КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования в педагогической психологии
В педагогической психологии используются те же методы, что и в других областях психологической науки. Главными методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – основной, наиболее распространенный в педагогической психологии эмпирический метод целенаправленного изучения человека. Специфическая особенность этого метода в том, что исследователь не воздействует на предмет изучения. Не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления. Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность и планомерность. Можно выделить два вида целей. В поисковых исследованиях ставится цель получить как можно больше сведений об интересующем предмете. Например, фиксация поведения шестилетних детей, поступивших в школу, на уроках, в перемену, дома; в общении с учениками, учителями, родителями и т. д. Сбор широкой информации дает возможность выделить проблемы, требующие специального исследования. В других случаях наблюдение ведется очень избирательно. Так, Ж. Пиаже при изучении детского мышления наблюдал только такие игры, в которых дети из двух предметов получали как бы один (один предмет находился внутри другого). Это формировало у ребенка понимание определенного отношения между предметами. Наблюдение реализуется в виде специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения: 1) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться; 2) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться; 3) способ фиксации получаемой информации. Эксперимент занимает главное место в психологических исследованиях. Его отличие от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Допустим, исследователь выдвинул гипотезу, что обучение идет успешней, когда обучаемый точно знает характер своих ошибок. Для проверки этой гипотезы необходимо взять две группы обучаемых, которые по своему исходному уровню развития и по другим характеристикам примерно одинаковы. В той и другой группе дети получают одно и то же задание: научиться писать заглавную букву «В». В одной группе после каждой пробы экспериментатор указывает, какие элементы воспроизведены правильно, какие неверно, и в чем конкретно состоит отклонение от образца. В другой группе экспериментатор просто говорит, что буква написана неверно и предлагает попробовать еще раз. Экспериментатор фиксирует количество повторений, которое потребовалось для правильного воспроизведения буквы в обеих группах. Он может фиксировать и отношение детей к работе. Эксперимент может быть организован как лабораторный и как естественный. В последние десятилетия в нашей стране был проведен целый ряд длительных и очень значимых естественных экспериментов именно в области обучения. Например, эксперимент, проходивший под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в начальной школе. Этот эксперимент позволил выделить условия воспитывающего и развивающего обучения, а также возрастные возможности детей в усвоении научных понятий. Любой эксперимент включает следующие этапы: 1) постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента: сбор данных; 4) анализ полученных экспериментальных данных; 5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные. Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В области педагогической психологии особенно важен формирующий (обучающий) эксперимент. Например, для изучения закономерностей учения прослеживается его эффективность в различных условиях. Кроме наблюдения и эксперимента педагогическая психология использует также метод беседы, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование, тестирование. Беседа – широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях. Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты – ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются следующие закономерности: 1) содержание вопросов; 2) форма – открытые и закрытые (на последние следует ответ «да» или «нет»); 3) формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответа и т. д.); 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике количество вопросов обычно предполагает 30–40 мин для ответов на них. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Анализ продуктов деятельности (творчества) – метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов деятельности. Этот метод широко используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков, поделок и т. д. Метод тестов. Тест представляет собой систему заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. В настоящее время сфера тестирования охватывает индивидуальные особенности человека как со стороны его отдельных свойств, так и в единстве широкого диапазона: интеллект, способности, межличностный статус, мотивация, эмоционально-волевая сфера. Различаются следующие виды тестов. Тесты интеллекта – психодиагностические приемы, предназначенные для исследования и количественной оценки уровня интеллектуального развития. Наиболее известными и широко применяемыми в современной психодиагностике являются тесты Векслера, Станфорда-Бине, Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена. Тесты специальных способностей – психодиагностические приемы, направленные на оценку у школьников возможностей усвоения знаний, умений и навыков в специальных видах деятельности (технической, музыкальной, художественной, спортивной и др.). Чаще всего их применение связано с вопросами профориентации и профотбора. Тесты достижений – стандартизированные тесты, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения школьниками учебными знаниями и навыками. Критериально-ориентированные тесты – методики психологической диагностики, выявляющие, насколько учащиеся владеют знаниями, умственными действиями, необходимыми и достаточными для выполнения определенных классов учебных заданий. Этот вид тестов относят к разновидности тестов достижений. Проективные тесты – группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию (интерпретировать какой-либо сюжет, завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц сюжетной картинки и т. д.). Предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, «проецируемой» на стимульный материал: сюжетные картинки (тест тематической апперцепции и др.), незаконченные предложения или высказывания действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), неопределенные фигуры (тест чернильных пятен Роршаха) и т. д. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории? 2. Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики? 3. Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике? 4. Почему использование тестов в педагогической психологии имеет этическую характеристику? 5. Какое влияние на современную педагогическую психологию оказала педология? Почему в настоящее время у педагогов и психологов снова повысился интерес к исследованиям педологов? 6. Какие недостатки педологии привели ее к кризису? ЛИТЕРАТУРА 1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник для студентов психологических факультетов университетов. 3-е изд., испр. М.: Педагогическое общество России, 2002. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 3. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. 4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 6. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991. Глава 2
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 12185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |