КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ показателей качества товара
Качество - это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих ее качество, называется показателем качества товара. Рассмотрим содержание различных показателей, характеризующих качество товара. Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются. В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменений. Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества товара, затем путем сравнения фактического и планового уровня, находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров. Анализ качества товара целесообразно представить в виде таблицы (табл.12.5).
Таблица 12.5 - Анализ обобщающих показателей качества товара
Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана определенная работа по улучшению качества товара, о чем свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных товаров способствовало снижению потерь о брака на 120 тыс.руб. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров. Таблица 12.6 - Анализ качества товара Х
Из таблицы 12.6 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации. Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле: , (12.1) где Qi – количество товаров i-ого сорта; Рi - цена единицы товара i-ого сорта; Рв – цена единицы продукции высшего сорта; m – количество сортов данного вида продукции. Если бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая – 19500 тыс.руб. Коэффициенты сортности плановый и фактический соответственно: Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895, Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896. Увеличение или снижение выпуска товаров по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле: , (12.2) для нашего примера ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001. Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб., для фактических показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб. Качество товара является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль. Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют вид: изменение объема производства товаров: ∆VП = (Р1 – Р0) * QК, (12.3) изменение выручки от продаж: ∆В = (Р1 – Р0) * QПК, (12.4) изменение прибыли: ∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ], (12.5) где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; QК - количество произведенного товара повышенного качества; QПК - количество проданного товара повышенного качества. Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (табл.12.7). Таблица 12.7 - Влияние сортового состава товара на изменение его цены
Из таблицы видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.). Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются. Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (табл.12.8). Таблица 12.8 - Анализ потерь от брака товаров
Основными причинами понижения качества товаров могут быть: - плохое качество сырья; - низкий уровень технологии и организации производства; - низкая квалификация работников; - аритмичность производства и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Экономическая эффективность таких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения /или снижения затрат (рис.12.1). Рисунок 12.1 - Оценка эффективности мероприятий по изменению качества товара
Достижение оптимального качества невозможно без значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта и обслуживания.
Контрольные вопросы
1. Какими критериями оценивается ситуация при выводе на рынок новых товаров? 2. Назовите основные факторы, которые обусловливают введение нового товара в ассортимент организации. 3. Приведите основные группы показателей, характеризующих качество товара организации. 4. Каким образом влияет изменение качества товара на изменение объема производства, выручки от продаж и прибыли? 5. Как оценивается влияние сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия? 6. Что включает анализ потерь от брака?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |