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991. – с. 37-38. [18] "Helios". Department of Physics. – 2000. http://encyclopedia.astrologer.ru/cgi-bin/index?tema/astronomy_a-ja.html [19] История философии в кратком изложении. - М.,1991. - с. 39-41. [20] Хютт В. Птолемей. // Философский энциклопедический словарь. [21] Чалоян В. К., Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. – М.: Наука, 1979, 216 с. Гафуров Б., Касымжанов А., Ал-Фараби в истории культуры.-М.:Наука, 1975, 181 с. Терновский В., Ибн - Сина (980-1037). - М.: Наука, 1980. [22] Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX вв. М.,1979. [23] Гафуров Б, Касымжанов А., Ал-Фараби в истории культуры.-М.:Наука, 1975. – с. 181. [24] Кинг Д. А. Наука на службе религии: пример ислама // Наука: исторический обзор -1. № 3. - 1991. с.70-84. [25] "Helios." Department of Physics. - 2000. http://encyclopedia.astrologer.ru/cgi-bin/index?tema/astronomy_a-ja.html [26] Редони П. Научная революция XVII в.: новые перспективы. // Наука: исторический обзор - 2. №4. - 1991. С. 80. [27] Философия и методология науки. Под редакцией В.И.Купцова.- М., 1996.- С. 274-294, 469-494. [28] Сингх К. Естественнонаучные дисциплины и научно-техническое развитие. // Импакт. Наука и общество. №4. - 1992. С.204. [29] Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.,1987. - с. 33. [30] БСЭ, т. 25. – с. 445. [31] Там же. [32] Савинкина Е. В. Химия: история, современность, перспективы. – М., 2000. http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10005825 [33] Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.,1987. - с. 53-56. [34] Элементарный учебник физики. Под ред. акад. Г. С. Ландсберга. Т. 1. - М.,1972. -с. 446-448. [35] Роджерс Э. Физика для любознательных. - т. 3. М.,1971. - с. 534-545. [36] Там же. - с. 583-593. [37] Шафрановский И. И. Симметрия в природе. - Л.,1985. - с. 162-164. [38] Демидов В. Е. Время, хранимое как драгоценность. - М., Знание, 1977. «НиТ. Раритетные издания», 1998 [39] Девис П. Суперсила. - М.,1989. - с. 162-171. [40] Гарднер М. Теория относительности для миллионов. - М., 1967. - с.97-103. [41] Тугой И. http://www.ghcube. com/fractals/chaos.html [42] Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. – М.: Мир, 1990. [43] Современный философский словарь. Лондон – Москва, 1998. – с. 560-561. [44] Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. – М.: Мир, 1990. [45] Кратчфилд Дж., Фармер Дж., Паккард Н., Шоу Р. Хаос. // В мире науки -1987, №2. - С.16 - 28. [46] Наука и жизнь. №2, 1999, с. 79. [47] Войткевич Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле - М. 1988 - с. 21-50. [48] Там же - с. 136. [49] Наука и жизнь. №9. 1998. С. 87. [50] БСЭ. Т.11. с.525; т. 14. С. 74. [51] БСЭ. Т.14. с. 118. [52] Грин Н.,Стаут У.,Тейлор Д. Биология: в 3 т. т. 1. М.,1990. [53] Там же. - с. 259-280. [54] Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. – М.,1984. – с. 166-168. [55] Там же. - с. 170-171. [56] Наука и жизнь №3,1999, с. 3-6. [57] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - с.505-508. [58] Хейфлик Л. Биология старения человека // Импакт. Наука и общество. №1. - 1990. С. 5-18. [59] Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, 1989. – с. 49. [60] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М., 1987. - с. 119. [61] Там же. - с. 188. [62] Там же. - с. 221. [63] Камшилов В. В. Эволюция биосферы. - М.,1979. - с. 195. [64] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М.,1987. - с. 262. [65] Там же. - с. 77-85. [66] Там же. - с. 246. [67] Перельман А. И. Геохимия биосферы. - М., 1973. - С. 19. [68] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М.,1987. - с. 51-52. [69] Камшилов В. В. Эволюция биосферы. - М.,1979. - с. 187. [70] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М.,1987. - с. 221-222. [71] Там же. - с. 245-247. [72] Грин Н.,Стаут У.,Тейлор Д. Биология: в 3 т. т. 1. М.,1990. - с. 29-30. [73] К. Вилли, В. Детье. Биология. - М.,1975. - с. 230-233. [74] Гиляров А. М. Биоразнообразие, или почему столько видов организмов. – Биология в школе. - №7, 1999. – с. 5 – 13. [75] Гиляров А. М. Что такое современная экология. – Биология в школе. - №5, 1997. – с. 10-16. [76] Современный философский словарь. Лондон – Москва, 1998. – с. 575. [77] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М.,1987. - с. 247. [78] Современный философский словарь. Лондон – Москва, 1998. – с. 575 – 576. [79] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М.,1987. - с. 248-250. [80] Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990. – с. 572-573. [81] Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985 - с. 3-5. [82] Печчеи А. Человеческие качества. С. 128-129. [83] RIO: Reshaping the International Order. A Report to the Club of Rome/Tinbergen, Dolman van Ettinger (Eds.), New-York: E. P. Dutton. 1976. [84] Миру нужна новая экономика. - 2000. http://bdg.press.net.by/info/elsubs/. [85] Published by Lucis Trust. 2000. http://www.oneworld.ru/lucis-rus/index.htm [86] Янг М. Устойчивость инвестирования. Экономический и экологический императив // Импакт. Окружающая среда и развитие. №2. - 1993. С. 5-13. [87] Наука и жизнь, 1998, №10, с. 48-51. [88] Наука и жизнь, 1999, №3, с. 61-64. [89] Попов С. Б., Бизяев Д. В. Расширение Вселенной. (ГАИШ МГУ). - 2000 http://www.astronet.ru:8100/db/msg/1171360 [90] Гиндилис Л. М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной? // Глобальный эволюционизм. С. 65 – 93. http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/bulletin/13/antrop.html [91] Шихаб эль-Дин А. Физика и будущее // Импакт. Наука и техника: международное сотрудничество сегодня. №3. - 1990. С. 43-46. [92] Постнов К. А. Законы физики в космосе. http://xray.sai.msu.ru/~moulin/ [93] Самченко В. Н. Концепции современного естествознания. Курс лекций http://vladnik.boom.ru/kcse.htm [94] Фишер Д. Рождение Земли. - М.: Мир, 1990. - с. 244. [95] Шевченко Ю. Ю. Носители информации и в артефактах и структуре культур народов (размышления о некоторых движущих силах человеческого филогенеза), СПб. http://kulichki.rambler.ru/~gumilev. [96] Кардашев Н. С. Ненулевая вероятность зеркального мира. Скрытая материя Вселенной и поиск внеземных цивилизаций. № 1 (27) Сетевая версия 19.01.2000 г [97] Там же.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |