Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутригосударственный нормативный механизм реализации




 

Реализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений — это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права.

Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов).

Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права.

"Оговорки" могут быть общего характера и не иметь в виду какие-либо конкретные международные договоры или нормы. Например, в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ("Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыпол­нения им договора") содержится предупреждение не только о последствиях ссылки на внутригосударственное право, но и о том, что государства должны позаботиться, чтобы внутригосу­дарственное законодательство не было препятствием исполне­нию обязательств по международному праву. Государство долж­но его дополнить, изменить, привести в соответствие с нормами международного права.

Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы.

Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу).

Правовые акты, обеспечивающие реализацию международ­ного права на территории государства, могут быть различными:

1) Акты общего характера. Они применимы ко всем меж­дународно-правовым нормам и могут быть приняты до или по­сле заключения конкретного договора.

В них: а) закрепляются основополагающие правила, отно­сящиеся к реализации международного права, определяется место международного права во внутригосударственной право­вой системе. Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О междуна­родных договорах Российской Федерации"); б) подтверждается непосредственное действие норм международного права — са­мостоятельное или совместное с внутригосударственными нор­мами (ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных дого­ворах"; п. 2 ст. 7 ГК РФ и др.); в) предусматривается, что в случае закрепления международным договором правил иных, чем в российском законодательстве, по одному и тому же во­просу, должны применяться правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции, ст. 3 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9. июля 1993 г., ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г.); г) содержатся обязанности, адресованные государственным органам, принимать меры, необходимые для выполне­ния норм международного права; д) говорится об обязанности осуществлять контроль за исполнением международных обяза­тельств (ч. 3 ст. 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", ч. 2, 4 ст. 32 Федераль­ного закона "О международных договорах Российской Федера­ции" и др.).

2) Правовые акты, принимаемые для обеспечения реали­зации конкретного договора. Они могут приниматься как до, так и после вступления в силу договора.

Казалось бы, поскольку договор не вступил в силу, то госу­дарству не о чем беспокоиться. Между тем для реализации не­которых международных договоров необходима длительная серь­езная подготовительная работа по созданию правовой и мате­риальной базы исполнения тех обязательств, которые возникнут у государства после вступления договора в силу. И подго­товка, и реализация (образно говоря, "возделывание почвы" — непосредственная фактическая деятельность) должны осуще­ствляться по правилам. Такие правила — суть принимаемых правообеспечительных актов.

Пример: проблема запрещения химического оружия и его уничтожения.

В процессе подготовки к вступлению в силу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и приме­нения химического оружия и его уничтожения от 13 января 1993 г. в Российской Федерации было принято несколько пра­вовых актов; некоторые — еще до ее подписания. Указом Пре­зидента РФ "Об обеспечении выполнения международных обя­зательств в области биологического оружия" от 1 апреля 1992 г. был создан Комитет по конвенциональным проблемам хими­ческого и биологического оружия при Президенте РФ. Указом Президента от 25 мая 1992 г. утверждено Временное положение о нем. На этот Комитет распоряжением Президента от 12 июня 1992 г. "О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств в области уничтожения запасов химического оружия" возлагалась ответственность за обеспе­чение готовности России к выполнению международных обяза­тельств в области уничтожения химического оружия. Он дол­жен был представить Правительству согласованные с соответ­ствующими органами предложения о поэтапном создании сис­темы объектов по уничтожению химического оружия и поряд­ке материально-технического, финансового и кадрового обеспе­чения этих работ. В постановлении Верховного Совета РФ "Об обеспечении выполнения международных обязательств Россий­ской Федерации в области химического, бактериологического (биологического и токсинного) оружия от 8 июля 1992 г. содер­жалась рекомендация Президенту представить в Верховный Совет проекты законодательных актов о запрещении химиче­ского оружия, а Правительству — представить проект комплекс­ной программы по поэтапному уничтожению химического ору­жия. Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" была принята в 1996 г., а 2 мая 1997 г. — Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия", 5 ноября 1997 г. — Федеральный закон "О ратификации Конвенции...". В рамках подготовительного правообеспечения принимались и другие акты по этому вопросу.

Следует отметить, что эти правовые акты касаются не только подготовительного периода, они обращены также в будущее имеют в виду процесс непосредственной реализации Конвен­ции.

Таким образом, внутригосударственное правовое обеспе­чение позволяет решить вопросы, которые неизбежно возник­нут или возникают в процессе реализации. Это —- определение (посредством правовой конкретизации, толкования, расшифров­ки норм международного права и их дополнения): а) комплекса работ (фактической деятельности), осуществление которых должно привести к тому социально значимому результату, ко­торый предполагается при заключении договора; б) необходи­мых мер, способствующих осуществлению указанных работ; в) субъектов осуществления работ; г) мер контроля за осущест­влением необходимого комплекса работ; д) ответственности за нарушение, т. е. за неосуществление мер.

Контроль за реализацией норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, а также применение соответствующих мер за нарушения норм осуществляются ор­ганами государства — министерствами, иными ведомствами, прокуратурой, правоохранительными органами исполнительной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.