КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое сотрудничество в области образования
Юридической основой сотрудничества являются международные нормы, относящие право на образование, право на участие в культурной жизни, право на пользование результатами научного прогресса к категории общепризнанных стандартов, диодное осуществление которых государства обязуются постепенно обеспечить всеми надлежащими способами, как сказано в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этом Пакте особенно подробно характеризуются право каждого человека на образование и обязанности государства по его признанию и обеспечению. Согласно ст. 13 образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества. Для полного осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех, среднее образование должно быть открытым и доступно для всех путем, в частности, постепенного введения бесплатного образования. Применительно к высшему образованию сформулирована задача сделать его "одинаково доступным для всех на основе способностей каждого", а в числе необходимых мер также называется постепенное введение бесплатного образования. Формулировка Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (точнее, Протокола № 1 к ней) является усеченной и неопределенной" "Никому не может быть отказано в праве на образование" (ст. 2). Этот тезис воспроизводится в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, но дополняется предписанием, что начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным (ст. 27). Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ст. 43), гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, предусматривает обязательность основного общего образования. Согласно ч. 3 этой статьи каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Конституционные положения развиваются и конкретизируются в Законе РФ "Об образовании" 1992 г. в редакции от 13 января 1996 г. и в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. Примечательна формулировка Закона "Об образовании", согласно которой образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Российская Федерация является участницей десятков многосторонних и двусторонних договоров по общим вопросам научно-культурного сотрудничества и специальным вопросам сотрудничества в области образования (в их числе договоры, заключенные в период существования СССР и воспринятые в порядке правопреемства Российской Федерацией). В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. Его важной чертой является совмещение двух аспектов — права каждого человека на образование и ответственности государств за полное осуществление этого права. В соответствии с Соглашением государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства, на территории которого они постоянно проживают. С некоторыми странами СНГ (Арменией, Узбекистаном) подписаны соглашения о сотрудничестве в области высшего образования. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) обеспечивает действие универсального механизма в соответствующих сферах. Благодаря ее активной деятельности были приняты и осуществляются такие общие многосторонние договоры, как Конвенция о борьбе дискриминацией в области образования 1960 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972г. и др*. * См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.
Российская Федерация на договорной основе осуществляет межгосударственное взаимодействие с целью обеспечения права на образование, включая такие его аспекты, как направление собственных граждан в учебные заведения зарубежных стран и прием для обучения иностранных граждан в российских вузах и других учебных заведениях. Закон "Об образовании" включает гл. VI, посвященную международной деятельности в области образования. Общая ссылка на международные договоры как основу сотрудничества дополняется конкретной нормой: обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях РФ, равно как и граждан РФ в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ (п. 3 ст. 57). В Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отсутствует подобная формулировка, что является, несомненно, пробелом этого акта. Между тем Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденное в 1993 г., предусматривает по этим вопросам как межгосударственные и межведомственные соглашения, так и договоры (контракты) между высшими учебными заведениями или индивидуальные договоры (контракты). Но применительно к двум ситуациям в указанном Законе ссылки на международные договоры как основание деятельности используются. Имеются в виду регламентация приема иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций (п. 6 ст. 11) и положение о подготовке и повышении квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, а также о преподавательской и научно-исследовательской работе граждан РФ за пределами территории России (п. 2 ст. 33). Одним из необходимых факторов межгосударственного сотрудничества является взаимное признание эквивалентности (равнозначности) документов о среднем и высшем образовании, а также степеней и званий. В ряде актов применяется термин "нострификация" (приравнивание) документов. Российская Федерация в порядке правопреемства наследовала десятки двусторонних соглашений (протоколов), фиксирующих такого рода эквивалентность во взаимных отношениях, а в дальнейшем сама заключила ряд соглашений, прежде всего в рамках СНГ. В соответствии с многосторонним Соглашением о сотрудничестве в области образования 1992 г. государства — участники СНГ гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения Соглашения. Вопросы признания таких документов в последующем государства будут решать по взаимной договоренности (ст. 5). В специальных соглашениях регламентируются различные аспекты сотрудничества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации. Так, в отношениях России со многими государствами действуют правила, согласно которым аттестаты о среднем общем образовании, дипломы о среднем профессионально-техническом образовании, выдаваемые в одной стране, признаются в другой -стране и эквивалентны при поступлении в высшие учебные заведения обеих стран или при поступлении на работу. Дипломы о высшем профессиональном образовании с учетом его продолжительности и уровня признаются эквивалентными при продолжении образования в аспирантуре и при поступлении на работу. Эквивалентными признаются также дипломы кандидата наук и доктора наук, аттестаты доцента и профессора, выдаваемые в соответствующих странах. Накануне вступления в Совет Европы Российская Федерация.присоединилась к европейским конвенциям в области образования, в числе которых конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в высшие учебные заведения, и об эквивалентности сроков обучения в высших учебных заведениях. Решается вопрос об участии России в Конвенции о признании дипломов (квалификаций) о высшем образовании в Европейском регионе, которая была выработана под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО и открыта к подписанию 11 апреля 1997 г. В Российской Федерации действует Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. В соответствии с ним нострификация (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных гражданам России в других государствах, обусловлена наличием договоров с этими государствами о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий. Применительно к аналогичным ситуациям, но относящимся к государствам, с которыми РФ не имеет соответствующих договоров, предусмотрен особый порядок переаттестации научных и научно-педагогических работников — граждан России. Компетентным органом в осуществлении процедуры признания и установления эквивалентности (нострификации) документов являлся Высший аттестационный комитет РФ (ВАК). В связи с реорганизацией Правительства РФ его функции переданы Министерству общего и профессионального образования РФ. Специальным приказом Министерства от 9 января 1997 г. утвержден порядок нострификации документов иностранных государств об образовании и ученых званиях. При наличии межправительственного или межведомственного соглашения, определяющего эквивалентность документов об образовании или ученом звании, управление лицензирования, аккредитации и нострификации Министерства выдает заинтересованному лицу соответствующее свидетельство. При отсутствии соглашения это управление осуществляет признание и установление эквивалентности документов, после чего выдает свидетельство (формы свидетельств даны в приложениях к приказу).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |