Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики 2 страница




Технический прогресс в производстве сегодня сдерживается устаревшими формами связи науки и производства, самой его организации и управления, устаревшими формами подготовки кадров. Идущий в настоящее время активный поиск новых форм – веление времени, условие успешного развития производства, его интенсификации.

Таким образом, форма не пассивна по отношению к содержанию. Она либо способствует его развитию, либо, устаревая, становится помехой на пути развития. И тогда, при достижении зрелости противоречия, оно разрешается на основе сбрасывания старой формы и утверждения новой, соответствующей новому содержанию.

Противоречием между содержанием и формой отмечено развитие науки, например, физики. Содержание тех или иных физических представлений для того, чтобы их можно было использовать в практике, должно быть оформлено математически, доведено до количественных формул. На различных этапах развития физики использование математического "формализма" существенно отличается. Коренные сдвиги в содержании физической теории входят в противоречие с используемым математическим аппаратом и с необходимостью требуют новых математических средств. Если в условиях развития механики в XVIII – XIX вв. достаточно было аппарата дифференциального и интегрального исчисления, то для выражения принципиально новых идей теоретической физики XX вв. потребовалось тензорное исчисление, теория групп и т.д.

Таким образом, диалектическое противоречивое единство формы и содержания характеризует движение и развитие природы, общества и познания.

Поэтому одинаково недопустимы и односторонний формализм при забвении роли и значения содержания, равно как и пренебрежение формой, отсутствие внимания к поиску форм, адекватных содержанию.

Формализм приносит немалый вред в области управления в виде бюрократизма, формула которого в неизменном виде сохранилась до нас еще с грибоедовских времен – "подписано, так с плеч долой".

Формализм в современном искусстве – и в абстрактной живописи, и в так называемом поп-арте – ведет к тому, что искусство теряет свое идейное содержание, а значит, смысл.

Забвение содержания означает не возвеличивание формы, как это пытаются утверждать радетели формы, а ее распад. Когда нечего изображать, то в художественном произведении практически нет уже ни содержания, ни формы.

Причина и следствие. Все возникает из чего-либо или почему-либо. Отношения порождения, генетическую связь между явлениями, процессами выражает причинность, связь между причиной и следствием.

Под причиной понимается явление или комплекс явлений, действие которых вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другие явления. Последние называются следствием. Следствие есть результат действия причины.

Вместе с тем, следует учитывать, что причинно-следственная связь – лишь частичка универсальной связи явлений и, выделяя это звено из всеобщей связи, мы огрубляем, упрощаем картину протекания того или иного процесса.

Действительно, как правило, причина определенного явления выступает как результат взаимодействия целой системы взаимосвязей предметов, процессов. Так, падение камня на землю есть результат его взаимодействия с землей, развитие производства есть результат взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Вместе с тем, подобное упрощение, огрубление оправдано. Поэтому, в частности, различают полную причину и причину специфическую.

Первая – совокупность всех факторов, при которых рождается следствие. Установление полной причины возможно лишь в простейших случаях. Поэтому чаще приходится ограничиваться причиной специфической.

Специфическая причина – совокупность основных обстоятельств, взаимодействие которых вызывает, порождает следствие. Но для действия специфической причины нужны дополнительные обстоятельства – условия.

Условия – это такие явления, которые необходимы для наступления данного следствия, хотя сами по себе его же вызывают.

Например, причина пожара – возгорание электропроводки, а условия – устарелость проводки, недостатки в системе противопожарной безопасности
и т.д. Вызывают болезнь болезнетворные микробы, а условие их активизации – ослабление иммунитета.

От понятия причины следует отличать понятие повода, который не вызывает непосредственно следствия, а лишь развязывает действие причины, выступает в роли пусковой причины, запускающей процесс.

Рассмотрим основные черты причинной связи.

Первая и важнейшая черта – объективность. Вопреки воззрениям Юма, Канта, махистов причинность существует не в сознании субъекта в виде привычки (Юм) или априорных форм рассудка (Кант), а в самом материальном мире как объективная, не зависящая от сознания субъекта форма связи явлений.

Вторая черта – всеобщность, универсальность. Это значит, что беспричинных явлений в мире нет. Подобные явления были бы чудом, а чудес на свете не бывает.

Следующая черта – необходимый характер связи причины и следствия. Если есть налицо причина и соответствующие условия, то следствие наступает неотвратимо.

С этой чертой связана следующая – одинаковые причины в равных условиях всегда производят идентичные следствия. Так, если мы строго соблюдаем требования технологии, то получим вновь и вновь идентичные экземпляры готовой продукции.

Причина предшествует следствию и, что не менее важно, производит его. В связи с этим недопустимо смешивать простое следование явлений во времени с причинной связью. Подобное смешение нередко питает и порождает
суеверия.

Наконец, причинно-следственная связь носит конкретный характер и выступает в многообразных формах. Причинные связи, их своеобразие зависит от форм движения материи, характер этих связей различен в неживой и живой материи, в природе и обществе, в макро- и микромире материи, одни и те же причины способны порождать разные следствия, и наоборот.

Многообразие причинных связей видно и в том, что сами они делятся на ряд классов: материальные и идеальные; информационные и энергетические; механические, физические, химические, биологические и социальные; динамические и статистические.

Причинность практически всегда связана с переносом материи и движения от причины к следствию, а в силу этого и отображением структуры причины на следствии. Этим и объясняется то, что одинаковые причины вызывают одинаковые следствия.

Поскольку причина и следствие лишь звено всеобщей связи, поэтому и сами они взаимосвязаны. Прежде всего причина подготавливает следствие и вызывает его, в силу чего в нем сохраняется последствие причины и поэтому следствие само способно оказывать обратное воздействие на причину. Помимо этого происходят постоянные взаимопереходы – причина в данном процессе есть следствие в предшествующем, а порожденное ею следствие – причина в последующем процессе и т.д.

Диалектику причинно-следственных связей не видел старый материализм, стоявший на метафизических позициях. Он стабилизировал механическую причинность, отождествлял причинные связи с необходимыми, отрицал объективный характер случайностей и приходил к фатализму.

Диалектико-материалистический подход не только признает всеобщий характер причинности, но идет дальше – стоит на позициях многообразия причинных связей, признает взаимопереходы причин и следствий, объективного характера случайности. Тем самым детерминизм оказывается поднятым на новый, более высокий уровень.

Вместе с тем, детерминизм противостоит различным направлениям индетерминизма, в частности, телеологии (от греч. teleos – цель). Сторонники телеологии считают, что все происходящее в мире определяется не причинами, а целями. В частности, в религиозной телеологии весь ход событий определяется планами и замыслами бога. Интедетерминизм в любых его проявлениях уводит в сторону от научного подхода к процессам и явлениям. Можно определенно сказать, что только на почве детерминизма возможен научный подход к действительности, ее исследованию. А без научного анализа причинных связей невозможна никакая успешная практическая деятельность.

Необходимость и случайность. Необходимость и случайность – категории, выражающие различные типы связи явлений, различную степень их детерминированности.

Необходимость выражает преимущественно внутренние устойчивые повторяющиеся общие связи и отношения действительности. Важнейшая особенность необходимой связи состоит в том, что она всегда имеет место при наличии определенных условий. Например, связь параметров электрического тока, выраженная в законе Ома, носит необходимый характер. Вообще, необходимость есть важнейшая черта законов, закономерных связей. К. Маркс справедливо подчеркивал, что законы действуют с железной необходимостью.

Случайность, напротив, выражает преимущественно внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Случайность зачастую имеет место на перекрещивании независимых, притом необходимых рядов причинных связей.

Так, открытие Америки Колумбом явилось событием именно на скрещении событий двух рядов – развития цивилизации Америки и плаваний европейских моряков эпохи великих географических открытий. Более простой пример: падение с крыши сосульки и травма (несчастный случай), полученная гражданином, спешившим по улице по служебным делам.

Метафизический материализм зачастую отождествлял случайные связи с беспричинными и на этой основе отрицал их либо утверждал, что случайное есть то, причин чего мы не знаем.

В действительности, случайность, как и необходимость, не беспричинна. Разница лишь в том, что необходимость вызывается главными, регулярными причинами, характеризуется строгой однозначностью, определенностью, часто неизбежностью.

В то же время случайность вызывается действием отдельных незначительных малых причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью их протекания.

Случайность, в отличие от необходимости, это то, что может быть и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Так, смена времен года в наших широтах необходимое явление, наступающее неизбежно. А вот в какой из дней осени выпадет первый снег – это явление иного порядка, и четкого ответа на вопрос, когда это произойдет, быть не может.

Итак, и необходимость, и случайность объективны.

Материалистическая диалектика одинаково несовместима и с абсолютизацией необходимости и с отрицанием объективного характера случайности, что было свойственно метафизическому материализму. Французский материалист Поль Гольбах считал, что все наблюдаемое нами, необходимо или не может быть иначе, чем оно есть. Подобная позиция прямой дорогой ведет к фатализму.

Необходимые и случайные связи делят на несколько групп. Различают внутреннюю и внешнюю необходимость, необходимость динамическую и статистическую. Наряду с этим необходимые связи различают и по степени общности.

В свою очередь и случайности подразделяют на внутренние и внешние, объективные и субъективные, наконец, благоприятные и неблагоприятные.

Вместе с тем, случайность и необходимость не существуют отдельно друг от друга, так сказать, в чистом виде. Случайность есть форма проявления и дополнения необходимости, с другой стороны – необходимость всегда в той или иной степени отягощена случайностями.

Действительно, необходимость достаточно часто прокладывает себе путь через массу случайностей. Так, закон стоимости пролагает себе дорогу через многочисленные колебания цен на рынке. В свою очередь законы термодинамики представляют собой итог движений и столкновений большой массы частиц газа, «поведение» каждой из которых в данный момент случайно.

К сказанному следует добавить, что случайность содержит в себе момент необходимости. Так, появление на исторической арене именно данного человека в роли выдающейся личности в целом случайно, но за этой случайностью скрывается необходимость – определенная общественная потребность.

Вместе с тем, случайность как бы дополняет необходимость, придает тем самым необходимому процессу определенные индивидуализирующие его черты. Достаточно сказать, что желуди могут быть внешне на одно лицо, но вырастающие из них дубы в деталях будут серьезно отличаться друг от друга.

Более того, случайность и необходимость не закреплены навсегда в этом своем качестве, т.е. могут превращаться друг в друга. Например, случайное изменение в организме, если оно оказывается биологически полезным, может закрепиться, стать видовым признаком, то есть превратиться в необходимый признак. И наоборот.

В целом соотношение случайного и необходимого меняется в зависимости от уровня развития материальных систем. Роль случайностей в процессах в микромире больше, чем в макромире, при переходе от минералов к живым системам роль случайностей в природных процессах возрастает, но с развитием живых организмов постепенно увеличивается роль необходимости в их функционировании и развитии.

Сравнительно недавно у нас в ходу была формула: "Наука – враг случайностей". За этой внешне звонкой формулой скрывается, однако, пустота. Прежде всего, по той простой причине, что случайности так же объективны, как и необходимости, и их моральные оценки уже потому неуместны. Но к этому следует добавить, что сами случайные связи в массе своей подчинены определенным, а именно статистическим законам, исследование которых является одной из важнейших задач науки, равно как и законов динамических, действие которых распространяется как на все явления данного класса в их совокупности, так и на каждое явление, принадлежащее к этому классу в отдельности.

Напротив, статистические законы неприложимы к каждому отдельному явлению данного класса в отдельности, применимы лишь к массе явлений в их совокупности. При этом статистические закономерности действуют с определенной степенью вероятности. Проще говоря, действие этих законов носит вероятностный характер.

Все это лишний раз свидетельствует о несостоятельности утверждения, что наука будто бы является врагом случайности.

Каковы задачи познавательного и практического характера, вытекающие из анализа диалектики рассматриваемых категорий?

Задача науки, естественно, заключается в том, чтобы, не игнорируя случайностей, ориентироваться, прежде всего, на раскрытие необходимых как динамических, так и статистических закономерностей.

И еще: немаловажно по возможности ограничивать сферу действия неблагоприятных случайностей, в частности, входящих в сферу действия МЧС. Равным образом, можно было бы только приветствовать умелое использование благоприятных случайностей. Это имеет прямое отношение и к случайностям в инженерной деятельности.

Возможность и действительность. Анализ процесса развития, как уже показано выше, предполагает не только использование основных законов диалектики, но и парных категорий. Ранее раскрыто содержание категорий причина и следствие, необходимость и случайность. С ними тесно связаны категории возможность и действительность. Эти категории отражают важнейшую особенность процесса развития, состоящую в том, что при смене одних, старых состояний объективного мира и познания другими, каждое новое состояние не возникает сразу в готовом виде, а первоначально существует в виде предпосылок в рамках существующего, в форме зачатков будущего в настоящем. Иными словами, когда речь идет о возможности и действительности, мы различаем в объекте его актуальное и возможное, потенциальное бытие. Так, актуальное бытие, действительность молодого человека, обучающегося в техническом
вузе – студент, а его потенциальное бытие, возможность – инженер.

Возможность и действительность – две последовательных ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования предметов и явлений в природе и обществе.

Таким образом, категория возможности характеризует тенденции развития определенного объекта, системы, наличие условий их реализации или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому.

Действительность же – это актуальное бытие объекта в его конкретных качественных и количественных характеристиках, в его изменении и развитии. И вместе с тем, действительность – это объект, который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Из сказанного выше следует, что возможность и действительность органически связаны между собой. Всякая действительность (когда имеется в виду не мир в целом, а конкретный объект) не вечна, она в свое время возникла, а значит первоначально существовала в виде возможности в предшествовавших ее появлению состояниях материального мира. И в то же время действительность, поскольку она выступает как момент в процессе развития, всегда содержит в себе определенные тенденции, определенные возможности, которые при наличии соответствующих условий реализуются, что будет означать превращение данной действительности в новую, отрицание последней. Говоря иными словами, каждая вещь, каждый объект предстает как единство противоположностей – действительного и возможного.

Так, студент, будучи выпускником средней школы, был студентом лишь в возможности, которая затем превратилась в действительность. Последняя в то же время содержит возможность его превращения в инженера. Можно сказать, что возможность – это будущее объекта в его настоящем. Она не существует отдельно от действительности, а есть один из ее моментов, определенная тенденция изменения и развития объекта. В связи с этим сама возможность внутренне противоречива. С одной стороны она есть нечто существующее, ибо в настоящем имеются предпосылки будущего. В то же время возможность – это нечто не существующее, ибо будущего в настоящем еще нет, оно еще только должно прийти ему на смену. Содержит в себе при этом, как правило, данная действительность не одну, а ряд возможностей.

Чем определяется набор возможностей, заключенных в развитии объекта? Очевидно, что этот набор не может быть любым. Как же отграничивается возможное от невозможного, существует ли для этого определенный критерий?

Таким критерием, который отграничивает набор возможностей является совокупность законов функционирования и развития объекта.

"В противоположность невозможному, – пишет М.Н. Руткевич, – возможное – это то, что соответствует, допускается закономерностями природного и общественного развития. Напротив, невозможно то, что противоречит этим закономерностям, не соответствует им" (Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалекика и теория познания. – М., 1994. – С.125).

Четкое различение возможного и невозможного имеет важное значение для познания и практики, является противоядием пустого прожектерства, религиозных вымыслов, суеверий. При этом по мере развития науки и общественной практики граница между возможным и невозможным очерчивается все более четко. Средневековые алхимики искали пути искусственного синтеза гомункулюса, занимались поисками "философского камня". Развитие науки показало несостоятельность этих поисков, равно как и попыток построить вечный двигатель и т.д.

Вместе с тем, обнаружение реальных возможностей предполагает выявление закономерностей функционирования и развития данного объекта, которыми и определяется набор возможностей его развития. При этом сами эти возможности неравноценны. Тем самым, мы подошли к вопросу о классификации возможностей.

Дело в том, что действительность является единством множества тенденций и связей, причем эти тенденции, а значит и выражающие их возможности, неравноценны. В процессе развития объекта происходит своеобразный "выбор" возможностей из некоторого множества, причем нереализованные возможности после этого выбора исчезают. Так, веер возможностей превращения ребенка в представителя определенной профессии или специальности предельно широк, но реализуется из громадного набора возможностей чаще всего лишь одна – он становится либо инженером, либо артистом, либо учителем химии и т.д. Сам этот "выбор" зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к объекту.

Так, смола древних хвойных лесов могла превратиться в янтарь. Но для реализации этой возможности необходимы были определенные условия, в частности, такие, какие сложились на побережье Балтики.

Следует учитывать и то, что, как правило, возможность, даже, если она выражает объективную и притом однозначную необходимую тенденцию развития объекта на определенном конкретном этапе может и не реализоваться, поскольку она не есть еще действительность. Напротив, осуществление возможностей, связанных со случайностью, не обязательно, они могут реализоваться, а могут и не реализоваться. Уже это показывает, насколько сложно соотношение возможности и действительности. Эта сложность видна и в том, что, как уже отмечалось выше, возможности неравноценны, причем как в качественном, так и в количественном отношении. Обычно различают возможности реальные и формальные, конкретные и абстрактные. Рассмотрим эти понятия.

Реальная возможность выражает существенную тенденцию развития вещи, она может превратиться в действительность при наличии соответствующих условий. Например, реальной является в современных условиях возможность предотвращения мировой войны. Формальная возможность в отличие от реальной выражает второстепенные, несущественные тенденции развития объекта, она характеризует отсутствие целого ряда условий, порождающих некоторое явление, но вместе с тем, и отсутствие обстоятельств, безусловно препятствующих его возникновению.

Вместе с тем, формальная возможность не равна невозможности. Она с изменением условий может превратиться в реальную. Так, полет человека в космос, до определенного момента в развитии техники, представлял собой формальную возможность, с появлением ракетной техники эта возможность стала реальной, а затем превратилась в действительность. В то же время, реальная возможность может выступать в виде абстрактной или конкретной возможности.

Абстрактная возможность – это такая разновидность реальной возможности, для реализации которой в данный момент нет всех необходимых условий. Так, К. Маркс показал, что в пределах простого товарного производства имеется налицо возможность экономических кризисов. Однако это именно абстрактная возможность, поскольку для возникновения кризисов здесь нет всего комплекса необходимых условий. Такие условия появляются лишь при капитализме как высшей форме товарного производства. Мы, тем самым, подошли к понятию конкретной возможности. Под конкретной возможностью мы понимаем такую реальную возможность, которая может превратиться в действительность на основе существующих условий. Мы уже видели, что реальная возможность экономических кризисов становится конкретной в условиях капитализма.

Уже классификация возможностей по их качеству в определенной мере свидетельствует о наличии и количественных различий между ними.

Каждая возможность имеет объективное основание, каковым является содержание объекта и условия его бытия.

Поэтому с изменением самого объекта и внешних условий основание возможности также не остается неизменным. Иными словами, основание возможности, а значит и она сама, имеют количественную характеристику, свою меру. Эту меру возможности выражает категория вероятности.

