Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры укрепления доверия, международный контроль




Конвенция о запрещении разработки, производства, на­копления и применения химического оружия и о его уничто­жении.

Данная Конвенция была открыта для подписания в январе 1993 года.

Каждое государство — участник Конвенции обязуется ни­когда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не про­изводить, не приобретать, не накапливать и не сохранять хи­мическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.

Каждое государство — участник Конвенции обязано унич­тожить химическое оружие, которое находится в его собствен­ности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на террито­рии другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического ору­жия.

Российская Федерация в числе первых подписала Конвен­цию, а Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. ее ратифици­ровала.

 

 

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контроль­ного характера с целью достижения взаимопонимания, пре­дотвращения внезапного нападения или несанкционированно­го конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60—70-х годах принятием ряда соглашений (об ус­тановлении линий прямой связи, об ограничении военной дея­тельности, о предотвращении ядерной войны в результате не­санкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистиче­ских ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопас­ности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления доверия успешно осуществляются на региональном уровне. Это подтвер­ждают некоторые документы СБСЕ, которые представляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как институ­та права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой военной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен До­кумент по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предва­рительных уведомлениях о крупных военных учениях сухопут­ных войск с участием более 25 тыс. человек; о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; о содей­ствии обменам по военной линии, включая визиты военных де­легаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепления доверия получили в Документе Стокгольмской конференции по ме­рам укрепления доверия и.безопасности и разоружению в Ев­ропе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укре­пления доверия и безопасности (1990 г.).

Эти документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и воору­женной. Предусмотрен ежегодный обмен информацией о во­енных силах (в отношении военной организации, личного соста­ва, основных системах вооружения и техники) в зоне примене­ния мер укрепления доверия; о планах развертывания основ­ных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выра­ботан механизм консультаций и сотрудничества в отношении опасных инцидентов военного характера.

Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиа­баз, обмены и визиты между представителями военного руко­водства, между военными учреждениями, посещение учебных занятий, обмены между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контакты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В ча­стности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях дается уведомление в письменном виде всем членам ОВСЕ по дипломатическим каналам за 42 дня или более до начала воен­ной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен еже­годными планами военной деятельности государств, которые передаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие про­ведение военной деятельности с участием более 40 тыс. чело­век, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме ин­спекции.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китай­ской Народной Республикой. Имеются в виду два документа:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения воору­женных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1990 г., и Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по этим же вопросам от 18 декабря 1992 г. В соот­ветствии с Соглашением Стороны путем консультаций разра­батывают эффективные меры по укреплению доверия в районе границы: отказ от проведения военных учений, направленных против другой Стороны, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о во­енных учениях и о крупных передвижениях войск, приглаше­ние наблюдателей Сторон на военные учения, согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоцирование боевых частей, обмен ежегодными планами военной дея­тельности. Меморандум подтверждает обязательства по Согла­шению и намечает дальнейшие переговоры.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы кон­троля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию кон­трольных органов в рамках международных организаций, уч­реждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согла­сованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стра­тегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоя­щих действиях; обмен количественными данными о вооруже­ниях, местах их расположения и технических характеристи­ках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, пре­дусмотренная международными соглашениями.

 

Литература

 

Богданов О. В. Запрещение оружия массового уничтоже­ния: Международно-правовые проблемы. М., 1985.

Денисов В. Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 1990.

Лазутин Л. А. Меры доверия в праве международной безо­пасности // Правоведение. 1989. № 5.

Малинин С. А. Концепция всеобъемлющей системы меж­дународной безопасности и международное право // Правове­дение. 1987. № 4.

Осипов Г. А. Международно-правовой режим нераспростра­нения ядерного оружия (понятие, основные положения, про­блема укрепления). М., 1987.

Скакунов Э. И. Международно-правовые гарантии безопас­ности государств. М., 1983.

Собакин В. К. Равная безопасность: Принцип равенства и одинаковой безопасности в современных международных отно­шениях. М., 1984.

Тимербаев Р. М. Контроль за ограничением вооружений и разоружением. М., 1983.

Тункин Г. И. Создание всеобъемлющей системы междуна­родной безопасности и международное право // Сов. ежегодник международного права. 1986. М., 1987.


Глава 19




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.