Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе




 

За двадцать лет существования Совещание по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-пра­вовой институт от международной конференции — механизма многосторонних межгосударственных переговоров и консуль­таций, проводимых в форме регулярных встреч, — эволюцио­нировало к международной организации — Организации по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как международная конференция СБСЕ проводилось в со­ответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процеду­ры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится "вне военных союзов"; государства участвуют в Совещании "в условиях полного равенства"; решения Совещания принимаются на основе консенсуса, который определяется "как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и вы­двигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу".

На Совещании первоначально были представлены 35 госу­дарств, в том числе 33 европейских, а также США и Канада.

В итоге встречи на высшем уровне в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключительный акт, включающий преамбулу и пять разде­лов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотруд­ничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудниче­ству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания".

Важнейшей частью первого раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководство­ваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, оп­ределяющие их содержание.

Это характеризует Заключительный акт как источник ме­ждународного права.

Кроме того, в нем зафиксированы новые для международ­ного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым от­несены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В других разделах даны рекомендации относительно со­гласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирую­щие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок рас­пространения и обмена информацией, сотрудничество и обме­ны в области культуры, образования.

Государства-участники заявили о своей решимости "долж­ным образом учитывать и выполнять положения Заключитель­ного акта Совещания" и "продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием", в частности, путем проведения новых встреч на различных уровнях. К ним относятся Мадридская встреча 1980—1983 гг., Стокгольмская конференция "по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Евро­пе" 1984—1986 гг., Венская встреча 1986—1989 гг., встречи на высшем уровне в Париже в ноябре 1990 г., в Хельсинки в июле 1992 г. и в Будапеште в декабре 1994 г., в Лиссабоне в 1996 г. В рамках Совещания состоялись три совещания так называемой Конференции по человеческому измерению СБСЕ (в том числе в Москве в 1991 г.), несколько встреч экспертов по мирному урегулированию споров.

Подписанный в итоге встречи в Париже 21 ноября 1990 г. акт "Парижская хартия для новой Европы", развивающий ее положения документ встречи в Хельсинки "Вызов времени пе­ремен" от 10 июля 1992 г. и принятый на встрече в Праге 30— 31 января 1992 г. документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ обозначили принципиально новую стадию в статусе и деятельности СБСЕ.

В Хельсинкском документе руководители государств зая­вили, что рассматривают СБСЕ "как региональное соглашение в том смысле, как об этом говорится в гл. VIII Устава Организа­ции Объединенных Наций". Такой статус признан Генеральной Ассамблеей ООН, которая на 48-й сессии в 1993 г. предоставила СБСЕ официальный статус наблюдателя при ООН.

Принятый на встрече глав государств и правительств в Будапеште 5—6 декабря 1994 г. пакет документов — Политиче­ская декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и Будапештские решения (в их числе "Укрепление СБСЕ", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Человеческое измерение", "Экономи­ческое измерение") — представляют собой юридическую осно­ву перехода к новому этапу деятельности СБСЕ как междуна­родной организации. Термин "региональная организация" в официальных документах не применяется; вместе с тем, как сказано в одном из решений Будапештской встречи, государст­ва-участники будут углублять сотрудничество "в качестве уча­стников регионального соглашения в том смысле, как это опре­делено в главе VIII Устава ООН". По решению Будапештской встречи с 1 января 1995 г. СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, по­вышен уровень и расширены полномочия органов. Однако в документе "Укрепление СБСЕ" дан следующий комментарий:

"Переименование СБСЕ в ОБСЕ не изменяет ни характера на­ших обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов". Такое заявление, очевидно, имеет в виду преемственность. ОБСЕ пока не имеет целостного учредительного акта. Можно сказать, что его роль временно исполняют документы Парижской (1990 г.), Хельсинкской (1992 г.) и Будапештекой,(1994 г.) встреч.

Структура ОБСЕ находится в стадии становления.

Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рам­ках Совета предусмотрено своеобразное формирование, име­нуемое Тройкой: оно включает действующего председателя, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в сле­дующем году..

Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомога­тельных органов. В его компетенцию входило также рассмотре­ние вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Очевидно, Руководящему совету предстоит выполнение аналогичных функций. Как сказано в решении будапештской встречи, он "будет обсуждать и форму­лировать руководящие принципы политического и общего бюд­жетного характера", а также будет созываться в качестве Эко­номического форума. Заседание этого Совета на уровне ответ­ственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.

Постоянный совет (ранее -— Постоянный комитет) опре­деляется как основной орган для ведения политических кон­сультаций и принятия текущих решений, а также для рассмот­рения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает по­мощь действующему председателю, принимает участие во встре­чах Тройки на уровне министров.

В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократиче­ским институтам и правам человека, аппарат Верховного ко­миссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.