Каждая объективная возможность имеет основание по величине отличное от нуля, а значит и вероятность ее реализации не равна нулю, а варьируется от показателей близких к нулю до приближающихся к единице, но не достигающих этой величины. Так, вероятность выпадения определенного показателя при бросании игральной кости равна одной шестой. Это и есть мера возможности выпадения, скажем, шестерки.

Понятно, что в сложных системах определение меры той или иной возможности выглядит гораздо сложнее. Это, в частности, имеет прямое отношение к определению поведения сложных технических систем, предвычислению надежности их работы в различных условиях, возможности возникновения неисправностей в них и т.д. Для решения этих и подобных им задач все более расширяется поле применения вероятностно-статистических методов при изучении систем большой сложности, где особенно необходимо выявить возможности и их вероятности.

При этом, как уже отмечалось выше, основания возможности могут либо возрастать, либо убывать, а значит, может меняться и вероятность реализации той или иной возможности. Учет этой стороны диалектики возможного и действительного имеет большое теоретическое и практическое значение, в частности, в практике планирования экономических и социальных процессов и в управлении ими.

Итак, мы установили, во-первых, что возможности имеют качественную характеристику и выступают как реальные или формальные, конкретные или абстрактные, во-вторых, возможности имеют и свою количественную сторону, которую характеризует категория вероятности как мера возможности.

А теперь логично перейти к вопросу об условиях превращения возможности в действительность. Как явствует из предшествующего изложения, превращение возможности в действительность происходит при наличии внешних и внутренних факторов, необходимых для того, чтобы произошли соответствующие изменения в вещи, в результате которых она превращается в другую вещь, скажем, смола в янтарь, икринка в рыбу и т.д. При этом законы функционирования и развития объекта определяют лишь спектр допустимых возможностей, но не реализацию именно этой определенной возможности. Последнее зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Мы уже видели, что углерод мог превратиться, в зависимости от условий, либо в графит, либо в уголь, либо в алмазы. Икринка, в зависимости от условий, может либо превратиться в рыбу, либо погибнуть.

В природе процесс реализации возможностей протекает стихийно. Поэтому, например, приспособление видов к сложным условиям среды в целях их сохранения связано с массовостью зародышей, скажем, икринок или семян растений. Уже при использовании природных процессов в ходе трудовой и производственной деятельности все возрастающую роль в превращении возможности в действительность начинает играть субъективный фактор. Основываясь на знании и использовании законов природы, люди реализуют все более широкий спектр возможностей, заложенных в природных процессах для создания различных технических систем, технологических процессов и т.д.

Еще большую роль сознательная деятельность людей играет в превращении возможности в действительность в ходе общественного развития. И в истории объективные условия при превращении возможности в действительность было бы неверно игнорировать, так как это ведет к субъективизму и волюнтаризму. Но реализация возможностей, возникающих на основе действия объективных законов развития общества, в большей степени зависит от субъективного фактора, т.е. сознательной деятельности людей, их воли, энергии, политической зрелости и организованности.

При этом следует еще раз подчеркнуть, что субъективный фактор только тогда способен играть роль решающего условия в превращении возможности в действительность, когда он правильно отражает объективные тенденции, закономерности общественного развития, соотношение объективных и субъективных факторов.

Но именно поэтому в подходе к процессу реализации возможностей в общественной жизни одинаково несостоятельны как позиция волюнтаризма, игнорирующего объективные условия, не желающего считаться с объективными законами истории, так и позиция сторонников теории стихийности, принижающих, либо вовсе отрицающих роль субъективного фактора в этом процессе.

Таким образом, процесс реализации возможностей, их превращения в действительность сложен и многогранен, он отличается чертами своеобразия в природе и обществе.

При этом в заключение следует подчеркнуть, что категории возможность и действительность выступают не только как средства познания и преобразования мира, но и как ступени познания – от фиксации существующего познание идет через проникновение в законы функционирования и развития объектов и процессов к определению тенденций их развития, к выявлению заложенных в действительности возможностей с тем, чтобы так или иначе использовать эти знания в практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.